Организация исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся «Эрудит»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Енисейская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
Всероссийский дистанционный конкурс
на лучшую статью «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей»
Организация исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся «Эрудит»
(Из опыта работы)
Шпомер Анна Александровна
учитель английского, немецкого языков,
руководитель школьного НОУ «Эрудит»
В жизни есть много интересного и поучительного, но так уж устроен человек, что в конце концов ему надоедает почти все: приедается хорошая пища, красивая одежда, интересные книги и увлекательные путешествия. Даже любовь не составляет в этом отношении исключения. Не приедается только одно – творчество.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. По словам известного академика А.Н.Крылова основной задачей обучения является «Научить умению учиться», и данное высказывание как нельзя лучше отражает смысл создания школьного НОУ.
Создание школьного научного общества соответствует Федеральным стандартам второго поколения, поскольку обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей. В рамках НОУ проводится работа с одаренными детьми, в частности организуются интеллектуальные и творческие соревнования, учащиеся получают возможность заниматься научно-техническим творчеством и проектно-исследовательской деятельностью.
В связи с этим во многих школах созданы научные общества учащихся, и у педагогов часто возникают вопросы, связанные с организацией их работы и ведением исследовательской деятельности школьников. Возможно, ответы на них вы найдете, ознакомившись с данной статьей. Она отражает опыт работы научного общества «Эрудит», функционирующего в Енисейской средней школе и содержит сведения о его структуре, плане работы, целях и задачах. Здесь также представлены сведения о структуре исследовательской работы, этапах ведения исследовательской деятельности, культуре публичного выступления и рекомендации для педагогов по организации работы над исследовательским проектом, рассматривается результативность его функционирования.
Стоит отметить высокую активность и интерес к исследовательской деятельности, как педагогов, так и учащихся, и, несомненно, этот фактор играет важную роль в развитии НОУ. С моей стороны, занимаясь руководством школьной научно-исследовательской деятельности, невозможно оставаться в стороне. Материалы данной статьи могут быть полезны руководителям школьных научных обществ учащихся, организаторам исследовательской деятельности учащихся, педагогам-руководителям исследовательских проектов, а также самим учащимся – одаренным детям, увлекающимся исследовательской деятельностью, и их родителям.
Организационные особенности НОУ «Эрудит»
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником и программным материалом. Такие ребята читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности в жизни.
Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Эрудит», находящееся под моим руководством в течение 12 лет. Возникло оно на основе экспериментальной площадки по проблеме «Духовно-нравственное становление учащихся в процессе гражданского воспитания в современном образовательном пространстве», созданной в 2006 году. В 2008 году было утверждено положение о создании научного общества учащихся «Эрудит». Сейчас школьное научное общество объединяет одаренных учащихся средних и старших классов. Оно имеет свою структуру, эмблему, девиз, план работы и ставит перед собой четкие цели и задачи.
В структуре НОУ «Эрудит» представлена связь между руководителем, председателем, советом, общим собранием НОУ и предметными секциями.
Цель научного общества учащихся «Эрудит»: создание условий для воспитания, развития и самоопределения учащихся.
Задачи НОУ:
развитие интересов к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях;
создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
участие в проводимых в рамках деятельности ОУ, района, города, страны олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
знакомство с методами научных исследований, обучение навыкам работы с современными приборами и оборудованием, научной литературой;
формирование навыков выступлений и аргументированного отстаивания своей позиции;
ориентация на выбор будущей профессии.
Девиз НОУ «Эрудит»: «Думаем глобально – действуем локально!»
На эмблеме НОУ «Эрудит» изображена Земля – символ неисследованного и неизученного в мире, книга – символ мудрости и знаний, лупа – символ непрерывного исследования и познания нового и перо, символизирующее описание изучаемого материала и работу над исследовательскими проектами.
Заседание Совета НОУ проводится 1 раз в месяц.
