Исследовательская и экспериментальная деятельность в рамках кружка "Школы экспериментов"
Исследовательская и экспериментальная деятельность во 2 классе
Из опыта работы воспитателя группы продленного дня начальных классов в рамках кружка «Школа экспериментов»
В новом Законе об образовании сказано, что в современном мире «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» Основы этих качеств закладываются и развиваются в начальной школе. Внеурочная деятельность по направлению «общее интеллектуальное развитие» проводится в нашем классе в форме занятий кружка внеурочной деятельности «Школа экспериментов».
Во всех детях без исключения есть врожденное стремление к постижению предметов, их устройства, к познанию явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога - превратить эту искру живого детского интереса в неугасающее пламя исследовательского стремления. Для этого в нашем классе создана атмосфера творчества, мы поощряем умение детей нестандартно мыслить, задавать вопросы и самостоятельно решать возникабщие проблемные ситуации. Если учащийся задает интересный для всего класса вопрос, например, «Почему снег белый?», я стараюсь исчерпывающе ответить на возникший у него вопрос, на доступном уровне для ученика, при этом для этого требуется подобрать литературу, видеоролики, провести наблюдения и опыты, обсудить результаты, рассказать о свойствах воды и её агрегатных состояниях, роли воды в природе. В результате таких занятий ученик получает намного больше информации и знаний, чем на уроке окружающего мира. Таким образом, обучающиеся не только получают новые знания об исследуемых явлениях, но и приобретают практический опыт, занимаясь экспериментальной и творческой деятельностью в классе.
Формы органтзации внеурочной деятельности позволяют проводите занятия с отдельными ребятами, объединить вокруг проблемной ситуации отдельные группы учащихся или же весь класс. Также появляется возможность в полной мере использовать такие методики обучения, как проектная деятельность, технология проблемного обучения и метод учебного эксперимента, как наиболее полно выражающий деятельностный подход в обучении, выраженный в требованиях ФГОС. Командная работа способствует формированию детского коллектива, сплочению класса, развивает у детей навыки сотрудничества и межличностного общения.
Экспериментальная работа вызывает у учащихся огромный интерес к исследованию окружающего мира, развивает их мышление, стимулирует любознательность, познавательную активность, способствует формированию пытливого ума и исследовательского типа мышления. Творчество - это пространство свободы, поэтому экспериментальная работа в сочетании с творческим подходом всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема. На наших занятиях мы не только проводим опыты и эксперименты, наблюдения, также на каждом занятии каждый оформляет обственную "Книгу экспериментов". В ней ребята зарисовывают эксперимент, дают ему собственное название, описывают его ход и фиксируют свои выводы.
Какие эксперименты можно проводить с второклассниками? Самые разнообразные. Главное -возможность участия детей в опыте или эксперименте, его наглядности.Если невозможно провести наглядный эксперимент, можно использовать доступную для понимания школьником модель исследуемых явлений. Опыты предваряются и сопровождаются рассказом педагога, обсуждением с учениками, дискуссией по поводу наблюдаемых явлений. Таким образом, к пониманию основополагающих законов окружающего мира школьник приходит в результате собственных размышлений и сопоставления фактов, а не получает готовые обезличенные знания, не несущие эмоционально-личностной окраски. К таким – живым, полученным на собственном опыте знаниям о мире – у детей возникает совершенно иное, эмоциональное отношение.
Для того, чтобы в детях развивался исследовательский дух, педагог и сам должен быть растущей, жаждущей новых знаний и эмоций, творческой личностью. Должен уметь видеть мир детскими глазами, полными изумления и жажды познания. Разглядеть проблемную ситуацию там, где для другого человека все обыденно, привычно и просто. Уметь прислушиваться к детским вопросам, порой забавным, и никогда не делать вид, что он, взрослый, все знает и умеет, что ему ясно в этом мире.
Помимо демонстрационных опытов в рамках занятий использовались следующие методы и приемы:
Наблюдения за физическими явлениями.
Эвристические беседы.
Создание моделей исследуемого явления.
Рассказы о великих изобретателях и ученых.
Просмотр видеофильмов.
Чтение познавательной литературы.
Создание творческих продуктов.
Самостоятельное экспериментирование.
