Анализ текста как способ формирования читательской грамотности
Анализ текста как способ формирования читательской грамотности.
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи, то есть является средством формирования читательской грамотности.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Текст является связующим звеном всех учебных предметов, работа с которым позволяет добиваться требуемых образовательных результатов.
При работе с текстом учитель ставит перед собой конкретные задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.
Проанализируем пейзажную зарисовку К.Г.Паустовского: «Весна. Словарь природы».
Константин Георгиевич Паустовский - художник слова. В своих рассказах о природе он использует все богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях передать всю красоту и благородство родной природы. В небольших заметках писателя она проходит через все времена года в красках и звуках: преображается и приукрашивается весной и летом, пламенеет ранней осенью, меркнет и засыпает зимой.
Обратимся к названию миниатюры: «Весна. Словарь природы». Посмотрим лексическое значение каждого слова.
Весна – время года, и мы видим стремительное пробуждение природы.
Словарь - книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
Природа в данном случае выступает в значении - все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек.
Объединим значения этих трех слов и придем к выводу: автор стремится показать богатство слов, позволяющих показать центробежную силу наступления весны.
Весну он олицетворяет, она у него девочка с котомкой хороших слов: оттепели, ростепели, капели, промоины, проталины, проплешины, ледоход, талая вода… И это все - картины весны. Природа преображается. Это пробуждение и изменение передается использованием преимущественно глаголов настоящего времени несовершенного вида (больше всего с приставкой, имеющей значение «начала действия») с помощью которых создается динамика: (снег) оседает, делается зернистым, (оттепели) начинаются, (промоины) появляются, (мать-и-мачеха) желтеет, (подвижка на реках) происходит… Эти глаголы составляют повествовательную канву текста – мгновения весны.
Выразительности речи способствуют семантико-стилистические ряды синонимов: оттепели - ростепели (ростепели – разговорное); распутица - бездорожье; проталины - проплешины; из лунок – продухов – прорубей.
Весна только вступает в свои права. Она – девочка, ещё зябнувшая от последних заморозков. Поэтому и краски серые. Они предстают нашему взору за теми же распутицами, бездорожьем, черной в промоинах водой. Но есть и первые яркие краски, радующие глаз – желтеет мать-и-мачеха. Слышна и музыка весны: звуки капели, шум реки, звон последних льдинок. Цветопись и звукопись в тексте являются основным средством образности.
В создании колорита весны К.Г.Паустовский использует олицетворения («девочка-весна», «туманы съедают», «пойдут овраги», «распутица наступает», «снег оседает», «вода выступает»), эпитеты («темные ночи», «хорошие слова»), сравнения («льдинки – черепки»), метафоры («словарь природы», «снег делается зернистым, ноздреватым») Такое оформление помогает ярче представить картину весны, услышать её разные звуки.
Это произведение художественного стиля, представлена образная картина пробуждения природы.
Ведущая тема отражена в подзаголовке: «Словарь родной природы». Эту мысль можно подтвердить и содержанием первой микротемы: как много слов, относящихся к временам года и к явлениям, с ними связанными.
Основная мысль в том, русский язык богат и разнообразен.
Таким образом, К.Г.Паустовский - великий художник слова, сумел передать не только состояние весенней природы, но и состояние души человека, когда сердце наполняется любовью ко всему окружающему, когда рождается гимн весне и жизни.
Работа над анализом текста поможет обучающимся не просто бегло «проглатывать» слова, а извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни, развивать в себе чувства прекрасного, уметь замечать незначительное, малое.
Чтение, —говорил выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.