Планирование заседаний совета НОУ «Эрудит»
месяц | тема | цель | Ответственные | Результат работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
сентябрь | Подготовка и проведение организационного собрания НОУ | Обсуждение целей и задач на год, утверждение совета и президента НОУ | Руководитель НОУ, руководители секций, совет НОУ | Папка материалов |
октябрь | Обсуждение результатов диагностики учащихся | Анализ диагностических материалов участия в НОУ | Психологическая служба, руководители секций | Материалы диагностики |
ноябрь | Выбор тем исследовательских работ | Обсуждение тематики научных работ | Научные руководители, совет НОУ | Памятки по работе секций |
декабрь | Промежуточный контроль результативности исследований | Обсуждение успешности проведения исследования | Научные руководители, совет и президент НОУ | Памятки по работе секций |
январь | Подготовка к научно-исследовательским конференциям | Обсуждение успешности проведения исследования | Научные руководители, совет НОУ | Готовые работы учащихся |
февраль | Проведение районной научно-исследовательской конференции | Анализ готовности секций к проведению конференции | Научные руководители, совет НОУ | Презентации готовых работ учащихся, фотосъемка |
март | Проведение школьной научно-исследовательской конференции | Отчеты по проделанной работе | Совет НОУ Научные руководители | Презентации готовых работ учащихся, фотосъемка, выпуск электронных сборников работ с районной конференции |
апрель | Участие в конференциях разных уровней | Отчет секций о работе за год | Совет и президент НОУ | Выпуск сборников исследовательских работ со школьной конференции |
май | Обобщение сделанной работы. Подведение итогов работы за год | Анализ результатов работы за учебный год. | Руководитель НОУ, руководители секций, совет НОУ | Отчеты секций о проделанной работе |
Кроме поэтапной работы над исследовательскими проектами НОУ ведется индивидуальная работа с одаренными учащимися на основе системно-деятельностного подхода. А именно разработана постояннодействующая система поиска, ознакомления с положениями и собственно участия в предметных и межпредметных конкурсах и олимпиадах различных уровней (от школьного до международных). Большое значение здесь отведено руководителю, курирующему весь процесс, президенту, как посреднику между руководителем и советом, учащимся, входящим в совет общества, как распространителям положений о конкурсах и агитаторам. Кроме того, каждый заинтересованный учащийся может получить в индивидуальном порядке сведения об интересующих его действующих конкурсах, а также консультацию о порядке их проведения и возможности принять участие в них.
Но остановимся подробнее на исследовательской деятельности. За время работы в данном направлении нами с ребятами и их научными руководителями был разработан ряд рекомендаций, полезных как для «новичков» на исследовательской стезе, так и для уже опытных авторов работ и их руководителей, имеющих за плечами успешные выступления и заслуженные награды. Исходя из опыта работы над исследовательскими проектами, было выявлено, что для успешного проведения исследования учащиеся должны иметь четкое понятие о структуре исследовательской работы, оформлении исследовательской работы и этапах ведения исследовательской деятельности, быть ознакомлены с культурой публичного выступления и презентации работы, а руководителям следует знать о некоторых особенностях организации работы над исследовательским проектом. Привожу эти материалы ниже.
Структура исследовательской работы
Итак, прежде всего будущим исследователям должна быть известна структура научного исследования.
Структура исследовательской работы обязательно должна включать в себя:
Титульный лист;
Оглавление;
Введение;
Основную часть;
Заключение;
Список использованных источников литературы либо список использованных источников информации (если были использованы Интернет-ресурсы)
При необходимости, приложения
Работа над всяким исследованием начинается с введения. Введение должно быть кратким и обязательно отражать причины выбора темы, гипотезу, предмет и объект исследования, цель и задачи, методы исследования, материалы исследования, структуру исследования. Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется индивидуально. Изучать и вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеет первостепенное значение. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного. Поэтому так важно правильно сформулировать гипотезу, т.е. некое предположение предполагающее доказательство какой-либо мысли, которая может быть доказана или опровергнута в ходе исследования. (Именно фальсифицируемая, т.е. такая, которая может быть опровергнута, гипотеза считается научной). Если юному исследователю на этом этапе удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему и сформулировать ее суть – цель. Пошаговое решение цели определяется задачами исследования. Не стоит в одной исследовательской работе формулировать более 5-6 задач, и, тем более, несколько целей. Это может увести исследование «в сторону» и сделать его поверхностным, недоскональным. Ученики также часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. С этой мыслью перекликаются объект и предмет исследования. Объект исследования – процесс или явление, избранные для изучения, предмет исследования – понятие более узкое, это все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Очень важным моментом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Наиболее часто используемыми являются метод сплошной выборки, статистический метод, описательный метод, анкетирование, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный метод. Немаловажно и указать во введении на материалы исследования (например, результаты анкетирования или интервьюирования).
Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил. Своим учащимся я всегда советую разделять практическую и теоретическую части исследовательской работы. В зависимости от объема работы и ее логического содержания основная часть может быть разделена на разделы.
Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы. Маленькой хитростью здесь является то, что правильно сформулированные выводы всегда перекликаются с целями и задачами исследования, поставленными в начале и либо доказывают их, либо опровергают их.
Кроме этого необходимо помнить о наличии в работе оглавления (быстрым и правильным способом его создания является автособираемое оглавление), грамотно оформленного списка литературы, (и ссылок в основной части работы на эти источники) и, при необходимости, приложений. Количество приложений указывается во введении.
Оформление исследовательской работы
При оформлении исследовательской работы необходимо внимательно изучить положение о конкурсе, для которого она предназначена. Грамотно составленное положение дает исчерпывающие сведения о требованиях к предоставляемым работам. В частности, в нем указывается:
Какова должна быть структура работы;
Формат страницы (чаще всего A4);
Поля;
Шрифт (обычно «Times New Roman»);
Кегль (обычно 12 или 14);
Междустрочный интервал (одинарный или полуторный);
Оформление заголовков (с отбивками или без);
Допустимые средства выделения текста (полужирный шрифт, курсив);
Стиль оформления границ;
Требования к нумерации страниц;
Требования к списку литературы;
Варианты предоставления работ (бумажный и/или электронный);
Образец титульного листа либо сведения об информации, которая должна быть представлена на нем;
Объем работы;
Необходимость предоставления аннотации;
Необходимость предоставления рецензии;
Необходимость предоставления тезисов.
В положении о конкурсе обычно указываются требования к оформлению презентации, выполняемой для защиты работы (количество слайдов и др.). Чаще всего презентация выполняется в программе Microsoft PowerPoint, хотя при наличии программного обеспечения не исключены и другие программы, например, Smart Board и служит своеобразным визуальным фоном и помощником при представлении работы. Из опыта работы нашего НОУ следует, что не нужно пытаться представить в презентации весь текст работы, лучше дать ключевые определения, отдельные фразы, высказывания, важные картинки и фотографии. Так работа будет лучше восприниматься зрительно и утомление при ее прослушивании будет минимальным. Немаловажен и размер шрифта – текст должен быть читаемым. Кроме того, следует обратить внимание на оформление слайдов: фон должен гармонировать с цветом и размером текста (на темном фоне хорошо смотрится светлый текст и наоборот). А вот фонов, совмещающих в себе одновременно светлые и темные оттенки, лучше избежать. Выигрышно смотрится нестандартный (авторский), фон, созданный самими авторами работы – для создания такого фона можно использовать тематическую картинку, геометрические фигуры или узор. Однако следует помнить, что подобное оформление слайда – не самоцель, а только средство более креативного и зрелищного представления информации.
Оформление исследовательской работы немаловажный момент, поскольку является показателем компетентности автора работы и его руководителя, а также входит в критерии оценок представляемых работ и строго оценивается жюри. Поэтому при работе над ним следует проявить творческий подход, внимательность, аккуратность, а, возможно, и педантичность.
Особенности организации и проведения работы над исследовательским проектом
Как правило, создание исследовательской работы – серьезный, кропотливый процесс, над которым длительное время трудится ученик или ученическая творческая группа под руководством наставника – научного руководителя. Важно построить эту работу таким образом, чтобы инициативность и исполнение были результатом работы учащихся, но не их педагога, ни в коем случае нельзя выполнять за ученика его проект. Здесь вспоминается старинная китайская поговорка «Нужно не дать человеку рыбу, а научить его ловить рыбу». Нужно не выполнить за ученика работу, а, заранее спрогнозировав результат, построить процесс ведения исследования таким образом, чтобы ученик сам нашел искомые истины и научился их грамотно оформлять. Только такой подход может дать результаты.
Самостоятельную работу под руководством преподавателя целесообразно строить в форме индивидуальных консультаций или занятий, каждое из которых направлено на выполнение тех или иных частей работы и, как правило, состоящее из трех основных частей:
Вводной (установочной);
Самостоятельной работы обучающихся по выполнению предложенного задания;
Подведение итогов.
