Методическая разработка внеклассного мероприятия в 8 классе по формированию читательской грамотности «Шинель» или театральный билет как ключ к искусству
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЙГУЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КОЗЛОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 7 классе
по формированию читательской грамотности
«Шинель» или театральный билет как ключ к искусству
Разработала: Архипова Э.Н.,
учитель русского языка и литературы
с. Байгулово, 2023
Цель: формирование читательской грамотности у учащихся, используя информацию несплошного текста ; повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом.
Задачи: научить находить информацию в тексте, преобразовывать её в нужную форму; преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать её, работать с информацией из разных текстов.
Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная, групповая.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление исследовательская технология, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока: (на доске)
“Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” (Ж.Ж.Руссо)
Организационный момент
Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, подарите соседу по парте свою улыбку, пожелайте хорошего настроения на уроке. Я вам тоже желаю отличной работы.
Актуализация знаний
- Ребята, начнем наше занятие с загадки. Постарайтесь отгадать ее, чтобы понять тему нашего урока.
Если кто-то дал вам в дар
Чудо-контрамарку,
Это значит – одарил
Вас таким подарком.
С ней бесплатным предстоит
Вход и посещение
Иль театра, иль кино -
Ждите представления!
Тут подвоха вовсе нет -
Дан вам в дар входной...
(Билет)
Самоопределение к деятельности
- Как вы думаете, что будет являться предметом нашего исследования на занятии? (Предметом нашего исследования будет являться билет в театр).
- Конечно же, это билет. И сегодня мы будем работать с билетом в театр юного зрителя имени М. Сеспеля.
- Кто из вас посещал театр? (ответы учеников)
- Кто любит театральные постановки?(ответы учеников)
- В каких театрах нашего города вам удалось побывать? (ответы учеников)
Слово учителя.
-Я тоже люблю театр, но в него не попасть без билета. Давайте рассмотрим билет на постановку «Шинель», которую нам предстоит увидеть.
-О чем нам может рассказать билет в театр? (Билет в театр нам может рассказать о названии спектакля, времени и месте проведения. Мы можем узнать стоимость билета, его номер, возрастную категорию спектакля).
- Кто из вас знает, почему театр носит имя Михаила Сеспеля? (ответы обучающихся)
Слово учителя
- А вам известно, когда был основан Чувашский государственный театр юного зрителя им. Михаила Сеспеля в Чебоксарах? (Одним из основателей театра был Э. Фейертаг. Первый спектакль «Молодой пласт» («Топай») по пьесе Л. Бочина состоялся 3 апреля 1933 года — этот день считается днём рождения ТЮЗа. Его основателями являются Эдвин Давидович Фейертаг и Маргарита Николаевна Фигнер — ленинградские режиссёры, педагоги и воспитатели будущего театрального коллектива).
- Что вам известно о М.Сеспеле? (ответы)
Ответ подготовленного ученика (показ презентации).
Михаил Сеспель — поэт и председатель революционного трибунала, изгнанник и признанный гений. Его стихи звучат на 55 языках мира.
В Чебоксарах именем Михаила Сеспеля названа улица, установлен памятник, открыт музей, в родной деревне действует Мемориальный музей «Родина Михаила Сеспеля», его имя носит Чувашский государственной театр юного зрителя.
На территории нашей республики располагается 5 объектов культурного наследия, связанных с именем этого выдающегося человека. Два из них находится в городе Чебоксары:
— Объект федерального значения «Дом, в котором в 1921 г. жил и работал чувашский поэт Михаил Сеспель» расположен на ул. Сеспеля. Сейчас там на первом этаже располагается музей, посвященный поэту.
— «Памятник М. Сеспелю (скульптор Майраслов А.П., архитектор Краснов Н.С., 1989 г., медь, мрамор)» на пр. Ленина. Открытие памятника состоялось в дни празднования 520-летия города Чебоксары. Бюст Михаила Сеспеля установлен на 3-метровом гранитном постаменте. Скульптор изобразил талантливого поэта, как бы устремлённым навстречу ветру революционных перемен. Жесты рук Сеспеля передают душевное волнение от переполняющих его чувств.
В родной деревне Михаила Сеспеля в Канашском районе тоже имеются два памятника истории и культуры:
— «Памятный камень, установленный на месте дома, где родился поэт (М. Сеспель)». Был установлен в ноябре 1999 г. к 100-летию со дня рождения поэта.
— «Памятник-бюст М. Сеспелю». Установлен в сельском парке в 1969 г.
Также в с. Шихазаны сохранилась «Школа, в которой учился чувашский поэт М. Сеспель, 1914-1917 годы». Именно здесь появляются первые стихи Михаила Кузьмина.
Личность Михаила Сеспеля имеет огромное значение для культуры Чувашской Республики.
Слово учителя
- Сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете. На ваших партах лежат файлы, в них билет в театр (приложение 1), лист с заданиями (приложение 2) и листы с дополнительными материалами (приложение 3и 4).
- Достаньте из файла билет в театр. Внимательно его рассмотрите. Какую информацию мы можем получить из билета в театр? (ученики извлекают из текста информацию, представленную в явном виде, что является базовым умением читательской грамотности, который необходим для полноценной работы с текстами)
Задание №1.
-В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.
- Ребята, познакомьтесь самостоятельно с вопросами. (Пауза 1 минута). Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.
1.Какой адрес у театра? ( город Чебоксары,Московский проспект, дом 33)
2.Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 250рублей)
3.Назовите дату спектакля. (Дата спектакля 2 ноября 2023 года)
4.Назовите время начала спектакля. (Время начала спектакля 13.00)
5.Название спектакля. (Название спектакля «Шинель»)
6.В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).
