Методическая разработка занятия по математике для старших дошкольников «Путешествие в страну Математику»
Управление образования администрации Александровского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР»
Методическая разработка
занятия по математике
для старших дошкольников
«Путешествие в страну Математику»
Автор:
Егорова Ирина Викторовна
Педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
г. Александров
2021г.
Цель: Закрепить математические представления, сформированные в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знание цифр и умение правильно их записывать.
Тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи (в том числе логические), раскладывать число на два меньших (состав числа), сравнивать числа.
Совершенствовать графические навыки, умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, воображение, память
Воспитательные:
Воспитывать уверенность в своих силах, умение работать самостоятельно и в группе.
Введение.
Методическая разработка представляет собой конспект итогового занятия по математике для старших дошкольников. Разработанное занятие подойдет как для воспитанников детских садов, так и для учащихся студий раннего развития.
Цель занятия: Закрепить математические представления, сформированные в течение учебного года.
Все маленькие дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Наиболее благоприятным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. На занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление.
На занятиях широко используется игровая форма обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию информации. Подбирая занимательные, интерактивные игровые задания, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем стремление к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Оборудование:
Доска, разлинованная в клетку, мел, доска для письма маркером, маркер, мяч, два обруча, картинка – пеликан, игрушка – Незнайка.
Для каждого учащегося: набор цифр (0 -9), цветные и простой карандаши, ластик, линейка, счетные палочки, тетрадь (лист) в клетку, тетрадь из серии «Солнечные ступеньки. Рабочие тетради дошкольника» Математика. Часть 2.
Ход занятия:
Вступление.
- Сегодня Незнайка приглашает нас совершить путешествие в страну Математику. Как вы думаете, что надо будет делать в пути? (Считать, решать задачи.)
Да, мы целый год этим занимались на занятиях, и наши знания пригодятся в путешествии.
Разминка.
- Но сначала нам нужна разминка. Незнайка любит пошутить и поэтому предлагает вам
Веселые вопросы:
На правой или левой ноге пальцев больше? (одинаково, по пять)
Сколько раз промычала корова, если она четыре раза хрюкнула и один раз каркнула? (ни одного)
Сколько у тебя левых рук? (одна)
А сколько левых рук у цапли? (ни одной, у нее крылья)
Шли по дорожек кошки: две впереди, одна позади, одна позади, две впереди. Сколько было кошек? (три)
Сколько хвостов у шести белых и одной серой мыши? (семь)
Сколько лап у двух щенят? (восемь)
Сколько носов у трех псов? (три)
Сколько плавников у крокодила? (ни одного)
В гостях у деда Цифроеда.
- Мы приготовились и можем отправляться. В стране Математике нас встречает наш старый знакомый дед Цифроед. Кто это такой? Расскажите о нем гостям. (Он ест цифры, но не целиком, а откусывает от них кусочки)
- Нам надо узнать цифры и записать их в тетрадь. Посмотрите на доску и назовите их.
На разлинованной доске:
(2 0 4 8 7 1 5)
- Какое из чисел самое большое, самое маленькое? (8, 0)
Назовем их в порядке уменьшения, начиная самым большими, заканчивая самым маленьким. (8 7 5 4 2 1 0)
Задания деда Цифроеда.
- Дед Цифроед покажет нам всю страну Математику, но для этого сначала надо выполнить его задания. У каждого из вас на парте набор цифр. Я буду читать загадки. Вам надо узнать, о какой цифре идет речь и показать нужную карточку.
Это –месяц дугой, это –месяц другой.
А теперь, посмотри: получилась цифра… (3)
Эта цифра –кочерга, у нее одна нога. (7)
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким. (0)
Два кольца без конца.
Если я перевернусь, то совсем не изменюсь. (8)
Похожа цифра на крючок, а может, на обломленный сучок. (1)
Эта цифра похожа на стул,
Который кто-то перевернул. (4)
Цифра вот – дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек. (6)
Вот такая цифра есть – перевернутая шесть. (9)
Выгибает цифра шею, волочится хвост за нею. (2)
Что стоит в конце страницы, украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой…(5)
-Расставьте эти числа в порядке возрастания и прочитайте их.
А теперь дед Цифроед приготовил для вас задачи в стихах. Решите и покажите ответ цифрой на карточке.
К серой цапле на урок прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (4)
Два снегиря и шесть синиц.
Ребята, сколько всего птиц? (8)
Шел баран на водопой, трех овечек вел с собой.
Сколько вместе их, считайте, ответ быстро называйте. (4)
Две веселые мартышки покупать ходили книжки
И купили их по пять, чтобы было что читать.
Только глупые мартышки сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги, сколько книг у них, скажи. (10)
Привела гусыня-мать семь детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки. Шесть сыночков, сколько дочек? (1)
В кружку сорвала Марина восемь ягодок малины.
Три дала своей подружке. Сколько ягод стало в кружке? (5)
Дарит бабушка-лисица трем внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки, рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте, сколько их, пересчитайте. (6)
Сколько сапожек Оля купила,
Чтоб кошка лапок не промочила? (4)
В городе Числограде.
-Дед Цифроед доволен, что вы выполнили его задания. И он проводил нас в столицу страны Математики – город Числоград. В нем построены дома не простые, а числовые. На доске нарисованы числовые домики (3 4 5 6)
- Надо заселить их жильцами-числами. Это задание на состав числа. Состав каких чисел нам надо вспомнить? (3 4 5 6) Заодно и разомнемся. Перед вами на полу лежат два обруча. Чтобы показать состав числа три, трое ребят встанут в эти обручи так, чтобы мы увидели, из каких двух меньших чисел состоит число три. Так же заселим и остальные дома. Дети, которые сидят, будут говорить, как разместились их товарищи в обручах, а я запишу числа. (Учащиеся по очереди выходят и встают в обручи, показывая разные комбинации чисел)
Математическая раскраска.
- Наконец мы вышли из Числограда, и перед нами открылся чудесный вид. Какая красота! Так и хочется написать картину. А мы это сейчас и сделаем. Откройте ваши тетради (Математика 2 часть) на странице 22. Вы увидели математическую раскраску.
Выполните задание и пойдем дальше.
- Что мы увидели на картинке? (кораблик)
Вопросы пеликана.
-А вот и наш давний знакомый. Узнаёте эту птицу?
На доске картинка.
(Пеликан)
-Действительно, это он. Пеликан помогает нам сравнивать числа, определять, какое из них больше, а какое меньше. Он тоже хочет проверить ваши знания и задать вопрос каждому.
-Назови число больше 5.
Назови число меньше 3 и т.п.
Графический диктант.
-Хорошо в стране Математике, но пора возвращаться домой. А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете, когда напишете диктант по клеточкам в тетради.
Поставьте простой карандаш на красную точку. 4 клетки вправо, 2 клетки вверх. 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, стоп.
-Что получилось? (парусник)
Итог занятия.
- Ну, вот мы и дома. Мне очень понравилось наше путешествие, а вам? Чем? Что было самое интересное? Что вызвало затруднение, а что было легко?
Заключение.
В процессе проведения данного занятия у учащихся обобщаются и закрепляются математические представления, сформированные в течение учебного года.
Литература.
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994.
Тетрадь для рисования. Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Математика, Часть 2. – ООО «ВК «Дакота»
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щербинина С. В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. – ИП Бурдина С. В.