Методическая разработка занятия по финансовой грамотности на тему "Государственные финансы. Государственный бюджет"
Методическая работка занятия по финансовой грамотности на тему «Государственные финансы. Государственный бюджет.»
Класс: 5 - 9
Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, презентация к занятию, паззл, комикс для групповой работы, игровое поле для командной работы, фишки, кубик, карточки с заданиями, жетоны, призы командам.
презентация к занятиюPPT / 12.89 Мб
пояснения к паззлуDOCX / 457.92 Кб
комиксPPTX / 14.81 Мб
пояснения к комиксуDOCX / 17.33 Кб
пояснения к игреDOCX / 5.19 Мб
Цели:
Сформировать понятие о государственном бюджете, бюджетной терминологии, бюджетной системе и её принципах, особенностях бюджетного процесса.
Сформировать ответственность за свое финансовое поведение.
Задачи:
Рассказать, что понимается под государственными финансами, государственным бюджетом, финансовыми организациями, бюджетной системе и её принципах, особенностях бюджетного процесса.
Показать на моделях ситуаций ответственность за неуплату налогов.
Формировать ответственность за свое финансовое поведение.
Формирование УУД:
коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение строить понятные для собеседника высказывания;
регулятивные: умение настраиваться на занятие, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
личностные: формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике
познавательные: формирование выделения количественных характеристик объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Методы и приемы, используемые для проведения мероприятия: эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций (анимационные ролики), мозговая атака, настольная игра.
При разработке занятия использованы материалы победителей и призеров Республиканского конкурса проектов «Бюджет для граждан» разных лет.
Ход занятия
Вступительная часть:
а) Организационный этап, самоопределение к деятельности
Здравствуйте, ребята! Я очень раза видеть вас на занятии по финансовой грамотности. Ведь финансовая грамотность — это знания, которые помогают строить здоровые отношения с деньгами, ставить финансовые цели, достигать их и не тревожиться о завтрашнем дне. И это не врожденный талант, а навыки, которые может развить каждый. Вот именно этим мы сегодня и займемся.
б) Постановка проблемы
Вам предложен паззл, собрав который, мы определим цели и задачи сегодняшнего занятия.
Обучающиеся собирают паззл. В зависимости от численности детей может быть предложено собрать паззл индивидуально, парой, группой или один на доске.
с) Постановка целей и задач.
Итак, о чем же наше сегодняшнее занятие?
Ответы обучающихся.
*За каждый правильный ответ обучающийся получает жетон.
Конечно, о бюджете. Причем, бюджете какой страны? Обратите внимание, что из бюджета «кормятся» различные отрасли – телята, как называется эта часть бюджета? А получает бюджет «питание» из трех источников – каких? Как называется эта часть бюджета?
Ответы обучающихся.
2. Основная часть
а) Актуализация знаний
Мы с вами повторили известные нам факты о бюджете.
Но государственный бюджет не может существовать без специальных финансовых организаций, через которые собираются финансовые ресурсы и реализуется политика государства — общая экономическая, финансово-кредитная, инвестиционная, внешнеэкономическая и социальная.
Таким образом формируется система государственных финансов - наиболее важная часть финансовой системы страны, которая состоит из различных государственных институтов и организаций (министерства финансов, министерства по налогам и сборам, государственного бюджета, государственного долга, а также региональных и местных финансовых учреждений).
Государственные финансы важны абсолютно для любой страны, даже для анимационной.
На ваших столах лежит комикс «Смешарики и бюджет». Ознакомьтесь с ним, и ответьте на вопросы:
Понял ли Крош, что такое налог, бюджет и зачем надо платить налоги?
Так зачем надо платить налоги?
Из каких трех составляющих формируются доходы бюджета?
А что такое общественные блага?
А что такое секвестирование?
Какими способами можно заплатить налоги?
Вопросы озвучиваются ДО начала работы с комиксом с целью осмысленного чтения.
Ответы обучающихся.
Параллельно идет иллюстрация соответствующими страницами комикса, представленными на слайдах.
Мы с вами поговорили о том, что понимается под государственными финансами, государственным бюджетом, финансовыми организациями, о бюджетной системе и её принципах, об особенностях бюджетного процесса. Объявляется небольшой отдых – РАЗВЛЕЧОБА.
За каждый правильный ответ на вопросы Кубокота обучающиеся получают жетоны.
Мы с вами узнали, что процесс формирования государственного бюджета многоэтапный, начинается с послания Президента и завершается принятием Президентом в виде закона.
Но экономическая жизнь государственного бюджета тоже имеет 4 стадии:
1) составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
2) рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4) составление, рассмотрение и утверждение отчетов по рассмотрению бюджетов.
И я предлагаю вам путешествие по 4 стадиям бюджетного процесса.
б) Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
Вам необходимо разбиться на команды.
Игру начинает команда, у которой по результатам работы на занятии оказалось большее количество жетонов. Участники игры бросают
игровой кубик, и, в зависимости от выпавшего числа, начинают перемещать
свою фишку по полю, начиная с клетки «Старт». Побеждает та команда, которая первой доберется до Финиша.
Само поле разбито на 4 части, которые отражают 4 стадии бюджетного процесса. Клетки каждой стадии имеют значки своего цвета, соответствующие каждой стадии бюджетного процесса, а также игровые карточки с аналогичными значками. Всего поле имеет 4 типа клеток:
Пустая клетка цвета определенной стадии:
эти клетки – так называемая «безопасная зона», где участнику игры не нужно отвечать на вопросы, выполнять задания и т.д. Попав на такую клетку считается, что участник игры просто продвинулся вперед.
Клетка «Справочная информация»:
каждой из таких клеток соответствуют свои карточки с обозначением «!» цвета определенной стадии. Попадая на такую клетку участник игры должен вытянуть карточку из колоды c соответствующим символом. На этих карточках будут даны различные факты, понятия и термины, которые смогут помочь участникам игры углубиться в тему и успешнее завершить игру.
Клетка «Задания»:
каждой из таких клеток соответствует своя клетка с обозначением «?» цвета соответствующей стадии. Попадая на такую клетку, участник игры должен вытянуть карточку из колоды с «?» цвета соответствующей стадии. На этих карточках будут даны различные задания, которые необходимо решить (ребусы, шарады, загадки…). За правильное решение задания участник игры получает право сделать следующий ход, если задание не решено, то участник пропускает ход.
Клетка «Стоп»:
каждой из таких клеток соответствует своя карточка с обозначением знака «кирпич». Попадая на такую клетку, игрок должен вытянуть карточку с обозначением знака «кирпич», где будет указана причина, по которой отклонили принятие бюджета. Прочитав причину, игроки возвращаются назад по стрелке для устранения замечаний и продолжают играть уже с этой клетки.
Игра
3. Заключительная часть:
а) Подведение итогов.
Подведение итогов игры. Вручение призов командам и обучающимся, имеющим жетоны.
б) Рефлексия.
Проводится по привычной для детей схеме.
в) Прощание
Шишкина Людмила Николаевна
Ольга Юрьевна Мазанова