Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 3–4 классов «Игра "Юный финансист"»
Технологическая карта занятия
Финансовая грамотность
Тема: Игра - «Юный финансист»
Форма проведения: занятие-игра: «Юный финансист».
Участники: учитель, учащиеся 3-4 классы.
Цель: Развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как части семьи, общества;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
развивать умение работать в группе,
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
развитие коммуникативной культуры учащихся;
выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Оборудование и материалы:
Компьютер, экран.
Карточки с заданиями, бумажные жетоны, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А3.
Набор продуктов: сок, молоко, шоколад.
Приложение: Презентация.
Форма работы участников: групповая (командная)
Время занятия: 40 мин.
Заключение:
Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся начальных классов. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Оргмомент (5 мин) Мотивация. | Приветствие учащихся. Формирование групп. Организация и настрой на учебную деятельность. Создает эмоциональный настрой. Формулирует задание. | |
2. Разминка, ребус. (2 мин) | Учащимся предлагается разгадать ребус используя русский алфавит.(подсказка за 100 евриков ) | |
3. Игра по станциям (33 мин) | Знакомство со станциями. | |
Станция 1. «ТРУД» (5мин) | Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдает бумажные жетоны. | Выполняют задания. Отгадывают, зашифрованы пословицы. Называют, какие профессии они знают, и какую потребность человека они удовлетворяют? |
Станция 2. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА» (3 мин) | Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма. | |
Станция 3. «МАГАЗИН» (3мин) | Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя. Располагают по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. | |
Станция 4. «ВИЗИТКА ТОВАРА» (5 мин.) | Изучают информацию о товаре, делают запись в таблицу, т. е составляют визитную карточку товара. | |
Станция 5. «Реклама» (10-15 мин) | Придумывают и рисуют на листе А3 рекламу новых 1. конфет, 2. Зубная щётка, 3. стул, которые хотели бы производить на своей фабрике. Придумывают название, слоган и назначают стоимость своего товара. Презентация своей работы. | |
4. Рефлексия. Подведение итогов игры. (2 мин) | | Оценивают свою деятельность. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересное занятие – игра по финансовой грамотности. В игре принимают участие три команды. Игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий.
Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие, вы будите получать задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны, а после будет менять на деньги. Каждый из вас принёс своей команде денежные средства, на прошлых занятиях вы создавали каждый своё производство, тем самым заработали свой стартовый капитал. У каждой команды в банке по 300 евриков.
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Команды готовы?
Учитель: Ребята, давайте с вами разомнёмся и начнем с логического задания. Какая профессия зашифрована с помощью этих чисел, если каждая буква заменена её номером по порядку в алфавите русского языка.
Задание 1. «ТРУД»
Учитель: Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. А вы ребята знаете пословицы о труде? (ответы). Отгадайте, какие пословицы зашифрованы, (на экран выводятся правильные пословицы, дети получают за каждый ответ по одному жетону).
(ответ)
| лучше большого безделья» | ||||||||||
Б«От труда здоровеют, | гуляй смело» | ||||||||||
В «Маленькое дело | и рыбку из пруда» | ||||||||||
Г «Сделал дело, | а от лени болеют» | ||||||||||
Д «Без денег торговать | как без соли хлебать» |
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что такое профессия? (ответы детей: профессия-это труд). Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Назовите, какие профессии вы знаете, и какую потребность человека они удовлетворяют? (дети отвечают по очереди и зарабатывают очки своей команде, за каждую профессию получают один жетон).
Занятие 2. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»
Учитель: Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием. Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма, за каждый правильный ответ получают по одному жетону.
(ответ)
Валюта | Название мультфильма |
Сольдо | Приключение Буратино |
Пиастры | Остров сокровищ |
Эре | Малыш и Карлсон |
Доллар | Утиные истории |
Сантик | Незнайка на луне |
Динары | Али-баба и 40 разбойников |
Валюта | Название мультфильма |
Сольдо | Али-баба и 40 разбойников |
Пиастры | Незнайка на луне |
Эре | Утиные истории |
Доллар | Малыш и Карлсон |
Сантик | Остров сокровищ |
Динары | Приключение Буратино |
Занятие 3. «МАГАЗИН»
Учитель: Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу, за каждый правильный ответ получают по одному жетону.
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | | | |
(ответ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ж | Г | В | Ё | А | Е | Б | Д |
Занятие 4. «ВИЗИТКА ТОВАРА»
Учитель: Ребята перед вами 3 продукта. Заполните таблицу. За правильный ответ получают по одному жетону. Чтобы узнать стоимость товара, можно обратится к гостям «Помощь зрителя».
Название товара | Дата изготовления | Срок годности | Условия хранения | Состав | Цена |
| | | | | |
Занятие 5 «РЕКЛАМА»
Учитель: Всем известно, что для успешной продажи товара, очень важна его реклама. Ваша задача выбрать лист (1,2,3) с товаром, который вы будите рекламировать. Придумывают и рисуют на листе А3 рекламу новых 1. конфет, 2. Зубная щётка, 3. стул, которые хотели бы производить на своей фабрике. Придумывают название, слоган и назначают стоимость своего товара. Презентация своей работы.
Учитель: Теперь приступим к презентации проектов. Ребята, вы все большие молодцы! Все накопленные сбережения вы сдаёте в банк, а на следующем занятие мы с вами будем разбирать и составлять бизнес-план.
Использованный УМК:
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
Обществознание: учебное пособие для общеобразовательных организаций./Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет – источники:
https://fmc.hse.ru/ - Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс);
http://www.вашифинансы.рф/ - сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан;
http://fingram34.ru/– сайт регионального центра финансовой грамотности.
http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
http://www.iloveeconomics.ru - Сайт «Экономика для школьника».
Приложение 1.
Приложение 2.
РАЗМИНКА
Какая профессия зашифрована с помощью этих чисел, если каждая буква заменена её номером по порядку в алфавите русского языка.
22 | 10 | 15 | 1 | 15 | 19 | 10 | 19 | 20 |
| | | | | | | | |
Приложение 3.
«ТРУД»
Отгадайте, какие пословицы зашифрованы.
А «Без труда не вытащишь | лучше большого безделья» |
Б «От труда здоровеют, | гуляй смело» |
В «Маленькое дело | и рыбку из пруда» |
Г «Сделал дело, | а от лени болеют» |
Д «Без денег торговать | как без соли хлебать» |
Приложение 4.
«МУЛЬТ-ВАЛЮТА»
Стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма.
Валюта | Название мультфильма |
Сольдо | Али-баба и 40 разбойников |
Пиастры | Незнайка на луне |
Эре | Утиные истории |
Доллар | Малыш и Карлсон |
Сантик | Остров сокровищ |
Динары | Приключение Буратино |
Приложение 5.
«МАГАЗИН»
Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | | | |
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
Приложение 6.
«ВИЗИТКА ТОВАРА»
На столе лежит набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад. Заполните таблицу.
Название товара | Дата изготовления | Срок годности | Условия хранения | Состав | Цена |
| | | | | |
Приложение 7.
«РЕКЛАМА»
Придумывают и рисуют на листе А3 рекламу новых 1. конфет, 2. Зубная щётка, 3. стул, которые хотели бы производить на своей фабрике. Придумывают название, слоган и назначают стоимость своего товара