12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Анастасия Романовна30

Исследовательская и экспериментальная деятельность во 2 классе

Из опыта работы воспитателя группы продленного дня начальных классов в рамках кружка «Школа экспериментов»

В новом Законе об образовании сказано, что в современном мире «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» Основы этих качеств закладываются и развиваются в начальной школе. Внеурочная деятельность по направлению «общее интеллектуальное развитие» проводится в нашем классе в форме занятий кружка внеурочной деятельности «Школа экспериментов».

Во всех детях без исключения есть  врожденное стремление к постижению предметов, их устройства, к познанию явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога - превратить эту искру живого детского интереса в неугасающее пламя исследовательского стремления. Для этого в нашем классе создана атмосфера творчества, мы поощряем умение детей нестандартно мыслить, задавать вопросы и самостоятельно решать возникабщие проблемные ситуации. Если учащийся задает интересный для всего класса вопрос, например, «Почему снег белый?», я стараюсь исчерпывающе ответить на возникший у него вопрос, на доступном уровне для ученика,  при этом для этого требуется подобрать литературу, видеоролики, провести наблюдения и опыты, обсудить результаты, рассказать о свойствах воды и её агрегатных состояниях,  роли воды в природе. В результате таких занятий ученик получает намного больше информации и знаний, чем на уроке окружающего мира. Таким образом, обучающиеся не только получают новые знания об исследуемых явлениях, но и приобретают практический опыт, занимаясь экспериментальной и творческой деятельностью в классе.
Формы органтзации внеурочной деятельности позволяют проводите занятия с отдельными ребятами, объединить вокруг проблемной ситуации отдельные группы учащихся или же весь класс. Также появляется возможность в полной мере использовать такие методики обучения, как проектная деятельность, технология проблемного обучения и метод учебного эксперимента, как наиболее полно выражающий деятельностный подход в обучении, выраженный в требованиях ФГОС. Командная работа способствует формированию детского коллектива, сплочению класса, развивает у детей навыки сотрудничества и межличностного общения.
Экспериментальная работа вызывает у учащихся огромный интерес к исследованию окружающего мира, развивает их мышление, стимулирует любознательность, познавательную активность, способствует формированию пытливого ума и исследовательского типа мышления. Творчество - это пространство свободы, поэтому экспериментальная работа в сочетании с творческим подходом всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема. На наших занятиях мы не только проводим опыты и эксперименты, наблюдения, также на каждом занятии каждый оформляет обственную "Книгу экспериментов". В ней ребята зарисовывают эксперимент, дают ему собственное название, описывают его ход и фиксируют свои выводы.

Какие эксперименты можно проводить с второклассниками? Самые разнообразные. Главное -возможность участия детей в опыте или эксперименте, его наглядности.Если невозможно провести наглядный эксперимент, можно использовать доступную для понимания школьником модель исследуемых явлений. Опыты предваряются и сопровождаются рассказом педагога, обсуждением с учениками,  дискуссией по поводу наблюдаемых явлений. Таким образом, к пониманию основополагающих законов окружающего мира школьник приходит в результате собственных размышлений и сопоставления фактов, а не получает готовые обезличенные знания, не несущие эмоционально-личностной окраски. К таким – живым, полученным на собственном опыте знаниям о мире – у детей возникает совершенно иное, эмоциональное отношение.

Для того, чтобы в детях развивался исследовательский дух, педагог и сам должен быть растущей, жаждущей новых знаний и эмоций, творческой личностью. Должен уметь видеть мир детскими глазами, полными изумления и жажды познания. Разглядеть проблемную ситуацию там, где для другого человека все обыденно, привычно и просто.  Уметь прислушиваться к детским вопросам, порой забавным, и никогда не делать вид, что он, взрослый, все знает и умеет, что ему ясно в этом мире.

Помимо демонстрационных опытов в рамках занятий использовались следующие методы и приемы:

Наблюдения за физическими явлениями.

Эвристические беседы.

Создание моделей исследуемого явления.

Рассказы о великих изобретателях и ученых.

Просмотр видеофильмов.

Чтение познавательной литературы.

Создание творческих продуктов.

Самостоятельное экспериментирование.

Создание «Книги экспериментов» с подробными записями и выводами детей

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

 

заня тия

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Система контроля

СЕНТЯБРЬ

1

Вводное занятие. Воздух

1

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке в новом учебном году. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила ТБ. Техника безопасности.

Формирование представлений о свойствах предметов, формирование представлений о газах (воздухе), формирование представлений о физических явлениях.

1.Опыт с водой. Где же воздух?

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

2-3

Воздух

2

Формирование представлений о свойствах предметов, формирование представлений о газах (воздухе), формирование представлений о физических явлениях.

1.Эксперимент. Воздух поднимает предметы.

2.Эксперимент. Рисуем воздухом.

исследовательский

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

4

Волшебство или чудеса науки

1

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление физических явлениях, дать понятие конвекция, температура, объем.

1.Опыт. Волшебный шарик.

исследовательский

Фронтальная,

индивидуальная

Само

Контроль, учительский

ОКТЯБРЬ

5-8

Волшебство или чудеса науки

4

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление физических явлениях, дать понятие конвекция, температура, объем.

1.Эксперимент. Волшебное конфетти.

2.Лимон надувает воздушный шар.

3.Опыт. Вода и воздух.

Эксперимент. Кольцо, поднимающееся по наклонной плоскости.

4.Опыт. Наэлектризованный стакан.

исследовательский

Фронтальная,

индивидуальная

Само

Контроль, учительский

НОЯБРЬ

9-11

Волшебник - лимон.

3

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Сохраним яблоко.

2.Опыт. Секретные письмена.

3.Опыт. Разноцветная вода.

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

ДЕКАБРЬ

12-15

Чудо-вода

3

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Полет бабочки.

2.Опыт. Весёлый шарик.

3.Опыт. Воздушная подушка.

частично-поисковый

Фронтальная, индивидуальная

Само-

контроль, учительский

16

Опыты с бумагой

1

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Волшебный стакан

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

ЯНВАРЬ

17-19

Опыты с бумагой

3

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Как падает бумага?

2.Опыт. Пирамида из бумаги.

3.Эксперимент. Письмена на бумаге.

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

20

Волшебство воды

1

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Лимон запускает ракету в космос.

исследовательский

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

ФЕВРАЛЬ

21-22

Волшебство воды

2

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Разбегающиеся зубочистки.

2.Опыт. Музыкальные бутылки.

исследовательский

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

23-24

Фокусы.

2

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Эксперимент. Сквозь листок.

2.Опыт. Мыльные пузыри в руках.

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

МАРТ

25-28

Фокусы.

4

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Лавовая лампа.  

2.Опыт. Танцы изюма и кукурузы

3.Опыт. Волшебная салфетка.

4.Опыт. Волны в бутылке.

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

АПРЕЛЬ

29-31

Волшебная вода.

3

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях

1.Опыт. Горячее и холодное.

2.Опыт. Фонтан.

3.Опыт. Шарик с водой

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-

контроль, учительский

32

Механизмы.

1

Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Опыт. Коробка катается

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-контроль, учительский

МАЙ

33-34

Механизмы.

2

формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях.

1.Ветряная лебедка.

2.Эксперимент. Пирамида из бумаги.

частично-поисковый

Фронтальная,

индивидуальная

Само-контроль, учительский

35

Заключительное занятие. Создание «Книги опытов и экспериментов»

1

Создание коллективной работы «Книга опытов и экспериментов»

 

Коллективная, индивидуальная

Само-контроль,

учительский

 

Литература:
1. Быков И.П. Исследовательские лабораторные работы по физиологии растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001.

2. Бажева А., Обоскалова Е. Опыты. Издательство «Буква-ленд»,2017.

3. Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. - М.: Интеллект-Центр, 2009.

4. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

5. Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. - М.:Белый город, 2009 Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. - АСТ, 2007

6. Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.: Детская литература, 2002.

7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

8. Сорокина М., Собенина Д. Цветные опыты. Издательство «Буква-ленд»,2019.

8. Сорокина М., Собенина Д. Опыты на кухне. Издательство «Буква-ленд»,2019.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.