Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему «Личный финансовый план»

5
0
Материал опубликован Сегодня в 14:08 в группе

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему «Личный финансовый план»

Класс: 5 - 9

Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, презентация
презентация к занятиюPPTX / 5.79 Мб
, игровое поле, правила игры
игра-бродилка СмешарикиDOCX / 1.39 Мб
, фишки, кубик, призы командам.


Цели:

Научить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

Сформировать ответственность за свое финансовое поведение.



Задачи:

Рассказать, что понимается под личным финансовым планом.

Показать на моделях ситуаций приемы формирования финансового плана.

Формировать ответственность за свое финансовое поведение.

Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

Формирование УУД:

коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение строить понятные для собеседника высказывания;

регулятивные: умение настраиваться на занятие, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

личностные: формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике

познавательные: формирование выделения количественных характеристик объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Методы и приемы, используемые для проведения мероприятия: эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций (анимационные ролики), выполнение тренажеров, мозговая атака, настольная игра.






Ход занятия

Вступительная часть:

Организационный этап, самоопределение к деятельности
Здравствуйте! Такое привычное приветствие! Мы произносим его каждый день, по несколько раз. А что же оно обозначает?

Ответы обучающихся.


Спасибо за ваши ответы. Конечно, мы знаем, что слово «Здравствуйте» буквально означает "будьте здоровы, не болейте, процветайте".

А что значит «Процветайте»?


Ответы обучающихся.

Молодцы. Конечно же вы правы. Пожелание «процветайте» - это пожелание успешно развиваться, находиться в хорошем состоянии.


Постановка проблемы

Таким образом получается, что здороваясь, мы желаем здравия телесного, развития духовного, физического и финансового. А от чего зависит наше финансовое благосостояние и развитие?


Ответы обучающихся.


Да, отлично, спасибо. Конечно, вы правы. Финансовое благосостояние каждого человека имеет индивидуальный характер. Все люди имеют разные доходы и расходы. У всех разные потребности и жизненные ценности. Но одно остается несомненным – если человека не обманывают, если он может сохранить заработанное, а еще лучше – преумножить заработанное благодаря грамотным инвестициям – его финансовое благосостояние увеличивается. Однако очень часто люди сталкиваются с ситуацией, когда денег до зарплаты не хватает… Что же нужно сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?


Ответы обучающихся.


Да, конечно, спасибо. Необходимо грамотно распределить доходы и расходы, составить план.


И сейчас я предлагаю посмотреть серию Смешариков, после которой мы с вами определим тему нашего занятия.

t1739012763aa.png


Так о чем у нас с вами пойдет сегодня речь?


Ответы обучающихся.


Абсолютно верно! О Финансовом плане.


t1739012763ab.png


с) Постановка целей и задач.

Как вы поняли - что такое финансовый план?

Как достигнуть запланированной цели?

Что нельзя делать на пути к достижению своей цели?


Ответы обучающихся.


Конечно, вы все правы. И целями сегодняшнего занятия мы можем обозначить:

Научиться методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

Сформировать ответственность за свое финансовое поведение.

Тогда задачи можно сформулировать следующим образом:

- Рассказать, что понимается под личным финансовым планом.

- Показать на моделях ситуаций приемы формирования финансового плана.

- Формировать ответственность за свое финансовое поведение.

- Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

t1739012763ac.png


Итак, обобщив все, что мы сегодня говорили, можно сформулировать определение: Личный финансовый план — это индивидуальная стратегия по достижению финансовых целей. Если говорить простыми словами, это документ, в котором четко прописаны цели, которых вы хотите достичь, и пошаговый план для их выполнения.

t1739012763ad.png

2. Основная часть

а) Актуализация знаний

Мы с вами знаем, что финансовый план предусматривает как доходную часть, так и расходную. Вспомните, что же говорил Ежик в просмотренном нами анимационном фильме про достижение цели?


Ответы обучающихся


Да! Не тратить деньги на всякую ерунду. А что же относится у нас с вами к «ерунде»?


Ответы обучающихся


Конечно, «ерунда» у каждого своя, но нельзя экономить на необходимом, иначе может получиться так, как в следующей истории наших любимых Смешариков.

t1739012763ae.png


Так что же неправильно делал Крош?