- Ребята, что вам известно о произведении «Шинель»? Кто его автор? (ответы обучающихся)
- Как вы думаете, интересно ли будет смотреть пластическую драму по мотивам повести Н.В. Гоголя?(ответы обучающихся)
Что называется, пластической драмой?( Пластическая драма – синтетический жанр, возникший на стыке драматического театра, танца, пластики, пантомимы, музыкального и визуального искусства).
Задание №2.
- Ребята, прежде чем пойти в театр, мы с вами должны знать правила поведения. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).
- Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информационную карточку, дополните ее (приложение №2), используя свой жизненный опыт.
Физкультминутка
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание.
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед – влево – вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. Д.)
Задание №3. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, преобразовывают ее в нужную форму).
- Ваш друг оставил вам свой билет. Вы раньше его оказались в зале, теперь необходимо объяснить вашему товарищу, написав сообщение, где находятся ваши места. (Необходимо отметить, что места находятся на балконе и нужно подняться на второй этаж театра, указать ряд и место)
-Ребята, вам известно, чем отличаются места, расположенные в партере от мест на балконе? (ПАРТЕР(фр.). 1) часть театральной залы ниже уровня сцены, с местами для зрителей, также самые зрители. БАЛКОН ТЕАТРАЛЬНЫЙ (итальянск. balcone), в театре места для публики, расположенные в несколько вертикальных рядов напротив сцены и по боковым сторонам зрительного зала.)
Задание №4.
- Перед антрактом ведущая объявили, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Она предупредила, что в случае выигрыша, нужно обратиться к организаторам мероприятия.
- Ребята, давайте обратим внимание на задание №1, в котором находятся серия и номер выигрышного билета. Найдите эту информацию.
- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.
- Выиграл ли ваш билет? Обведите верный ответ в задании №1.
- У кого оказался выигрышный билет? (Ответы).
- К кому ты должен обратиться для получения выигрыша? (Ответы).
- Я являюсь организатором сегодняшней лотереи. Проходи для получения приза.
- Ребята, давайте поаплодируем нашему победителю.
Задание №5. (Обучающиеся преобразовывают один формат несплошного текста в другой. Групповая форма работы. Обучающиеся в паре рисуют афишу )(Приложение 3)
- Ребята, в завершении нашего увлекательного занятия, я предлагаю вам выступить в роли дизайнеров – оформителей. Нарисуйте, пожалуйста, афишу, максимально, используя информацию из билета.
(Учащиеся выполняют работу на листах бумаги формата А4, после выполнения задания работы вывешиваются на доску, с целью выявления наиболее интересной афиши.)
V. Рефлексия.
- Что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? (На сегодняшнем занятии мы исследовали билет. Узнали, где в билете располагается информация. Познакомились с правилами поведения в театре. Познакомились с историей театра юного зрителя им. М. Сеспеля.
- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии? (Данные знания мы сможем применить, когда пойдем в театр уже 2 ноября. Мы сможем легко определить адрес театра, название спектакля, ряд и номер места.)
- Ребята, на столе находится ваза и разноцветный песок, возьмите горсточку песка того цвета, который соответствует вашему настроению. Голубой – приятные впечатления от занятия, красный – восторг, желтый – занятие вызвало огромный интерес, серый – ничего нового и интересного не было.
VI. Итог.
- Я вижу, что вы уйдете с нашего занятия в хорошем настроении. Мне тоже было интересно работать с вами, большое вам спасибо за работу. Вы молодцы! Надеюсь, полученные сегодня знания, вы правильно используете при посещении театра. До 2 ноября я рекомендую вам прочитать рассказ Н. В. Гоголя «Шинель». Спасибо, ребята!
Приложение 2
Задание для работы с театральным билетом
Задание 1. Ответьте на вопросы, извлекая информацию из текста, написанного на билете.
Какой адрес у театра?
Сколько стоит билет на спектакль?
Назовите дату спектакля.
Назовите время начала спектакля.
Название спектакля.
В каком случае можно обменять билет на спектакль?
Приложение 3
Правила поведения в театре Пожалуйста, приходите в театр вовремя. После … звонка вход в зрительный зал запрещен. В зале запрещено производить … . Данные действия нарушают спокойствие ваших соседей, атмосферу спектакля и закон об авторских правах (не говоря уже о том, что все это очень сильно мешает работе актёров)! Отключайте … перед началом спектакля. … сдайте, пожалуйста, в гардероб. Проходя к своему месту, идите вдоль рядов кресел … к сидящим зрителям. Если вы уже заняли своё место в зрительном зале, а мимо вас проходят зрители на свои места, обязательно … и дайте им дорогу. Садитесь на то место, которое … . Если же ваше место вдруг оказалось занятым и его не хотят освобождать, не вступайте в спор — … . Сидя в кресле, не … на оба подлокотника. Во время спектакля не … — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Вход в зал с … запрещен. Не вставайте со своего места, пока … — не мешайте другим зрителям. |
Приложение 4
Памятка составления афиши
(Афиша – графическая реклама, печатается на плотной бумаге или картоне)
Афиша должна содержать:1. Название спектакля 2. Дата 3. Время 4. Место представления 5. Изображение главного героя.
Список используемой литературы.
Громова В.И.. Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с. ISBN 978-5-9980-0531-2
Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская.- Тарту, TARTU/ULICOOL/ NARVA KOLLEDZ, 2012, - 58с.
Смирнова Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.- 272с.
https://kurskdrama.ru/o-teatre/
Вебинар «Как эффективно использовать несплошные тексты на занятиях» https://www.eduneo.ru/
http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом».