Методическая разработка занятия для детей с ОВЗ "Семейный бюджет"
Методическая разработка занятия для детей с ОВЗ:
«Семейный бюджет»
Образовательная организация: КОГОБУ ШИ ОВЗ № 3 г. Кирова
Воспитатель: Радивил Людмила Михайловна
Класс: 8а
Тема: Семейный бюджет
Тип занятия: обобщение и закрепление пройденного материала
Основная дидактическая цель: закрепить полученные ранее знания о способах получения доходов и о планировании расходов семье.
Задачи:
Образовательные
Закреплять знания об основных статьях доходов и расходов;
коррекционно-развивающие
коррекция и развитие связной устной речи через полные ответы на вопросы;
коррекция и развитие мыслительной деятельности;
Воспитательные
Способствовать развитию умения у обучающихся экономно расходовать свои доходы в будущем.
Планируемые результаты:
Формируемые базовые учебные действия | Предметные умения и навыки | ||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникатив-ные | ||
Способствовать развитию правильного отношения к ведению семейного бюджета | - вспомнить и закрепить понятия «бюджет», «доход», «расход» -закрепить знания об основных источниках доходов - рассмотреть основные виды экономии | - умение понимать и выполнять инструкцию воспитателя; - закреплять умение работать в группах; | - умение выражать свои мысли и строить связное высказывание | Закреплять знания по основным частым семейного бюджета |
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ноутбук, телевизор, калькуляторы, фломастеры.
Дидактические средства: карточки с заданием «Математический алфавит», карточки «Правила семьи», карточки «виды доходов», карточки-задания «Посчитай доход семьи», карточки-задания «Посчитай расход семьи», карточки «Статьи расходов», презентация, реквизиты для распределения ролей.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
5. Обобщение и систематизация знаний
6. Рефлексия (подведение итогов).
I.Орг момент
Приветствие
II.Введение в тему
Сегодня на занятии, вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, домоводства, русского языка и наших с вами занятиях.
А тема нашего занятия зашифрована.
ЗАДАНИЕ: (Индивидуально)
Используя таблицу «Математический алфавит», расшифруйте тему урока:
19 | 6 | 14 | 6 | 11 | 15 | 29 | 11 | | 2 | 32 | 5 | 8 | 6 | 20 |
с | е | м | е | й | н | ы | й | | б | ю | д | ж | е | т |
Тема урока на доске!
«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Вспомним! Что такое СЕМЬЯ? (ответы детей)
Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.
Термины на доску, определения читают с экрана
А как вы думаете, что такое БЮДЖЕТ??
БЮДЖЕТ- это деньги, которые зарабатываются и расходуются
А давайте подумаем, что такое СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ?
Семейный бюджет- это деньги, которые зарабатываются и расходуются в семье
Любой бюджет состоит из ДОХОДОВ и РАСХОДОВ
Как вы думаете ,что такое ДОХОДЫ?
ДоходЫ-это деньги, которые зарабатываются в семье за определенное время.
А что такое РАСХОДЫ?
Расходы – это деньги, которые тратятся в семье за определенный период.
Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так,что денег не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (ответы детей).(не умеют планировать свой семейный бюджет).
Давайте сегодня на занятии поучимся планировать свой семейный бюджет, чтобы ваши семьи в будущем не нуждались и не испытывали проблем с деньгами.
III.Мотивация.
Давайте пофантазируем и перенесемся на несколько лет вперед.
Вы окончили школу, получили образование в техникуме или колледже нашли себе работу по душе. Начали самостоятельную жизнь, создали свою семью И мы предлагаем вам прожить некоторые моменты из семейной жизни.
IV.сновной этап игры.
1 Создание команд
Для начала давайте создадим 2 команды-семьи
Распределите роли в семье
Семья 1 Бабушка - очки Папа-галстук Мама-фартук Ребенок дет сада –игрушка Старший ребенок – студенческий билет | Семья 2 Дедушка-газета Папа – Мама- кукла (малыш) Ребенок школьник-портфель Старший ребенок – студенческий билет |
У каждой семьи есть свои правила, традиции.