Занятие начинается кратким вступительным словом преподавателя. Вводную часть занятия целесообразно ограничить до 10 минут. Она должна ориентировать обучающихся на прочное освоение знаний, отработку умений, и если это предусматривается заданием, то и отработку навыков, которые необходимы для его выполнения.
Затем обучающимся предоставляется возможность выполнять рекомендуемые задания самостоятельно. При этом способ работы каждый ученик выбирает самостоятельно. В ходе занятий преподаватель не должен устраняться от руководства самостоятельной работой обучающихся. Ему необходимо постоянно все видеть, все замечать.
Подведение итогов необходимо делать на каждом занятии, поскольку это способствует лучшему усвоению знаний и не создает «пробелов» в процессе написания научно-исследовательской работы. Для контроля усвоения материала целесообразно в конце каждого занятия проводить собеседование. Основная дидактическая цель подведения итогов – научить анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать свою учебную деятельность.
Вопросно-ответная форма консультаций используется наиболее часто, хотя она не единственная и конечно, далеко не самая лучшая. Наилучшая форма консультаций та, которая начинается с вопросов обучающихся и постепенно переходит в своеобразную беседу-дискуссию с преподавателем. Особое значение консультации приобретают перед выступлением обучающихся на конференции. Во время таких консультаций ученик учится выдерживать критическое отношения к научно-исследовательской работе, отвечать на каверзные вопросы и аргументировать свою точку зрения.
Не стоит забывать о «домашней работе», в качестве которой учащимся может быть предложен поиск литературы, иллюстраций, описание теории или практики, составление таблиц, схем и пр.
Подготовка презентации и текста выступления, является одним из самых сложных этапов в создании научной работы, поскольку именно они способны представить как автора так и их труд перед членами комиссии в выгодном свете. Именно поэтому на консультации по созданию электронных презентаций тратится до 70% всего консультационного времени. Чаще всего презентация готовится в программе «PowerPoint», как в самой распространенной, удобной и не требующей сложного программного обеспечения.
Исходя из собственной практической деятельности я рекомендую следующее расписание индивидуальных занятий: за 4-5 месяцев до планируемого срока сдачи работы проводить консультации 1 раз в 2 недели, за месяц – один раз в неделю, за неделю – ежедневно.
Этапы исследовательской деятельности
Построение исследовательской деятельности подобно изучению предмета. Над ней нельзя работать необдуманно, без системы, поэтому руководителю необходимо заранее составить планирование и попытаться спрогнозировать результат. Исходя из опыта работы НОУ «Эрудит» мы вывели целесообразность построения следующей поэтапной системы консультаций:
1.Подготовка учащихся к исследовательской деятельности (введение в методологию научного исследования);
2.Выбор проблемы (от общего к частному);
3.Исследование проблемы (анализ специальной литературы и периодических изданий, социологические опросы, индивидуальные консультации с ведущими специалистами);
4.Разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования);
5.Практическая работа и анализ полученных результатов (экспедиция и походы, работа в архивах, встречи с непосредственными участниками изучаемых событий, опытная и экспертная работа и т. д.);
6.Подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы);
7.Презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы па вопросы).
Культура публичного выступления
Один из важнейших моментов, на который следует обратить внимание при подготовке к защите исследовательской работы – качество презентации, умение учащегося ее представить. Поэтому мною уделяется особое внимание ознакомление и обучение детей культуре публичного выступления. Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. Совершенно иначе смотрели на него древние греки, в чьих полисах впервые появились великие риторы. Для них искусство речи было неотделимо от искусства мыслить, и не случайно, что риторика как самостоятельная сфера образования развивалась вместе с наукой и философией. Такое отношение к «мысли изреченной» прошло красной нитью через всю историю человечества. Тысячелетия спустя, уже в XIX веке, мыслители пришли к убеждению, что именно общение с себе подобными, а вовсе не Божий дар или наследственные программы превращает новорожденного младенца из беспомощного представителя отряда приматов в разумное существо, называемое человеком. И неудивительно, что путь к подлинной свободе самые романтические из философов той эпохи видели в новых формах общения людей.
