Методическая разработка урока по обществознанию «Семейный бюджет»

2
1
Материал опубликован 20 November 2019

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

t1574243497aa.jpg

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«ИЖЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ФЁДОРОВИЧА ДРАГУНОВА» _______________________________________________________________________








Методическая разработка урока

по обществознанию


« Семейный бюджет »

МартыноваТ.Г

























Ижевск, 2019

Введение

В методической разработке по обществознанию представлен урок

« Семейный бюджет » в форме деловой игры, имитирующей различные семейные ситуации.

Урок проводится в рамках темы: « Экономика семьи » в группах I курса

ППКРС и ППССЗ.

Студенты знакомятся с понятиями семейный бюджет, доход, расход, формируют представление о ведении семейной бухгалтерии через деловую игру.

Урок способствует формированию у студентов чувства ответственности, учит рассчитывать бюджет, развивает самостоятельность, умение планировать, принимать ответственные решения.

Тема урока « Семейный бюджет »

Тип урока: комбинированный

Цель урока: способствовать формированию знаний и умений планирования расходов и доходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии.

Задачи:

Образовательная:

сформировать понятия бюджет, расход, доход и т.д.;

ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;

сформировать представление о структуре расходов семьи через деловая игру;

познакомить с основами ведения семейной бухгалтерии на примере ситуаций игры.

Развивающая:

развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы


Воспитательная:

пробудить чувство ответственности, долга за семью.

Методы работы:

- репродуктивный

- частично-поисковый

- исследовательский

- творческий


Формы организации познавательной деятельности:

- групповая

- фронтальная

Структура урока:

I. Мотивация

II. Целеполагание

III. Актуализация знаний

IV. Применение знаний в новой ситуации

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание


Планируемые результаты

Личностные

осознавать свой долг и ответственность перед семьей;

приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса;

понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Предметные

владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Метапредметные

регулятивные:

умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

познавательные

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

коммуникативные

нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.


Основные понятия: бюджет, расходы, доходы,

Межпредметные связи: экономика, математика

Оборудование.

информационные листы

Карточки с заданием

Домашнее задание: выполнение аналогичного задания на примере своей семьи.

Используемая литература:

-Учебник под редакцией А.Г.Важенина «Обществознание» для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

-Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой «Обществознание», 10-11 класс, М. «Просвещение» 2001 г.;

-Учебник под редакцией А.И.Кравченко «Обществознание», 10-11 класс, М. «Русское слово» 2002 г.;



Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы и формы взаимодействия

1.Организационный

Приветствие студентов, организация внимания, проверка готовности к занятию.

Приветствие преподавателя. Подготовка рабочего места. Формирование групп.

беседа

2. Мотивационно - целевой

. Знакомит с темой занятия .Актуализирует общие знания студентов

Отвечают на вопросы. Делают записи.

беседа

3. Этап усвоения новых

знаний

Лекция с элементами беседы. Объясняет, что такое бюджет, семейный бюджет.

Беседа о видах расходов и доходов.


Слушают объяснение преподавателя.

Дают ответы на вопросы



беседа

4. Обобщение и систематизация

Организует самостоятельную работу в группах, раздает карточки с ситуативными задачами и инф.листы 1и 2

Предлагает групповое задание согласно выбранной ситуации.

Оказывает консультативную помощь.


Выполняют, обсуждают в группах задание, заполняют таблицу доходов, расходов.


Работа в группах. Беседа.

5. Рефлексия

Организует обсуждение выполненного задания Подводит обучающихся к выводу по теме урока.

Подводит итог.

Благодарит за работу


Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Озвучивают трудности, с которыми столкнулись .

беседа

Технологическая карта урока

Приложение 1

Информационный лист №1


Семейный бюджет – это совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный временной период (месяц или год).

Доходы – денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций за определенный промежуток времени.

Расходы – затраты, издержки, потребление чего – либо для определенных целей.

Расходы делятся на 4 категории:

1) Обязательные платежи;

2) Расходы на детей;

3) Расходы на семью;

4) Личные расходы.

Доходы делятся на 2 категории:

1) Доходы мужа;

2) Доходы жены.

Зачем нужно вести семейный бюджет:

- учет реальных доходов;

- контроль расходов;

- планирование расходов;

- накопления;

- создание «подушки безопасности».

Виды семейного бюджета:

- совместный (муж и жена);

- раздельный (у каждого свой кошелек);

- единоличный (деньги сосредоточены в руках одного человека).

Основные принципы, на которых строится совместный бюджет:

- большая степень ответственности обоих супругов в вопросах трат;

- абсолютное доверие друг к другу;

- постоянный контроль расходов, чтобы не оказаться у пустого корыта (конверта);

- обязательное обсуждение крупных покупок;

- атмосфера взаимопонимания и добра, когда ни один из супругов не позволяет себе упрекнуть другого в сумме заработка.

Принципы построения раздельного бюджета:

- ответственность супругов только за свою часть бюджета;

- умение разрешать возможные конфликты в вопросах оплаты общих расходов;

- большая самостоятельность, чем при совместном бюджете, в вопросах контроля и накопления;

- большая свобода действий в вопросах подарков и сюрпризов своей второй половинке.

