Методическая разработка занятия «Почему спит цветок?»
Методическая разработка занятия
«Почему спит цветок»
Составил: Абдуллов
Булат Рафисович
г. Казань
Название объединения - «Робототехника»
Тема занятия: Почему «спит» цветок?
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: научить учащихся собирать модель цветка (тюльпан) и запрограммировать его на закрытие и открытие лепестков
Задачи занятия:
- углубление знаний учащихся о суточных ритмах высших растений;
- развитие воображения и эмоционального восприятие природы;
- формирование умений ориентироваться в технике чтения элементарных схем;
- формирование познавательного интереса к теме занятия;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся получают новые знания о суточных ритмах цветов;
- в команде собирают и программируют модель цветка (тюльпан);
- у обучающихся формируются коммуникативные навыки;
- повышается экологическая грамотность поведения учащегося в окружающей среде.
Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, мультимедийное пособие «Мир природы», LEGO Education 8870 Светодиоды, LEGO Education 9580 Перворобот WeDo
Ход занятия:
Установление взаимосвязей
Педагог: Добрый день. Сегодня тема нашего занятия «Почему «спит» цветок».
Если вам случалось поздним вечером прогуливаться по саду, то вы наверняка замечали, что некоторые цветы, как и люди, стремятся «отдохнуть» после захода солнца. Растения, которые «укладываются спать», демонстрируют естественный механизм, известный как «никтинастия». Учёным известен его принцип: в ночной темноте и прохладе нижний ряд лепестков растёт быстрее, чем верхний, вынуждая цветок закрыться.
Однако, учёные не уверены, почему эволюция выработала у цветов такую реакцию. Существует несколько теорий, объясняющих этот феномен. Небезызвестный Чарльз Дарвин полагал, что цветы закрываются на ночь, чтобы уменьшить вероятность замерзания. Другая теория гласит, что цветы берегут свою энергию вкупе с ароматом для светлого времени суток, когда насекомые-опылители наиболее активны. Некоторые исследователи полагают, что это защитный механизм, сохраняющий пыльцу от росы. Ведь насекомые лучше переносят сухую пыльцу, тем самым повышая для обладателей никтинастии шанс на опыление.
Процесс «засыпания» цветов в ночное время, по-научному называется никтинастия. Другими словами, это движение цветка от влияния темноты и света. Это естественный природный процесс.
На прошлом занятии мы поделились на 3 команды. Каждой команде было дано задание, подготовить материал о таком прекрасном цветке, как тюльпан.
1 команда подготовила описание и характеристику растения.
2 команда подготовила материал по теме «Цветочные часы».
3 команда прочтет нам стихи про тюльпаны.
Каждой команде дается по 3-5 минут для выступления.
Выступление команд.
(Во время выступлений команд на экран проецируются картины тюльпанов).
Педагог: Как много интересной и полезной информации мы с вами получили. А сейчас наша с вами задача из конструктора Lego собрать цветок тюльпан и запрограммировать его на раскрытие и закрытие лепестков. Работать мы продолжим в группах по 5 человек.
Сейчас я буду проецировать порядок сбора цветка на экран. Вы в группах начинаете сбор модели. Если возникнут вопросы или затруднения, задавайте вопросы. Будем решать по мере их возникновения.
Конструирование
Педагог: Приступаем к программированию:
По нажатию на клавишу «D» - включаются светодиоды (наступает день), играет музыка и наш тюльпан раскрывается.
По нажатию на клавишу «N» - светодиоды гаснут (наступает ночь), играет музыка и наш тюльпан закрывается.
Педагог: Итак, мы с вами собрали и запрограммировали цветок «Тюльпан» на раскрытие и закрытие лепестков.
Сейчас каждой команде дается по 3-5 минут для защиты своего проекта.
Выступление команд.
Рефлексия
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. Учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Вы все большие молодцы. Все проекты выполнены на оценку 5.
К следующему занятию вам дается задание. Что интересного и нового можно добавить при конструировании цветка «Тюльпан», например, чтобы лепестки раскрывались не полностью.
Спасибо всем за проделанную работу.
Развитие
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу.
Фотоочет проведенного занятия
Горбачёва Марина Юрьевна
Булат Рафисович
Ирина Анатольевна
Булат Рафисович
Аладышева Татьяна Петровна
Спицына Любовь Ивановна
Булат Рафисович
Ватолина Светлана Анатольевна
Дементьева Ирина Михайловна
Медведева Татьяна Александровна
Булат Рафисович
Панкова Татьяна Владимировна