Методическая разработка урока по обществознанию «Семейный бюджет»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«ИЖЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ФЁДОРОВИЧА ДРАГУНОВА» _______________________________________________________________________
Методическая разработка урока
по обществознанию
« Семейный бюджет »
МартыноваТ.Г
Ижевск, 2019
Введение
В методической разработке по обществознанию представлен урок
« Семейный бюджет » в форме деловой игры, имитирующей различные семейные ситуации.
Урок проводится в рамках темы: « Экономика семьи » в группах I курса
ППКРС и ППССЗ.
Студенты знакомятся с понятиями семейный бюджет, доход, расход, формируют представление о ведении семейной бухгалтерии через деловую игру.
Урок способствует формированию у студентов чувства ответственности, учит рассчитывать бюджет, развивает самостоятельность, умение планировать, принимать ответственные решения.
Тема урока « Семейный бюджет »
Тип урока: комбинированный
Цель урока: способствовать формированию знаний и умений планирования расходов и доходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии.
Задачи:
Образовательная:
сформировать понятия бюджет, расход, доход и т.д.;
ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;
сформировать представление о структуре расходов семьи через деловая игру;
познакомить с основами ведения семейной бухгалтерии на примере ситуаций игры.
Развивающая:
развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы
Воспитательная:
пробудить чувство ответственности, долга за семью.
Методы работы:
- репродуктивный
- частично-поисковый
- исследовательский
- творческий
Формы организации познавательной деятельности:
- групповая
- фронтальная
Структура урока:
I. Мотивация
II. Целеполагание
III. Актуализация знаний
IV. Применение знаний в новой ситуации
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Планируемые результаты
Личностные
осознавать свой долг и ответственность перед семьей;
приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
Предметные
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Метапредметные
регулятивные:
умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
познавательные
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
коммуникативные
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Основные понятия: бюджет, расходы, доходы,
Межпредметные связи: экономика, математика
Оборудование.
информационные листы
Карточки с заданием
Домашнее задание: выполнение аналогичного задания на примере своей семьи.
Используемая литература:
-Учебник под редакцией А.Г.Важенина «Обществознание» для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей
-Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой «Обществознание», 10-11 класс, М. «Просвещение» 2001 г.;
-Учебник под редакцией А.И.Кравченко «Обществознание», 10-11 класс, М. «Русское слово» 2002 г.;
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методы и формы взаимодействия |
1.Организационный | Приветствие студентов, организация внимания, проверка готовности к занятию. | Приветствие преподавателя. Подготовка рабочего места. Формирование групп. | беседа |
2. Мотивационно - целевой | . Знакомит с темой занятия .Актуализирует общие знания студентов | Отвечают на вопросы. Делают записи. | беседа |
3. Этап усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы. Объясняет, что такое бюджет, семейный бюджет. Беседа о видах расходов и доходов. | Слушают объяснение преподавателя. Дают ответы на вопросы | беседа |
4. Обобщение и систематизация | Организует самостоятельную работу в группах, раздает карточки с ситуативными задачами и инф.листы 1и 2 Предлагает групповое задание согласно выбранной ситуации. Оказывает консультативную помощь. | Выполняют, обсуждают в группах задание, заполняют таблицу доходов, расходов. | Работа в группах. Беседа. |
5. Рефлексия | Организует обсуждение выполненного задания Подводит обучающихся к выводу по теме урока. Подводит итог. Благодарит за работу | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Озвучивают трудности, с которыми столкнулись . | беседа |
Приложение 1
Информационный лист №1
Семейный бюджет – это совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный временной период (месяц или год).
Доходы – денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций за определенный промежуток времени.
Расходы – затраты, издержки, потребление чего – либо для определенных целей.
Расходы делятся на 4 категории:
1) Обязательные платежи;
2) Расходы на детей;
3) Расходы на семью;
4) Личные расходы.
Доходы делятся на 2 категории:
1) Доходы мужа;
2) Доходы жены.
Зачем нужно вести семейный бюджет:
- учет реальных доходов;
- контроль расходов;
- планирование расходов;
- накопления;
- создание «подушки безопасности».
Виды семейного бюджета:
- совместный (муж и жена);
- раздельный (у каждого свой кошелек);
- единоличный (деньги сосредоточены в руках одного человека).
Основные принципы, на которых строится совместный бюджет:
- большая степень ответственности обоих супругов в вопросах трат;
- абсолютное доверие друг к другу;
- постоянный контроль расходов, чтобы не оказаться у пустого корыта (конверта);
- обязательное обсуждение крупных покупок;
- атмосфера взаимопонимания и добра, когда ни один из супругов не позволяет себе упрекнуть другого в сумме заработка.
Принципы построения раздельного бюджета:
- ответственность супругов только за свою часть бюджета;
- умение разрешать возможные конфликты в вопросах оплаты общих расходов;
- большая самостоятельность, чем при совместном бюджете, в вопросах контроля и накопления;
- большая свобода действий в вопросах подарков и сюрпризов своей второй половинке.