Ответы обучающихся


Да, вы правы. Нельзя экономить на необходимом.


t1739012763af.png


Назовите все основные траты семьи, которые она совершает в течение месяца (те, которые требуют ежемесячного вложения и не превращаются в капитальный ресурс).


Ответы обучающихся


Отлично. Такие траты называются текущими (обязательными, необходимыми).


А какие траты семья совершает за всю жизнь, которые необходимы для крупных покупок, имеющих длительный срок службы?


Ответы обучающихся


Такие траты называются капитальными, потому что они превращаются в капитал семьи.

Ну и наконец, все траты семьи, которые она совершает на то, что не обязательно, но очень приятно (те, от которых семья легко может отказаться), называются …


Ответы обучающихся


необязательными или желаемыми.


Часто считают, что финансовый план нужен, чтобы тратить меньше. На самом деле он нужен, чтобы за те же деньги получать больше. К тому же финансовый план избавит вас от неожиданностей.


б) Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности


Ну вот мы все разобрались с расходами, поняли, что надо контролировать свои необязательные расходы, и можем переходить к составлению финансового плана.

Для его построения нужны всего три действия, ответы на три главных вопроса экономики ЧТО? СКОЛЬКО? КАК?

ЧТО мы хотим

СКОЛЬКО это стоит

КАК этого достичь


t1739012763ag.png


У каждого человека всегда существует множество желаний: отпуск, автомобиль, квартира и т.д. Что отличает финансовые цели от желаний? Большинство людей об этом даже не задумываются. Но смешивание целей и желаний приводит к большим разочарованиям. Постараемся разобраться, в чём заключается отличие целей от желаний.


t1739012763ah.png


С одной стороны цели и желания сходны между собой. Но есть один маленький нюанс, указывающий на существенное различие понятий. Достигнуть цель без наличия желания невозможно. В свою очередь желание проявляется только тогда, когда в поле интересов входит интересная и достойная цель.

Таким образом, эти понятия различны и характеризуют различные состояния человека: я двигаюсь к цели и я имею желание.


t1739012763ai.png


Финансовая цель должна быть записана на бумаге. Записи позволяют держать фокус внимания на конечном результате и не отклоняться в процессе движения.

Финансовая цель должна быть реально достижимой. Необходимо понимать какие ресурсы, и в каком объеме потребуются для реализации цели. Располагаете ли вы этими ресурсами, а если нет, то откуда сможете привлечь.

Финансовая цель должна быть конкретна. Например, сравните «хочу быть богатым» и «к 45 годам мой капитал составляет более 5 млн. рублей». Есть разница? Какое из высказываний желание, а какое цель?


Ответы обучающихся


Финансовая цель определена во времени. Посмотрите на предыдущий пример, и станет всё понятно.

Финансовая цель должна быть осознана. Простыми словами она должна быть именно продуктом ваших мыслей, а не навязанной извне. Нет ничего страшнее достижения навязанной (чужой) цели.



Все большие молодцы. А теперь предлагаю поиграть.


t1739012763aj.png

Вам предлагается игра, моделирующая путь достижения финансовой цели. (Можно распечатать поле и использовать, как настольную игру, можно спроецировать на магнитную доску, вывести на смарт-доску или спроецировать на пол – все зависит от технических возможностей кабинета)

Смешарики решили накопить на мечту – составили финансовый план. Но на пути к достижению финансовой цели Смешариков подстерегают различные ситуации, с которыми может столкнуться ребёнок в повседневной жизни.


t1739012763ak.png.



План проведения:

Жеребьевка. Игроки по очереди выбрасывают кубик, начинает игру тот, у кого выпадет бОльшее число, далее – по часовой стрелке.

Игра. Игроки по очереди бросают кубик и совершают ходы в соответствии с выпавшим количеством «костей». Попав на цветные кружочки внимательно прочитайте и выполните действия. Побеждает тот, кто первым дойдет до ФИНИША


Правила игры

5 Бараш получил квитанцию за коммунальные услуги. Надо оплатить. Задержитесь на один ход.

10 Крош получил приз за победу в соревновании по ориентированию на местности. Можете сделать дополнительный ход.

16 (->) Лосяш просит рассказать о том, что такое семейный бюджет. Если ответите правильно – переход хода, если нет - остаетесь на месте.

