Методическая разработка занятия по организации экспериментальной деятельности в рамках освоения подпрограммы «Тренинг» в программе «Исследовательская деятельность учащихся»

3
0
Материал опубликован 16 November 2021 в группе

АН ДОО «Алмазик» Детский сад №12 «Солнышко» г. Мирный РС (Якутия)

Учитель-логопед Кулагина Светлана Петровна.



Методическая разработка занятия по организации экспериментальной деятельности (в рамках освоения подпрограммы «Тренинг» в Программе «Исследовательская деятельность учащихся») поможет любому педагогу разобраться в тонкостях предполагаемой работы с детьми в рамках освоения программы по исследовательскому обучению.

Организация экспериментов сегодня широко практикуется в раз­личных образовательных программах. В первую очередь в программах по экологии.

Поэтому педагогам известны разные опыты на выяснение свойств окружающих предметов и веществ. Однако к экспериментам сегодня прибегают не только в области естественнонаучных дисциплин, но и в области психологии и социальных наук.


Целевая аудитория, на которую рассчитано занятие, – дети от 6 до 11 лет.

Словарь: «гипотеза», «предпочтения», «эксперимент», «ранжи­ровать».




Конспект занятия

по организации экспериментальной деятельности

в ходе исследовательского обучения


Тема занятия: «Экспери­мент на выяснение предпочтений окружа­ющих»

Цель занятия: организация экспери­мента на выяснение предпочтений обучающихся.

Задачи: 1) обучить ребёнка приёмам ранжи­рования;

2) научить ребёнка высказывать свои предположения (гипотезы);

3) обеспечить развитие речи обучающихся;

4) активизировать познавательный интерес у детей.


Методическое приложение:

варианты наборов картинок для выбора (в каждом наборе для одного ребенка - пять картинок животных и птиц: Кошка, Собака, Рыбки, Кролик и Попугай);

карточки с названиями членов условной семьи: «Мама», «Папа», «Дедушка», «Бабушка», «Ребёнок 1», «Ребёнок 2»;

таблица неполная в подготовленной Презентации Microsoft Office Power Point «Программа учебно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников» для работы с детьми;

Презентация Microsoft Office Power Point «Юный исследователь».




Ход занятия

Этапы

Беседа педагога с детьми о предпочтениях человека в конкретной ситуации.

Проведение экспери­ментов на выяснение предпочтений окружа­ющих.

Подведение итогов занятия.


Беседа о предпочтениях человека в конкретной ситуации. На мониторе представлены слова: «предпочтение», «эксперимент», «гипотеза», «выбор» «ранжи­ровать».


После знакомства с темой занятия педагог предлагает детям пояснить, что означает слово «предпочтение». Ребята предлагают своё понимание этого слова. После этого педагог предлагает побеседовать о предпочтениях ребят в любой области, например:


Какое время года у вас самое любимое?

Какие цветы вы любите больше всего?

Какое самое вкусное блюдо подают вам на ужин?

Какие игрушки, игры (и т.п.) самые любимые?

Какой самый любимый мультфильм?

Какая сказка или книга у вас самая любимая?

Какая деятельность вам больше по душе в свободное время и подобные вопросы.


Выслушивая ответы ребят, педагог акцентирует их внимание на выбор объекта или явления в пользу либо положительных качеств, либо по интересу.

В ходе занятия при использовании в речи слов, представленных на мониторе, ребята обращаются к Словарю С.И. Ожегова или слушают объяснение значения данных слов педагогом.


Проведение экспери­мента на выяснение предпочтений окружа­ющих.


Педагог предлагает детям познакомиться с простейшими экспери­ментами, связанными с этими направлениями.

-Дорогие ребята, сегодня я вас познакомлю с экспериментом на выяснение предпочтений окружа­ющих в выборе любимого питомца. На наших картинках изображены: собачка, кошка, рыбки, кролик и попугай. Наша семья желает завести домашнего питомца. Представьте себе, ребята, что мы сейчас с вами: Мама, Папа, Дедушка, Бабушка, Ребёнок 1, Ребёнок 2. Мы должны будем определиться, кого выбрать в качестве домашнего питомца.

Педагог даёт каждому ребёнку табличку с названием «Мама», «Папа», «Дедушка», «Бабушка», «Ребёнок 1», «Ребёнок 2» и говорит, что сегодня он будет или «Мама», или «Папа», или «Дедушка», или «Бабушка», или «Ребёнок 1» и «Ребёнок 2». Затем перед каждым ребёнком педагог кладёт картинки с изображениями Кошки, Собаки, Рыбок, Кролика и Попугая и предлагает их «ранжи­ровать» - разложить в порядке предпочтений.

-Ребята, вернее «Мама», «Папа», «Дедушка», «Бабушка», «Ребёнок 1», «Ребёнок 2», разложите картинки так, как они вам нравятся больше всего! Такой ряд легко выложить: на первом месте окажется картинка, кото­рая нравится больше всего, на последнем - которая нравится меньше всего. Педагог спрашивает у ребёнка с карточкой «Мама»:

-Мама, какая картинка нравится тебе больше всего?» - и ребёнок кладёт выбранную кар­тинку животного на первое место. Затем обращается к нему опять:

- Какая картинка из остав­шихся картинок нравится тебе больше всего?» и ребёнок кладёт выбранную картинку на второе место. И так далее.