Принципы единоличного владения и распоряжения деньгами:
- один из супругов несет моральную и материальную ответственность не только за себя, но и за всех членов семьи;
- второй принцип выходит из первого, он должен быть максимально организованным и финансово грамотным;
- важно соблюсти баланс в отношениях, чтобы постоянно не напоминать второй половинке о ее положении в семье.
Этапы ведения семейного бюджета:
1) Подготовительный (ежедневная запись всех поступлений и расходов);
2) Анализ собранных данных;
3) Постановка целей;
4) Разработка стратегии и тактики;
5) Планирование семейного бюджета на месяц;
6) Анализ результатов.
Приложение 2
Информационный лист №2
Заработная плата (средние значения)
Тренер по плаванию – 25 тыс.
Оператор станков ЧПУ – 50 тыс.
Врач-терапевт – 25 тыс.
Врач скорой помощи – 30 тыс.
Главный бухгалтер в небольшой фирме – 40 тыс.
Официант - 30 тыс.
Юрист-консультант – 35 тыс.
Дальнобойщик – 50 тыс.
Курьер – 20 тыс.
Репетитор – 500 р/занятие
Пенсия военнослужащего – 20 тыс.
Пенсия бюджетника – 10-15 тыс.
Стипендия студента университета – 2,5 тыс., техникум/колледж – 500-700 р.
прочее
Алименты в расчете – 25% на одного ребенка, 33% на 2х, 50% на 3х и более
Транспорт: карта школьника 400 р., студента 1 тыс.
билет 20 р.
Коммунальные расходы 2х комн. – 3-3500 тыс., 3х комн.- 4-5 тыс.
Посещение бассейна – 1,5-2 тыс.
Танцы – 1-1,5 тыс.
Фитнес-клуб – 1,5-2 тыс.
Бензин (на неделю)- 1 тыс.
Интернет – 500 р.
Мобильная связь (1 чел) – 300 р.
Питание (1 чел) – 5 тыс.
Проезд на поезде до Санкт-Петербурга – от 2 тыс. до 5 тыс. в зависимости от сезона.
Ареда 1 комн. кв – 10 тыс./мес.
Аренда гаража – 5 тыс./мес.
Приложение 3
Ситуация 1.
Неполная семья. Мать одна воспитывает детей. Работает тренером по плаванию. 2 детей: мальчик – 10 лет, девочка – 15 лет. Обучаются в школе. Отец проживает отдельно, платит алименты, работает на заводе оператором станков ЧПУ. Сын посещает секцию бокса рядом с домом, а дочь ездит в художественную школу.
Цель: поехать семьей в Крым на отдых. (25 тыс. на одного чел. 10 дней)
Ситуация 2.
Полная семья. Мать – врач-терпавет, отец- врач скорой помощи. Трое детей мальчики – 5, 7, 19 лет. Старший учится в университете, получает стипендию. Младший и старший посещают танцевальную секцию. Живут в трехкомнатной квартире.
Цель: Купить новую машину Ладу Ларгус (600 тыс.)
Ситуация 3.
Мать и дочь проживают вдвоем в двухкомнатной квартире. Мать работает бухгалтером в небольшой фирме. В свободное время посещает фитнес-клуб. Водит машину. Дочери 20 лет, учится в университете, подрабатывает вечером официанткой. Раз в месяц ездит к другу в Санкт-Петербург на выходные.
Цель: сделать ремонт в квартире (400 тыс.)
Ситуация 4.
Полная семья. Вместе в трехкомнатной квартире проживают мать, отец, сын, бабушка. Мать-юрист-консультант в частной компании, отец-дальнобойщик, бабушка на пенсии. Сын учится в университете, подрабатывает курьером.
Цель: приобрести садовый участок с небольшим домиком и баней (500 тыс.)
Ситуация 5.
Дедушка и бабушка воспитывают внука. Дед – военнослужащий в отставке, получает пенсию. Бабушка на пенсии дает частные занятия по английскому языку 3 раз/нед. 15летний юноша, студент техникума посещает секцию вольной борьбы 4 раза в неделю. Живут в двухкомнатной квартире. Есть в собственности однокомнатная квартира, которую сдают.
Цель: купить внуку мопед (80 тыс.)
Ситуация 6.
В двухкомнатной квартире проживает отец, дочь и бабушка. Отец - оперуполномоченный. Дочь-16 лет,школьница, ходит к репетитору 4 раза в неделю. Бабушка на пенсии, каждый день по утрам ходит в бассейн. Выплачивают кредит за машину (5 тыс./мес.). В собственности 2 гаража, второй сдает в аренду.
Цель: Накопить на первоначальный взнос на квартиру дочери 400 тыс.
Приложение 4
Расходы | Доходы | Остаток |
| | |
Рассмотрено предметно- цикловой комиссией социально-экономического профиля _________В.М.Пролеева «____»__________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Методическим советом __________Е.В.Шилова «___»__________20 19 г. |
Разработала :
Мартынова Т.Г., преподаватель БПОУ УР «Ижевский индустриальный техникум имени Е.Ф. Драгунова»
Кияйкина Наталья Федоровна