22 (<-) Бараш не оплатил вовремя налог на имущество. Отправляйтесь по стрелке и не забудьте заплатить!

28 Бараш и Ежик пришли в МФЦ получить консультацию по возврату подоходного налога. Надо подождать. Задержитесь на один ход.

32 (->) Совунья просит рассказать о том, что такое финансовая подушка безопасности. Если ответите правильно – переход хода, если нет - остаетесь на месте.

42 Бараш задумался о достижении своей финансовой цели. Задержитесь на один ход.

50 (<-) Ежику позвонили из банка, и сказали, что с его счета пытаются снять деньги, и что необходимо обезопасить свои сбережения, переведя их на другой счет. Ежик послушался представителя банка и перевел деньги, но это оказались мошенники. Вернитесь назад по стрелке.

54 Пин попал на уловку мошенников. Поверив в рассказы о сверхдоходности проекта, Пин вложил все средства в предприятие, которое оказалось финансовой пирамидой. Пин потерял все свои сбережения. Вернитесь на кнопку СТАРТ.

58 Лосяш запатентовал свое изобретение и получил грант на его производство. Можете сделать дополнительный ход.

61 (<-) Нюша не удержалась, и накупила себе обновок, сходила к косметологу и к парикмахеру. Ваши сбережения резко сократились. Вернитесь назад по стрелке.

67 Бараш пригласил Нюшу на свидание. Задержитесь на один ход.

71 Друзья решили помочь Барашу. Можете сделать дополнительный ход.

79 Кар Карыч просит ознакомиться с памяткой «Как избежать мошенничества». Задержитесь на один ход.

81 (->) Крош просит рассказать, что такое финансовая цель. Если ответите правильно – переход хода, если нет - остаетесь на месте.

94 Совунья записала песни друзей и удачно продала запись звукозаписывающей студии. Можете сделать дополнительный ход.

104 У Ежика День рождения. Задержитесь на один ход.

111 (<-) Копатыч решил посадить экзотический фрукт – мангостин, в надежде на высокий спрос и высокие доходы от его продажи. Но в наших условиях ничего не выросло. Вернитесь назад по стрелке.

115 Крош вложил все сбережения в банк под 22% годовых. Можете сделать дополнительный ход.

117 Ежик получил в подарок на День рождения тропические растения. Для них необходимо создать особые условия – освещение, увлажнение, обогрев. Задержитесь на один ход.

140 Бараш и Нюша начали выпекать и продавать кондитерские изделия на заказ. Можете сделать дополнительный ход.

145 (->) Кар Карыч просит рассказать ему, как можно накопить на свою финансовую цель. Если ответите правильно – переход хода, если нет - остаетесь на месте.

157 Лосяшу позвонили и сказали, что его СИМ-карта устарела, и ее необходимо заменить. Можно это сделать дистанционно, достаточно только назвать код, который придет в СМС-сообщении. Лосяш назвал код, и все деньги с его счета были украдены мошенниками. Вернитесь на кнопку СТАРТ.

165 (<-) Нюшу пригласили принять участие в показе мод в качестве модели. Для участия в показе мод Нюше понадобились новые наряды и она приобрела их в кредит. Вернитесь назад по стрелке.

178 Крош организовал водные прогулки. Можете сделать дополнительный ход.

189 (<-) Пину позвонили с незнакомого номера и сказали, что его робот-сын Биби попал в аварию и необходимо срочно перечислить деньги на его ремонт. Пин, конечно, деньги перевел, но, к счастью, Биби оказался цел. Пину звонили мошенники. Вернитесь назад по стрелке.

193 (->) Нюша просит рассказать ей, как не попасть на уловки мошенников. Если ответите правильно – переход хода, если нет - остаетесь на месте.

195 (<-) Крош заболел. Понадобилось купить дорогостоящее лекарство. Вернитесь назад по стрелке.

202 Нюша занялась флористикой и продает цветочные композиции. Можете сделать дополнительный ход.

210 Бараш замечтался о близком достижении финансовой цели. Задержитесь на один ход.


3. Заключительная часть:
а) Подведение итогов.

t1739012763al.png

Подведение итогов игры. Вручение призов.


б) Рефлексия.

t1739012763am.png


Проводится по привычной для детей схеме.


в) Прощание

t1739012763an.png




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.