Принципы единоличного владения и распоряжения деньгами:

- один из супругов несет моральную и материальную ответственность не только за себя, но и за всех членов семьи;

- второй принцип выходит из первого, он должен быть максимально организованным и финансово грамотным;

- важно соблюсти баланс в отношениях, чтобы постоянно не напоминать второй половинке о ее положении в семье.

Этапы ведения семейного бюджета:

1) Подготовительный (ежедневная запись всех поступлений и расходов);

2) Анализ собранных данных;

3) Постановка целей;

4) Разработка стратегии и тактики;

5) Планирование семейного бюджета на месяц;

6) Анализ результатов.

Приложение 2


Информационный лист №2

Заработная плата (средние значения)

Тренер по плаванию – 25 тыс.

Оператор станков ЧПУ – 50 тыс.

Врач-терапевт – 25 тыс.

Врач скорой помощи – 30 тыс.

Главный бухгалтер в небольшой фирме – 40 тыс.

Официант - 30 тыс.

Юрист-консультант – 35 тыс.

Дальнобойщик – 50 тыс.

Курьер – 20 тыс.

Репетитор – 500 р/занятие

Пенсия военнослужащего – 20 тыс.

Пенсия бюджетника – 10-15 тыс.

Стипендия студента университета – 2,5 тыс., техникум/колледж – 500-700 р.


прочее

Алименты в расчете – 25% на одного ребенка, 33% на 2х, 50% на 3х и более

Транспорт: карта школьника 400 р., студента 1 тыс.

билет 20 р.

Коммунальные расходы 2х комн. – 3-3500 тыс., 3х комн.- 4-5 тыс.

Посещение бассейна – 1,5-2 тыс.

Танцы – 1-1,5 тыс.

Фитнес-клуб – 1,5-2 тыс.

Бензин (на неделю)- 1 тыс.

Интернет – 500 р.

Мобильная связь (1 чел) – 300 р.

Питание (1 чел) – 5 тыс.

Проезд на поезде до Санкт-Петербурга – от 2 тыс. до 5 тыс. в зависимости от сезона.

Ареда 1 комн. кв – 10 тыс./мес.

Аренда гаража – 5 тыс./мес.


Приложение 3

Ситуация 1.

Неполная семья. Мать одна воспитывает детей. Работает тренером по плаванию. 2 детей: мальчик – 10 лет, девочка – 15 лет. Обучаются в школе. Отец проживает отдельно, платит алименты, работает на заводе оператором станков ЧПУ. Сын посещает секцию бокса рядом с домом, а дочь ездит в художественную школу.

Цель: поехать семьей в Крым на отдых. (25 тыс. на одного чел. 10 дней)


Ситуация 2.

Полная семья. Мать – врач-терпавет, отец- врач скорой помощи. Трое детей мальчики – 5, 7, 19 лет. Старший учится в университете, получает стипендию. Младший и старший посещают танцевальную секцию. Живут в трехкомнатной квартире.

Цель: Купить новую машину Ладу Ларгус (600 тыс.)


Ситуация 3.

Мать и дочь проживают вдвоем в двухкомнатной квартире. Мать работает бухгалтером в небольшой фирме. В свободное время посещает фитнес-клуб. Водит машину. Дочери 20 лет, учится в университете, подрабатывает вечером официанткой. Раз в месяц ездит к другу в Санкт-Петербург на выходные.

Цель: сделать ремонт в квартире (400 тыс.)


Ситуация 4.

Полная семья. Вместе в трехкомнатной квартире проживают мать, отец, сын, бабушка. Мать-юрист-консультант в частной компании, отец-дальнобойщик, бабушка на пенсии. Сын учится в университете, подрабатывает курьером.

Цель: приобрести садовый участок с небольшим домиком и баней (500 тыс.)


Ситуация 5.

Дедушка и бабушка воспитывают внука. Дед – военнослужащий в отставке, получает пенсию. Бабушка на пенсии дает частные занятия по английскому языку 3 раз/нед. 15летний юноша, студент техникума посещает секцию вольной борьбы 4 раза в неделю. Живут в двухкомнатной квартире. Есть в собственности однокомнатная квартира, которую сдают.

Цель: купить внуку мопед (80 тыс.)



Ситуация 6.

В двухкомнатной квартире проживает отец, дочь и бабушка. Отец - оперуполномоченный. Дочь-16 лет,школьница, ходит к репетитору 4 раза в неделю. Бабушка на пенсии, каждый день по утрам ходит в бассейн. Выплачивают кредит за машину (5 тыс./мес.). В собственности 2 гаража, второй сдает в аренду.

Цель: Накопить на первоначальный взнос на квартиру дочери 400 тыс.



Приложение 4

Расходы

Доходы

Остаток













































Рассмотрено предметно-

цикловой комиссией

социально-экономического профиля

_________В.М.Пролеева

«____»__________ 2019 г.




УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом



__________Е.В.Шилова

«___»__________20 19 г.














Разработала :


Мартынова Т.Г., преподаватель БПОУ УР «Ижевский индустриальный техникум имени Е.Ф. Драгунова»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Отличная разработка! Качественная и полезная!

20 November 2019