Прочитайте правила, по которым будет работать ваша семья
Правила семьи: (работа в группе с карточками):
Семья должна быть дружной.
Каждый из семьи высказывает свое мнение
Вопросы по расходованию денег решаются совместно
Все расчеты должны быть верными и точными
Мнение каждого члена семьи можно не учитывать.
Задание 1
Каждый член семьи должен выбрать свой источник доходов (выберите правильно карточку на столе). Дружная семья встает у стола и каждый держит карточку, указывающую на источник его доходов. (зарплата, стипендия , пенсия , пособие по уходу за ребенком)
Задание 2
Что такое доход семьи? (ответы) (Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи Подсчитать доход семьи.(карточки –участникам , слайд с заданием)
Доход 1-ой семьи в этом месяце составляет:
Зарплата папы 30.760 рублей
Зарплата мамы 21.050 рублей
Пособие на ребенка 6.580 рублей
Пенсия бабушки 11.320 рублей
Стипендия 2000 рублей Итого: 71.710 рублей
Доход 2-ой семьи в этом месяце составляет:
Зарплата папы 25 340 рублей
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-10.370 рублей
Пенсия дедушки 18.340 рублей
Стипендия 1800 рублей.
Пособие на ребенка -8980 рублей Итого: 59 000 рублей.
Денег мы получаем не мало в каждой семье, можем мы эти деньги положить в копилку и больше не брать? (ответы детей) КОПИЛКА
Задание 2. Распредели расходы семьи(2 таблицы, 2 ручки, 2 линейки)
Вспомним, что такое расходы?
- Перед вами находится таблица с видами расходов
Выходят к доске (распределие)
Виды расходов молоко билет на автобус футболка билеты в цирк зубная паста квартплата мягкая мебель стиральный порошок билеты в кинотеатр холодильник платье мясо счет за газ бензин | Статья расходов |
Питание | |
Коммунальные услуги | |
Транспорт | |
Культурные потребности | |
Хозяйственно – бытовые товары | |
Товары длительного пользования | |
Одежда |
Задание 4. Посчитать расходы семьи за месяц. (карточки)
Питание - 29700 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 9310 руб.
Хозяйственно- бытовые нужды - 2700 руб.
Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 8000 руб.
Затраты на одежду – 18380 руб.
Транспортные расходы – 5500 руб.
(Итого –75.590руб.)
Питание – 20.340 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 10700 руб.
Хозяйственно- бытовые нужды - 1200 руб.
Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 3520 руб.
Затраты на одежду – 12.000 руб.
Транспортные расходы – 3200 руб.
(Итого –50.960руб.)
Правильно ли семьи распоряжаются своими доходами?
Случается так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.
- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)
А как вы думаете, что значит экономить? (продуманно распоряжаться семейным бюджетом)
Задание 4 :Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить .
Как сэкономить? Выводим на экран
Рассуждают, делают выводы
Экономим на коммунальных услугах.
- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода.
Экономим на вредных продуктахв
- Можно ли сэкономить на продуктах? Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья.
Бережно относимся к вещам.
- Как можно сэкономить на одежде и обуви? беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. . Ремонт одежды, обуви своими руками. .
Экономим на транспорте.
можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
Внимательно изучаем цены в магазинах.
- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.
Вывод:если мы будем следовать этим пунктам нам удастся уменьшить расходы ,что поможет нам укрепить семейный бюджет!
Вспомним и повторим!
Семья-это
Семейный бюджет –это
Из чего состоит семейный бюджет
Расходы-это
Доходы-это
Что нужно делать,чтобы семья не испытывала материальных проблем.
4 Рефлексия
В заключении хочу дать совет:
правильно распределяйте свой бюджет,
будьте экономны,
В управлении бюджетом принимали участие все члены семьи.
Это сплачивает семью, учит соизмерять потребности с материальными возможностями. Расходы семейного бюджета не должны превышать доходы