Методическая разработка занятия «Цветок в подарок» (1–3 класс)

4
1
Материал опубликован 30 August 2019

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги





Методическая разработка

занятия

Цветок в подарок

для детей 7-10 лет





Составитель: Маликова Любовь Ивановна,

педагог дополнительного образования




Калуга, 2019


Аннотация

Данное занятие разработано и реализовано с целью развития мотивации учащихся к творческой деятельности посредством декоративно-прикладного искусства, в частности, работы с цветной бумагой. Дети осознают необходимость помогать окружающим людям, радовать их подарками, сделанными своими руками. Простыми композициями из цветной бумаги можно украсить открытки, шкатулки, оформить помещение к празднику. Алгоритм выполнения работы прост в освоении, понятен даже ребенку.

Методическая разработка может быть интересна педагогам дополнительного образования, родителям, учителям начальных классов, специалистам по воспитанию, работающим с детьми младшего школьного возраста.


Пояснительная записка

Представленное занятие входит в тематический блок «Цветы из бумаги» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазии прикладного творчества» для детей 7-11 лет, рассчитанной на 3 года обучения. Занятие классифицируется как занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Представленная деятельность ориентирует детей первого года обучения на демонстрацию своего творчества на выставках, формирует стремление доставить удовольствие окружающим людям. Конечно, для первого года обучения преимущественно используется репродуктивный метод обучения, но на основе представленного шаблона дети моделируют и создают свои композиции из цветов, изготовляют подарочные открытки к праздникам.

Изготовление цветов из бумаги развивает мелкую моторику, закладывает основы моделирования композиций и воспитывает художественный вкус, доставляет эстетическое удовольствие. Работа над поделкой помогает ребенку творчески раскрыться, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях.

Актуальность методической разработки заключается в том, что она показывает, как можно нацеливать детей на достижение второго уровня результатов внеурочной деятельности – разработку художественного замысла под основные параметры заказа общества, в данном случае моделирование и изготовление открытки с цветочной композицией в подарок (маме, бабушке, учительнице, ветеранам и т.д.).

Новизна представленной работы выражена в подробных методических рекомендациях к алгоритму изготовления поделки.

Цель методической разработки: обобщить опыт педагога и продемонстрировать алгоритм изготовления поздравительных открыток с цветами, элементов цветочного декора и подарков своими руками посредством работы с цветной бумагой.

Тема занятия: цветы из бумаги.

Цель занятия:

Задачи:

1.Обучающие:

    познакомить с алгоритмом изготовления цветов из бумаги;

    формировать стремление и умение изготавливать подарки своими руками;

2. Воспитательные:

    воспитать любовь к труду, творчеству;

    воспитать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

3. Развивающие:

    развить познавательную мотивацию;

    содействовать развитию физических качеств: мелкой моторики рук, способностей к концентрации внимания, координации рук под контролем глаз

    развить воображение, фантазию, творческое мышление.

Материалы и оборудование: ножницы, линейка, карандаш простой, ластик, клей ПВА, бумага цветная и белая, наглядное пособие.

Теория: простые объемные цветы из бумаги, последовательность выполнения, варианты сочетания цветов, основные правила составления композиций. Традиции дарения цветов и открыток. Понятия: лепестки, тычинки, листья, композиция.

Практика: оформление открытки с объемными цветами из бумаги, самостоятельное составление цветочной композиции.


План проведения занятия

    Обсуждение темы и цели занятия.

    Инструктаж по технике безопасности.

    Демонстрация последовательности выполнения работы.

    Самостоятельная практическая работа под руководством педагога.

    Самостоятельное творчество по оформлению открытки с цветами.

    Выставка работ.

    Рефлексия.


Методические рекомендации на период подготовки к занятию

Для того, чтобы подготовиться к занятию, необходимо предварительно оформить наглядный стенд, на котором отразить всю последовательность работы на поделкой, чтобы свободно владеть информацией, уметь ответить на любой вопрос учащихся, пробудить интерес к изготовлению поделки. Конечно, алгоритм изготовления изделия можно показать посредством слайдовой презентации, но электронный вид цветов все же уступает возможности их рассмотреть с разных сторон, потрогать и пофантазировать, как можно применить их в оформлении.