Прежде всего, к выступлению нужно правильно подготовиться. И хотя рекомендации, которые обычно даются по этому поводу, могут показаться банальными, стоит упустить из виду хотя бы один из моментов подготовки – и речь может быть скомкана.
В первую очередь из готовой работы следует выделить основное. Это непросто, но очень важно. Слишком затянувшееся выступление, детальное утомляет слушателей, слишком краткое изложение не раскрывает сути работы. На наш взгляд выступление должное длиться не более 10-15 минут. Все этапы устного выступления желательно сопровождать слайдами электронной презентации, дающими объяснения или иллюстрирующими тот или иной аспект.
После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой – тщательно продумать структуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном и многоплановом этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части, в соответствии с этапами исследовательской работы:
вступление (в котором отражено введение), где главное - привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт, заинтересовать их;
основная часть, собственно изложение оформленных мыслей, стержень которых - аргументация, достигаемая за счет непротиворечивости мысли и точности языка;
заключение, в качестве которого могут подаваться выводы, личное отношение автора к содержанию, указания на нерешенные проблемы, призывы к дальнейшим действиям.
И, наконец, как осуществить подготовку к непосредственному изложению текста? Надо или не надо писать текст выступления целиком? Как быть с его заучиванием – не учить вообще, при выступлении рассчитывая на собственную живую речь, выучить лишь отдельные фрагменты или же, дабы обезопасить себя от связанных с волнением казусов, выучить текст наизусть? Самые разные специалисты по теории ораторского искусства сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учить выступление наизусть. Конечно, в случае выученного текста может получиться очень хорошее и даже замечательное выступление. Но, во-первых, это требует немалых усилий при подготовке, во-вторых – неимоверного психологического напряжения при самом выступлении. А самое главное, заученное выступление будет успешным только в стерильной обстановке, малейшая неожиданность – кто-то из слушателей задает вопрос, начинает спорить – и вы сбились, не можете добавить от себя ни одной фразы. Кроме того, когда вы выучили заранее выступление, его очень трудно сделать ярким, для этого надо быть актером высокого уровня.
Но если выступление целиком учить наизусть не следует, то отдельные его фрагменты не просто можно, а даже нужно заучить. Прежде всего, необходимо помнить наизусть начало и конец, причем желательно иметь в запасе несколько вариантов, и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними. Ведь если автор речи готов к выступлению, то сами мысли изложить он сможет, а вот импровизация плавного перехода от одного его пункта к другому может оказаться проблемой.
Что касается написания текста, то здесь очень многое зависит от индивидуальности докладчика. Начинающему оратору написать целиком текст очень даже полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенности. При этом удобно пользоваться маркерами, выделяя ими ключевые фразы разделов. И, уж конечно, никаких зачеркиваний, подписей. Текст выступления должен зрительно легко восприниматься.
Выступление желательно несколько раз прорепетировать перед научным руководителем и другими слушателями, которые помимо прослушивания могут задать вопросы докладчику. Готовя выступление, нелишне подумать и о жестикуляции. Здесь теоретики ораторского искусства единодушны: для современного слушателя важнее всего естественность оратора, и если его жесты выглядят вычурно и театрально, ничего, кроме негативного впечатления, он о себе не оставит. Однако при таком подходе появляется противоположная опасность – полная скованность выступающего, неизбежно передающаяся слушателям напряженность каждого мускула, неестественная зажатость жестов и т.д. Именно поэтому начинающим ораторам полезно задуматься над жестикуляцией в наиболее важных пунктах выступления. И здесь необходимо помнить несложное правило: на любую аудиторию благоприятное впечатление производят широкие жесты, подчеркивающие вашу уверенность в себе и доброжелательность.
При произнесении речи необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты.
Необходимо добиваться соответствия внешнего вида оратора характеру аудитории и тематике речи. На научно-исследовательской конференции уместен будет классический стиль в одежде, например, рубашка и брюки со стрелками для юношей, классическая прямая юбка-карандаш и блузка для девушек. Или строгий деловой костюм. Или классического покроя платье. Нелепо выглядит докладчик на научной конференции и джинсах и футболке либо растянутом свитере ассиметричного покроя (что не раз приходилось наблюдать). Помимо очевидных требований к опрятности и аккуратности внешнего вида оратора, необходимо заботиться об органичности связки: имидж выступающего – тема речи – характер аудитории.
Очень сложно добиться внимания аудитории на протяжении всего выступления, не обладая при этом достаточно четкой дикцией. Помимо дикции оратору необходимо обратить внимание на постановку голоса, и это он может сделать самостоятельно.
Первое правило постановки голоса - Вас должны слышать. Простая и самая большая проблема с голосом - стремление говорить монотонно. В своей речи нужно быть естественным.
Приведем лишь несколько приемов работы с тоном речи. Каждый из них мы используем в бытовых разговорах сотни раз в течение дня, даже не задумываясь об этом. Использование же этих приемов при произнесении публичной речи требует некоторых сознательных усилий.
акцентирование главных слов предложения;
изменение тона голоса;
изменение темпа речи;
использование пауз.
Обращаясь к аудитории, необходимо прислушиваться к себе. Если выступающий заметил, что стал говорить монотонно, нужно остановиться и одернуть себя мысленным приказом: «Беседуй со слушателями. Говори естественно, по-человечески». Поможет и собственно самовнушение, и пауза, сопровождающая этот внутренний монолог, которая дополнительно привлечет внимание аудитории.
Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.
Нужно добиваться автоматического, бессознательного использования приемов привлечения внимания голосом. Именно таким образом мы применяем их в обычной бытовой речи. Естественность приходит в процессе тренировок и практики.
В большинстве случаев при выступлении имеет смысл использовать визуальные вспомогательные средства и иллюстрации.
Из всего объема информации, попадающей в мозг человека, 75% приходит к нам посредством зрения, 13% - через слух, а оставшиеся 12% - через обоняние, вкус и осязание. Именно из-за такого подавляющего преобладания зрения в познании мира и следует применять в публичной речи визуальную поддержку.
Хорошие демонстрационные средства вызывают интерес. Они проясняют, придают конкретную форму, усиливают то, что было сказано. Более того, на презентации чего-нибудь нового, когда у аудитории нет способа сослаться на мысленный образ чего-то, что они никогда раньше не видели, картинки практически незаменимы. Фактически, существуют некоторые вещи, которые почти невозможно объяснить без использования демонстрационных средств.
Важно, чтобы демонстрационные средства были аккуратными, привлекательными и выглядели профессионально. Но они не должны быть произведением искусства. Фактически, даже лучше, если они не являются такими произведениями. Выступление, носящее легкий домашний оттенок, производит впечатление, что оно была подготовлена специально для этой аудитории и привязано только к ней.
Хорошие демонстрационные средства должны быть четкими, незагроможденными данными. Изображение должно быть отчетливым и простым. Цель демонстрационного средства - поддержать объяснение, а не давать объяснение.
Успех выступления, который, безусловно, закладывается в процессе тщательной подготовки к речи, во многом зависит от отношения и интереса автора к теме. Опыт показывает, что самое замечательное прочтение лекции – это, как правило, первое ее прочтение, в особенности по материалу, в котором лектор сам недавно разобрался. Известна студенческая шутка: молодой преподаватель объяснял-объяснял, даже сам все понял. Вот это-то сам все понял и определяет успех выступления, когда автор еще недавно в этом разобрался, еще в восторге от новизны и заражает своим восторгом слушателей.
Творческий поиск – неиссякаемый родник открытий
В завершение хочется отметить, что создание исследовательской работы – длительный, проблематичный, кропотливый, но интересный и значимый труд. В ходе творческой работы сознание ребят сталкивается с чем-то необычным, волнующим, захватывающим (например, с каким-то фактом, толкающим к поиску ответа). Такая способность в физиологии называется рефлексом на новизну, психологи же говорят о возникновении проблемной ситуации. Результат виден сразу, если возник интерес. «Чего только мы не способны сделать под влиянием интереса!», - писал французский материалист Гельвеций. Управляя интересами, регулируя их в какой-то степени, вызывая к жизни, мы действуем на способности занимающихся у нас одаренных детей. Творческие ситуации необычны тем, что для успеха требуется особая «любовь» к противоречиям, к парадоксам, к новому, интуиция. Вот эта-то прелесть творческой деятельности и становится основой для будущих открытий и всего человеческого прогресса.