12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьева Галина Викторовна19
Россия, Саратовская обл., Саратовская область, Татищевский район, с. Октябрьский Городок
1

Опыт в организации исследовательской деятельности учащихся

Опыт в организации исследовательской деятельности учащихся

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

учитель химии и экологии Воробьева Галина Викторовна

Исследовательская деятельность способствует формированию определённого опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений.

Под исследовательской деятельностью понимают поисковую, экспериментальную, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие работы.

Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углублённым изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, не ограничиваясь рамками учебной программы.

На протяжении уже нескольких лет в нашей школе работает кружок « Юный исследователь». Такой кружок дает учащимся не только возможность заниматься исследовательской работой, но и позволяет получить им дополнительные знания по предметам – химии, биологии и экологии. Кружок «Юный исследователь» предусмотрен для учащихся 7-11 классов, его посещают 10 - 15 учеников.

Исследовательская работа на занятиях кружка проходит как в группах, так и индивидуально. На первых занятиях кружка ребята знакомятся с особенностями исследовательской деятельностью, её этапами. Затем на занятиях кружка проводим мини - исследовательские работы по химии, биологии и экологии. Например, выращиваем кристаллы разными способами; изучаем отбеливатели, эффективность их воздействия на загрязнения; изучаем хроматографию; исследуем декоративно-лекарственные растения; выдвигаем проекты по озеленению школы и многое другое.

Научившись всем тонкостям исследовательской деятельности, учащиеся готовы выбрать тему, которая их заинтересовала. При выборе темы исследования учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, а также уровень их подготовки. Конечно, большое значение имеет актуальность темы, новизна и ее практическая направленность. Работа выполняется в форме проектов.

За последние годы учащиеся подготовили и защитили не один исследовательский проект: «Оценка загрязнения природных водоемов с. Октябрьский Городок методом биоиндикации», «Изучение антропогенного влияния на флору села Октябрьский Городок», «Вода основа жизни на Земле», «Определение витамина С в овощах выращенных на приусадебном участке », «Определение количества аскорбиновой кислоты витамина С) в различных сортах яблок», «Исследования содержания нитратов в продуктах растениеводства с Октябрьского Городка Татищевского района», «Радуга красок», и другие. Каждая из работ содержит практическую составляющую и экспериментальную часть, которую проводят ученики исходя из возможностей кабинета химии. Все работы объединяют три предмета: химию, биологию и экологию. Многие исследовательские работы проводились с 2012 года на базе кафедр «Ботаника, химия и экология» ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова. Так, в ходе исследовательской работы «Оценка загрязнения природных водоемов с. Октябрьский Городок методом биоиндикации» ребята брали пробы воды с разных водоемов, и используя метод фитоиндикации, определяли рН среды воды. Результаты оформлялись в виде диаграмм и таблиц. Работая с исследовательской работай «Изучение антропогенного влияния на флору села Октябрьский Городок» Результаты своих научно-исследовательских работ учащиеся представляют на школьных, районных и региональных конференциях и конкурсах. Все работы получили призовые места на конкурсах разного уровня.

Важнейшее условие успеха учебно-исследовательской деятельности школьников – использование межпредметных связей.

Использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время наиболее полно раскрывает потенциал человеческих возможностей, открывает и развивает у детей как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, повышает уровень интереса к данному предмету, делает жизнь ребенка увлекательной и полезной. У учащихся развивается творческое мышление, логика, смекалка. Они учатся видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания на практике.

Активная внеклассная работа с детьми в области естественно-научного образования способствует социализации обучающихся, практической направленности образовательной деятельности школы, обеспечивает повышение рейтинга естественнонаучных знаний, увеличение познавательной активности школьников, формирование у них навыков исследовательской работы.

Таким образом, разработанные комплексные программы совместно с институтом являются важным звеном для создания единой системы непрерывного естественно - научного образования, которые способствуют формированию у обучающихся целостного и гармоничного взгляда на мир, особой культуры отношения человека к человеку и к природе, профессиональному самоопределению.


Я не могу сказать, что исследовательская деятельность решит все проблемы в образовательном процессе, но это эффективный вид работы, позволяющий нашим ученикам владеть определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни. Она раскрывает перед ними большие перспективы в дальнейшей учебе и работе, делает конкурентоспособными. Она учит ребят, прежде всего, жить.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.