Стоит заранее подумать о материале, из которого будут изготовлены цветы, и нарезать немного квадратов-основ из цветной бумаги. Конечно, в рамках реализации программы «Фантазии прикладного творчества» обучающиеся осваивают на первых занятиях умения и навыки изготовления равностороннего квадрата без линейки. Но если дети еще закрепили данный навык или участвуют в мастер-классе вне программы, то необходимо подготовить несколько разноцветных основ для каждого ребенка.

Будет хорошо подготовить к данному занятию информационный материал, связанный с цветами и традицией дарить цветы на праздники. Можно рассказать о сочетании цветов в теплой и холодной цветовых гаммах.

Лейтмотивом всего занятия должна быть идея, что делать подарки своими руками и дарить открытки близким людям и тем, кому нужно наше внимание и забота (пожилым людям, ветеранам войны и труда, учителям, пациентам больниц, детям, находящимся на домашнем обучении и др.), очень важно и актуально. Именно через такую деятельность даже дети младшего школьного возраста могут принять участие в волонтерской деятельности, которая приобрела особое значение в современном мире.



Методические рекомендации на период проведения занятия

Начать занятие лучше с демонстрации открыток с цветами и элементов цветочного декора. Необходимо предложить детям самим сформулировать тему и цель занятия. Если с определением цели возникнут трудности, то задать наводящие вопросы:

    Что вы видите перед собой? Что объединяет все демонстрационные материалы? (цветы из бумаги)

    Умеете ли вы изготавливать цветы своими руками?

    Хотели бы научиться украшать цветами из бумаги открытки, изготавливать цветочный декор для оформления?

    Как вы думаете, какие умения для этого необходимы? (подготовить бумагу, ровно вырезать, аккуратно клеить, составлять композицию и др.)

Перед началом работы обязательно провести беседу по технике безопасности:

- ножницами работать осторожно, сосредоточившись на вырезании конкретной детали, при необходимости передавать ножницы друг другу кольцами вперед;

- бумагу складывать аккуратно, стараясь не проводить по краю, чтобы не порезать кожу рук;

- с клеем обращать особенно осторожно, выдавливая легким нажатием, по капле, строго на склеиваемую поверхность; при случайном попадании клея на стол или на руки, воспользоваться салфеткой, при попадании в глаза промыть проточной водой и интенсивно моргать глазами, промокнуть чистой салфеткой.

Можно поговорить с обучающимися о том, для кого предназначена поделка, как можно сгруппировать цветы, чем их украсить. Демонстрируя образец, предложить ребятам пофантазировать и придумать свой вариант поделки, составить другие цветовые решения, изготовить другие виды цветов.

Для разминки перед началом работы стоит сделать пальчиковую гимнастику «Цветы»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить; ритмично двигать пальцами вместе-врозь;

развести пальцы рук, ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

Во время занятия нужно следить за гигиеной и техникой безопасности труда: как сидят дети, как держат спину, не затекла ли шея, правильно ли обращаются с ножницами и клеем. В середине занятия необходимо устроить небольшую разминку, которую можно провести с помощью бабочки из бумаги, прикрепленной к прутику:

    Представьте, что в класс залетела бабочка, куда она полетела?

    Бабочка летит влево! (поворачиваем голову, следим глазами)

    Бабочка села на доску! (поворачиваем голову в центр, следим глазами)

    Бабочка сделала круг и села на голову ребенку! (следим глазами)

    Бабочка села на пол! (наклоняем голову вперед, следим глазами и д.п.)

Во время изготовления деталей открытки у детей могут возникать следующие трудности:

    при изготовлении базовой формы цветка обучающийся сделал неправильный вырез, лепестки прорезались слабо или слишком сильно: научить предварительно намечать линии простым карандашом;

    деталь может липнуть к рукам; то значит, что ребенок использовал слишком много клея, следует показать, как нужно обращаться с клеем, чтобы деталь выглядела аккуратной;

    иногда, если у учащегося не получается сделать так, как он хочет, он может вообще отказаться выполнять работу. В этом случае следует оказать помощь ребенку, проанализировать с ним, где он допускает ошибку и как ее исправить. В сложном случае нужно выполнить этот этап совместно с педагогом.



Алгоритм изготовления поделки

№ п/п

Действие

Фото

Примечания

Делаем квадрат-заготовку для цветка из цветной бумаги.

Сгибаем его пополам по диагональной линии.

Уголки должны совпадать. Делим квадрат на два треугольника.

Вновь сгибаем пополам по диагональной линии, соединяя противоположные углы.


Вновь следим, чтобы углы совпали. Получаются треугольники меньшего размера.

Сгибаем еще раз пополам, соединяя две стороны.

Обратите внимание, стороны не одинаковые по длине, концы не совпадают, но края сторон должны совпадать.



Вырезаем по краю закругленную линию, отрезая верхнюю часть, получаются «лепестки».

Отрезаем так, чтобы верхней частью «лепестка» стала часть, которая совпадает у двух сложенных вместе сторон. Закругляем «лепесток» так, чтобы один срез был выше другого, образуя покатую округлую горку.

Разворачиваем заготовку до плоского состояния.


Получается восьми лепестковый цветок.

Делаем еще 2-3 цветка схожего цвета или немного другого оттенка (например, светлее и темнее).

Складываем несколько цветков друг на друга, скрепляя серединки клеем.

Готовим тычинки для цветка. Для этого отрезаем небольшую прямоугольную полоску бумаги, надрезаем ее по одному краю, как бы «махрим» ее.

Тычинки могут быть как одинакового цвета с цветком, так и контрастного, например, желтого или белого. Делать надрезы следует аккуратно, не доходя до края.

Соединяем весь цветок вместе: по центру склеиваем все детали цветка (2-3 заготовки); полоску с надрезами скручиваем, закрепляем конец капелькой клея; торец без надрезов прикрепляем с помощью клея в середину цветка.

Лучше использовать клей ПВА со специальным аппликатором. Клей необходимо капать в небольшом количестве в самую середину цветка.

Вырезаем листочки: для этого берем небольшой листок бумаги (зеленого, желтого цветов), складываем пополам, намечаем карандашом линию среза.

Линия среза может быть ровной, закругленной, или ступенчатой, с острыми небольшими вырезами.

Оформляем цветочную композицию или украшаем открытку,

Наклеиваем цветок и лепестки на белый или цветной картон.

Обратите внимание на последовательность выполнения:

    наметить расположение деталей;

    приклеить сначала листья, затем цветы.

Продемонстрируйте обучающимся разные варианты оформления цветочной композиции. Дайте возможность детям проявить свою фантазию и творчество. Но напомните им об основных правилах оформления:

    нечетное количество цветков;

    сочетание контрастных по цветы деталей или одного цвета, но разного оттенка;

    группировка цветов в один букет, или выделение одного цветка в центре как притягивающего внимание;

    группировка разных деталей букета в соответствии с определенными геометрическими фигурами (треугольник, вытянутый овал и т.п.).


Методическое обеспечение на период последействия

По окончании занятия можно устроить выставку работ, придумать для каждой поделки ее дальнейшее использование. Необходимо задать вопросы для осуществления качественной оценки работы учащихся:

- чья работа понравилась больше, почему?

- чья работа понравилась меньше, почему?

- что можно сделать, чтобы менее понравившаяся работа стала лучше?

- что вызвало у вас затруднение при изготовлении цветов?

- что вам особенно понравилось в данном занятии?

- добились ли мы своей цели, научились ли вы изготавливать цветы из бумаги?

- хотели бы вы освоить более сложные техники изготовления цветов?

- знаете ли вы, как использовать данные умения в повседневной жизни, будущей профессии?

Т. к. на занятии дети изготовили только одну поделку, можно их замотивировать на изготовление других работ, например, для украшения кабинета, для подготовки работ на городскую выставку, для изготовления открыток к празднику (например, ко Дню пожилого человека, к Международному женскому Дню и др.). На следующих занятиях можно предложить выполнить коллективную работу, панно.



Литература

    Горяинова, О.В. Школа юного дизайнера /. О.В. Горяинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    Евстратова, Л.М. Декоративные цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи / Л.М. Евстратова. ─ М.: Культура и традиция, 2009.

    Чибрикова, О.В. Забавные подарки по поводу и без /О.В. Чибрикова. − М.: Эксмо, 2009.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Любовь Ивановна, спасибо за отличную разработку мастер-класса!!!

30 August 2019