Создание «Книги экспериментов» с подробными записями и выводами детей
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ заня тия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание учебного материала |
Методы обучения |
Формы организации познавательной деятельности |
Система контроля |
СЕНТЯБРЬ |
||||||
1 |
Вводное занятие. Воздух |
1 |
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке в новом учебном году. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила ТБ. Техника безопасности. Формирование представлений о свойствах предметов, формирование представлений о газах (воздухе), формирование представлений о физических явлениях. 1.Опыт с водой. Где же воздух? |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
2-3 |
Воздух |
2 |
Формирование представлений о свойствах предметов, формирование представлений о газах (воздухе), формирование представлений о физических явлениях. 1.Эксперимент. Воздух поднимает предметы. 2.Эксперимент. Рисуем воздухом. |
исследовательский |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
4 |
Волшебство или чудеса науки |
1 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление физических явлениях, дать понятие конвекция, температура, объем. 1.Опыт. Волшебный шарик. |
исследовательский |
Фронтальная, индивидуальная |
Само Контроль, учительский |
ОКТЯБРЬ |
||||||
5-8 |
Волшебство или чудеса науки |
4 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление физических явлениях, дать понятие конвекция, температура, объем. 1.Эксперимент. Волшебное конфетти. 2.Лимон надувает воздушный шар. 3.Опыт. Вода и воздух. Эксперимент. Кольцо, поднимающееся по наклонной плоскости. 4.Опыт. Наэлектризованный стакан. |
исследовательский |
Фронтальная, индивидуальная |
Само Контроль, учительский |
НОЯБРЬ |
||||||
9-11 |
Волшебник - лимон. |
3 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Сохраним яблоко. 2.Опыт. Секретные письмена. 3.Опыт. Разноцветная вода. |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
ДЕКАБРЬ |
||||||
12-15 |
Чудо-вода |
3 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Полет бабочки. 2.Опыт. Весёлый шарик. 3.Опыт. Воздушная подушка. |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
16 |
Опыты с бумагой |
1 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Волшебный стакан |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
ЯНВАРЬ |
||||||
17-19 |
Опыты с бумагой |
3 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Как падает бумага? 2.Опыт. Пирамида из бумаги. 3.Эксперимент. Письмена на бумаге. |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
20 |
Волшебство воды |
1 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Лимон запускает ракету в космос. |
исследовательский |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
ФЕВРАЛЬ |
||||||
21-22 |
Волшебство воды |
2 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Разбегающиеся зубочистки. 2.Опыт. Музыкальные бутылки. |
исследовательский |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
23-24 |
Фокусы. |
2 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Эксперимент. Сквозь листок. 2.Опыт. Мыльные пузыри в руках. |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
МАРТ |
||||||
25-28 |
Фокусы. |
4 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Лавовая лампа. 2.Опыт. Танцы изюма и кукурузы 3.Опыт. Волшебная салфетка. 4.Опыт. Волны в бутылке. |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
АПРЕЛЬ |
||||||
29-31 |
Волшебная вода. |
3 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Опыт. Горячее и холодное. 2.Опыт. Фонтан. 3.Опыт. Шарик с водой |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само- контроль, учительский |
32 |
Механизмы. |
1 |
Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Коробка катается |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само-контроль, учительский |
МАЙ |
||||||
33-34 |
Механизмы. |
2 |
формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Ветряная лебедка. 2.Эксперимент. Пирамида из бумаги. |
частично-поисковый |
Фронтальная, индивидуальная |
Само-контроль, учительский |
35 |
Заключительное занятие. Создание «Книги опытов и экспериментов» |
1 |
Создание коллективной работы «Книга опытов и экспериментов» |
Коллективная, индивидуальная |
Само-контроль, учительский |
Литература:
1. Быков И.П. Исследовательские лабораторные работы по физиологии растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001.
2. Бажева А., Обоскалова Е. Опыты. Издательство «Буква-ленд»,2017.
3. Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. - М.: Интеллект-Центр, 2009.
4. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
5. Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. - М.:Белый город, 2009 Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. - АСТ, 2007
6. Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.: Детская литература, 2002.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
8. Сорокина М., Собенина Д. Цветные опыты. Издательство «Буква-ленд»,2019.
8. Сорокина М., Собенина Д. Опыты на кухне. Издательство «Буква-ленд»,2019.