12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Наталья Вячеславовна57
2

Методическая разработка Формирование читательской грамотности на уроке истории в 7 классе Иван IV.Опричнина

Тема урока «Иван IV.Опричнина»

Описание: данный урок пятый по теме «Россия в ХVI веке. Правление Ивана Грозного», соответствует теме предмета и программе курса истории в 7 классе «Опричнина», связана с предыдущими темами «Внешняя политика Ивана IV» и «Российское общество»

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса:

«Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?» Н.И. Костомаров

Проблемный вопрос: Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

- анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы понимать сущность опричнины Ивана Грозного, ее причины, развитие и последствия, формировать ценностные суждения;

-   извлекать информацию из карт, истоиических источников;

-   анализировать информацию, устанавливать закономерности, понимать скрытые смыслы, содержащиеся в тексте, «расшифровывать» намерения автора, формулировать и аргументировать свое понимание;

-   действовать в соответствии с прочитанной «инструкцией», поставленной задачей;

- уметь (сможет продемонстрировать) давать определения понятий: земщина, опричнина; описывать причины разрыва Ивана IV со своими сподвижниками; показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; высказывать суждения о причинах, характере и итогах опричнины; раскрывать причинно-следственные связи, цели и результаты деятельности исторических личностей; слушать и дополнять выказывания одноклассников, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

оценивать роль личности в истории.

Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов: Рабочие листы для учеников (все тексты с вопросами и заданиями) и оценочные листы для групп.


Группа №___


Ф.И.

Участие в заполнении

Таблицы

+

Ответы на вопросы

+

Работа в группе

на уроке

+

Самооценка

Оценка

учителя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.







Организационно-педагогические условия проведение урока:

А) Описание учебной задачи (учебно-познавательной/учебно-практической задачи):

«Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?» Н.И. Костомаров.

Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

Б) Описание хода урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов:

Урок построен на работе в  группах над предложенными  заданиями с использованием исторических источников, карты, учебника «История России. Ч I.» под общей редакцией А.В.Торкунова (для помощи тем учащимся, кому сложно будет сформулировать ответ)

Задание1: работаем с текстами 1-3 (исторический источник), сформулировать причины роспуска Избранной рады и цели введения опричнины (записать в индивидуальном раздаточном листе). Почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

  (Причины: 1. Недовольство своеволием бояр. 2. Стремление членов избранной рада к управлению государством. Цель введения опричнины: Укрепление единоличной власти.

Бояре испугались восстания народа, поэтому согласись на условия царя.

Задание 2: Работа с текстом 4 (картой) «Территория государства: Земщина и Опричнина», выписать в рабочий лист в таблицу территории, которые входили в Земщину и Опричнину, управление, войско. Какой вывод можно сделать на основании карты, таблицы?

 

Критерии

Земщина

Опричнина

Территории

Все земли государства, кроме тех, что отошли в личное владение царя.

Самые богатые, экономически развитые земли: 20 городов в центральных районах страны.

Управление

Боярская Дума

Царь

Центр (столица)

Москва

Александровская слобода

Армия (войско)

Народное ополчение

Опричное войско


Вывод: Разделенное государство станет слабеть, будет уязвимо для внешнего врага. Ослабнет экономика государств.

Задание 3: Прочитайте текст 5 источника и ответьте на вопросы.

Кто подвергся казни и расправе? Против каких слоев населения эта политика была направлена, а какие слои населения пострадали в ходе ее осуществления? Какими способами она осуществлялась?

Методы опричной политики – казни, жестокие расправы, массовые ссылки, заточение, конфискация имущества, террор.

Задание 4: Сформулировать определение Опричнины, на основе ответов на задания.

(Опричнина – это внутренняя политика Ивана IV, направленная на усиление царской власти путем раздела территории государства, создания особого войска и применения методов террора и насилия)

Закрепление. Задание 5: Ответить на вопросы, поставленные в начале урока.


Ответы на вопрос 1

Ответы на вопрос 2

1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).

2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.

3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел.

4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному.

1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.

2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.

3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.

4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».


Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.

1) Тексты 1-2 (произведение историка): 1.«…Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «Ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что Избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела рядом постановлений, неудобных для московских самодержцев. …Рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающем свое полновластие. Столкновения начались с 1553 г. во время тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что Рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Дмитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича Старицкого: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летописец), а в боярах смута и мятеж, а царству начала бытии во всем скудость». Полный разрыв с царя с радою произошел около 1560 г., когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А.Адашев».

(Платонов С.Ф Лекции по русской истории)

2.«Главная ценность для него (Ивана IV) – ничем не ограниченная самодержавная власть. … Царь Иван был уверен, что служить ему – нравственный и христианский долг его подданных. Сам господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. … Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. … Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша»…»

(Кобрин В.Б. Иван Грозный

2)Текст3: Карта t1647365520aa.png

3) Текст 5:

«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.

В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.

25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».


Оснащение для урока : рабочий лист с заданиями, таблица для подведения итогов, карточки с отрывками письменных источников, презентация, проектор, компьютер.

Домашнее задание: в ходе урока была выполнена учебная задача и учащиеся оценены по данной теме (на основе рабочих листов)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.