После того, как ребенок выложил ряд, педагог замечает:

- Интересно, а как другие члены нашей семьи разложат картинки животных? Давайте подумаем, какие картинки выложил Папа? Мама может высказать свои «гипотезы» («предположения» – понятия этих слов определяем в «Словаре Русского языка» С. Ожегова) на этот счет. А что означает слово «предположение»?

-Давайте, ребята познакомимся с фрагментом Презентации «Юный исследователь». (Дети ос­ваивают «словарь гипотез»). Ребёнок зачитывает материал слайда слайд Презентации Microsoft Office Power Point «Юный исследователь»:

-Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом («гипотеза» – от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления). Обычно гипотезы начинаются словами: «мо­жет быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

-Итак, ребята, Мама теперь может высказать свою гипотезу о том, какие картинки по очереди разложит Папа. Как вы думаете, кто же больше нравится Папе?

Дети вместе с педагогом рассматривают порядок расположенных картинок Папой. Точно также педагог вместе с ребятами выдвигает гипотезы на предмет того, как будут разложены картинки «Дедушкой», «Бабушкой», «Ребёнком 1» и «Ребёнком 2».

Далее педагог вместе с ребятами сравнивает ряды картинок. Затем обращается к ребятам:

-Дети, итак, вы выложили картинки. Но запомнить порядок, в кото­ром разложены они, оказываются, очень трудно. Нужно как-то записывать (фиксировать) результаты!

Я предлагаю вам такую форму записи, как таблица. Её мы с вами будем сразу заполнять в таблице в Презентации. (Педагог открывает на компьютере Презентацию Microsoft Office Power Point «Программа учебно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников» - слайд № 7).

-Ребята, под каждой картинкой мы напишем место, которая она заняла в ваших выборах. Педагог проставляет в свободные клеточки числа-позиции (места), которые заняла каждая картинка в выборах каждого ребенка (члена семьи) для каждой картинки Кошки, Собаки, Рыбок, Кролика и Попугая.

-Ребята, смотрите, оказывается, вот так разложили картинки «Мама», «Папа», «Дедушка», «Бабушка», «Ребёнок 1», «Ребёнок 2»! Теперь в нижней строчке запишем число, которое получится, если сложить все места. Ну-ка, посчитаем!

Дальше можно обсуждать результаты.

-Ребята, посмотрите, у всех ли членов семьи оказались одинаковые результаты? – смотрим по горизонтали таблицы.


Дети делают вывод, что все учас­тники нашей «семьи» сделали разные выборы (в данном случае). Значит, у всех разные предпочтения.




t1637051054aa.jpg

t1637051054ab.png

t1637051054ac.jpg

t1637051054ad.jpg

t1637051054ae.jpg

Мама

5

2

1

4

3

Папа

4

1

3

2

5

Дедушка

5

4

1

3

2

Бабушка

1

5

4

3

2

Ребёнок 1

2

3

4

5

1

Ребёнок 2

3

4

1

2

5


20

19

14

19

18


Место

3

1

3

2



Теперь наступил момент, первый вывод, к которому нужно подвести детей. Педагог обращается к детям:

-Ребята, из пяти картинок нужно выбрать одну, чтобы завести такого питомца в нашей «семье». А всем нравится разное. Что делать? – дети высказывают свои предположения – строят свои гипотезы. Педагог:

-Тут, ребята, нам могут помочь итоговые числа. Чем больше нравилась нам картинка с животным, тем меньше был у нее номер места. Что из этого следует? Чем меньше число, полученное внизу столбика, тем больше лучших выборов получила картинка. В наше семье выбор пал на что в первую очередь? Верно, на рыбок. Попугай у нас на втором месте, а третье, действительно, разделили собака и кролик.

Это, конечно, сложно, ребята, но только с первого раза. А тренировка - великое дело!


Ребята, хочу предложить вам провести похожее исследование дома и выяснить, какого домашнего любимца предпочла бы завести ваша се­мья? Как вы думаете, что для этого нужно? Ваши гипотезы (предположения)?

Дети предлагают возможное. Педагог дополняет, что нужен блокнот (тетрадь), лёгкая таблица со столбиками для записи членов семьи, группы и т.д.), и по образцу (таблица в Презентации) запись тех предметов, явлений и т.п., которые ранжируются по предпочтениям.


Подведение итогов занятия.

- Ребята, какие новые слова вы запомнили для себя?

- Что такое «гипотеза», «предпочтения», «эксперимент», «ранжи­ровать»?

При подведении итогов занятия педагог обращает внимание детей на доступность и простоту экспериментов, которые можно проводить в любом месте.

- Ребята, эти эксперименты - тренировочного характера. Имеют ценность необыкновенную – получены важные результаты.

Подобные эксперименты вы можете провести дома, в своей семье, в школе, и узнать о различных предпочтениях в разных областях у членов своей семьи или одноклассников.

- Спасибо за занятие, ребята.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации