Разработка занятия на тему «Семейный бюджет» (5–7 классы)
Тема: «Семейный бюджет»
Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет».
Задачи: -научить различать понятия «доходы» и «расходы» семейного бюджета;
- ознакомить с источниками формирования бюджета семьи;
-формировать бережное отношение к финансам и семейному бюджету;
-развивать память, мышление, устную речь.
Ход занятия
Повторение «Какие бывают деньги?»
Вводная беседа «Семейный бюджет»
Основная часть
Этюд «Муха-Цокотуха»
Составляем рассказ «Семейный бюджет» по схеме.
Карточка-задание «Бюджет семьи»
Заключительная часть
Подведение итога занятия. Рефлексия.
Материалы к занятию:
Повторение прошлого материала:
Самостоятельное заполнение схемы (проверка в парах).
К АКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ?
Наличные
Безналичные
Банковские карты
Монеты
Банкноты
Дебетовые
Кредитные
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое «семейный бюджет». Кто-нибудь из вас знает, что такое «бюджет»? (Высказывания детей).
Вводная беседа
Бюджет – в переводе с английского языка означает «денежная сумка». Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают все члены семьи. Ни одна семья не может жить и без расходов – на питание, одежду и многое другое. Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов, хотя бы приблизительный, а это и есть бюджет. Конечно, семейный бюджет может быть, и не записан на бумаге. Он, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно, иначе могут произойти разные неприятности.
Основная часть
Этюд «Муха-Цокотуха»
- Сейчас мы с вами постараемся во всем этом разобраться с помощью сказки «Муха - Цокотуха», как она начинается?
Муха, Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Как муха и её семья считали денежки?
- Ребята, давайте представим, что мы с вами попали в сказку, и стали большой и дружной семьёй. (Распределяются роли: отец, мальчишки-Мушата, бабушка и дедушка, студент Жужик, малышка Жужжа. Детям раздаются шапочки-маски).
«Вечером собралась вся семья. Толкаясь в окошко, ворвались сорванцы, мальчишки-Мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчишки-Мушата громко спорили о появлении у соседского Вжика нового самоката.
- Так, сейчас разберёмся, только сидите тихо - сказал отец.
- Ты наш будущий ученый, - обратился отец к старшему сыну Жужику – студенту.
- Неси калькулятор, подсчитаем.
Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой. Обмакнул её в черничный сок, и написал «Доход».
- Доход – это денежки, которые мне платят на работе за озеленение и очистку нашего леса, то есть моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме – 1500 рублей.
Мальчишки с уважением посмотрели на отца.
Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.
- Мы тоже получаем денежки, по 300, раз нас двое, то это – 600 руб..
Вопрос к детям:
- Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка и дедушка? (Бабушка и дедушка тоже работали, получали свою зарплату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются – пенсией).
Студент Жужик заявил, что тоже приносит денежки в доход семьи.
- О каких доходах говорил Жужик?
(О стипендии, которую платит студенту институт, пока студент не выучится, и не будет самостоятельно зарабатывать денежки).
- Наша малышка Жужжа тоже получает денежки, и называются они – пособие на ребёнка, - добавила Муха Цокотуха.
- А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.
Заработная плата – 1500 р.
Пенсия бабушки и дедушки – 600 р.
Стипендия Жужика – 200 р.
Пособие на малышку – 200 р.
Мама нашла – 500р.
- Ура! Целых 3000 тысячи р. Можно купить несколько самокатов! – воскликнули Мушата.
Вопрос к детям:
- Как вы думаете, так ли это? (ответы воспитанников).
Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход». (Дети знакомятся с понятием «расход».)
- У меня на одни продукты уходит в месяц – 1000 р. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки, варежки – на это я потрачу 600 р.
Тут вмешались бабушка и дедушка:
- Надо ещё за квартиру заплатить; за свет, за газ и воду – 100 р. Разговор продолжила мама:
- А ещё за Малышкин детский сад – 100 р.
Папа и студент Жужик потребовали 200 р. – оплачивать проезд на общественном транспорте, чтобы добраться до места работы и учёбы. Тут вмешались Мушата:
– Разве мы не будем ходить на лыжную секцию, а ещё бабушка обещала купить книгу о компьютерах, а прогулки в кино и парк, а ещё альбомы и краски и учебники?
Бабушка и дедушка вспомнили, что на следующей неделе собрались в театр. А у Малышки день рождения и надо купить ей куклу. Все это – 300 р. - Все высказались? Тогда подведём баланс - сказал папа.
Что такое баланс не знал даже студент Жужик. Папа сложил цифры на том листочке, где было написано «расход» и получилось – 2300 р. Затем он вычел из доходов 3000, расходы 2300.
– Ура! Осталось ещё 700 самокатных рублей! – закричали Мушата.
- Это совсем не самокатные денежки, это наши накопления – сказал папа.
- Это то, что остается от дохода нашей семьи, после того, как мы израсходуем денежки на всё необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.
Тут снова вступила бабушка:
- Я посоветую, где можно взять лишние денежки: вот из крана капает вода, а в коридоре без надобности горит лампочка, нужно экономить, чтоб не платить лишние денежки. Вот это деловой разговор, вот это экономия. Мушки бросились закрывать воду и гасить свет.
Вопрос к детям:
- А как вы думаете, на чем ещё могли сэкономить Мушки? (Ответы детей).
Схема на доске «Семейный бюджет»
Для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. (Педагог объясняет детям, что СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ= Доход+расход)
Доход – разные виды поступлений за определенный период времени, выраженный в денежной единице (например: пенсия, зарплата, пособие на ребенка и т. д.)
Расход – затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего – либо (например: питание, одежда, оплата квартиры и др.)
Карточки-задания «Бюджет моей семьи» (дети работают самостоятельно)
Покажи стрелками доходы и расходы твоей семьи. После – проверка в парах и обсуждение.
Заключительная часть.
Подведение итога занятия. Рефлексия.
Ребята получают «светофорики»- желтый цвет поднимают те, кто узнал что-то новое на занятии; зеленый цвет – если повторил то, что уже знал.
Обсуждение.