Методическая разработка занятия с использованием куклотерапии «Доброта спасёт мир»
Автор: Спицына Ю.В. учитель начальных классов
Методическая разработка занятия
с использованием куклотерапии.
«Доброта спасёт мир»
Данное занятие разработано для детей 1 класса (возраст 7-8 лет)
Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка; исследование глубинных проблем, чувств, переживания личности; укрепление психического здоровья ученика.
Задачи:
- развитие познавательной сферы ребенка.
- развитие эмоционально – волевой сфер.
-формирование коммуникативных навыков.
Показания для применения метода «Куклотерапии»:
- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность,
- неадекватная самооценка;
- проблемы в общении.
Оборудование: куклы-рукавички, ноутбук, интерактивная доска, мяч, пиктограммамы с изображением разных эмоций человека, различные книжки, игрушки.
Ход занятия.
Организационный момент (1 минута)
Педагог приветствует детей, выражает удовлетворение и радость от того, что видит каждого ребенка на занятии.
II. Самоопределение к деятельности (5 минуты)
-Давайте станем в круг и возьмемся за руки, я буду говорить, а вы повторяйте за мной:
В нашем классе все друзья:
Маша, Эдик, Ваня, Я
Мы не в ссоре никогда
Варя, Вика, Даша, Я
Все мы лучшие друзья
Андрей, Вадик, Таня, Я.
- Правда ли это ребята?! Присаживайтесь на свои места.
- Как вы думаете, с каким отношением нужно относится к друг другу? (с добротой)
- Какой, по вашему мнению, будет тема нашего занятия? (Доброта)
- Правильно, наша тема занятия звучит так: «Доброта спасёт мир». Как вы думаете, почему доброта может спасти мир? (ответы детей)
III. Работа по теме занятия (20 минут)
Беседа по картинкам.
Педагог на интерактивной доске показывает картинки, на которых изображены люди, делающие добрые дела и задает вопросы.
Например: «Этот ребенок добрый или злой?». «Какое у него лицо?». «Какое хорошее, доброе дело он делает?». «А какое лицо у другого человека (ребенка), которому сделали доброе дело?» (радостное, благодарное). «Как вы догадались, что этот ребенок (человек) рад?». «Какие глаза у кошки (собаки), которую накормил хороший, добрый мальчик?». «А вы добрые?».
Игра с мячом.
Педагог кидает мяч, каждому ребенку в руки с различными словами, ученик должен ответить – «доброе» или «не хорошее» дело выполняется. Например: «помочь маме по дому», «не сделать домашнее задание» и т.д.
Куклотерапия с элементами ролевой игры «Жадина».
Педагог достает куклу-рукавичку «Медвежонка» и говорит: «Ребята, к нам в школу пришел учиться Медвежонок. Давайте познакомимся с ним и попробуем с ним поговорить».
Дети по очереди здороваются с «Медвежонком» за лапку.
Учитель, обращаясь к детям: «Смотрите, у него есть портфель. Давайте узнаем, что в нем лежит?!» Далее, обращаясь к «Медвежонку»: «Медвежонок, расскажи и покажи нам, пожалуйста, что у тебя интересного в портфеле!?»
Медвежонок отвечает: «Никому не покажу и не расскажу, что лежит там у меня!»
Педагог говорит, обращаясь к детям: «Вот это Медвежонок! Как говорят про таких детей, которые никому ничего не хотят показать и давать!?»
Дети: «Про таких детей говорят жадина!»
Педагог: «Правильно ребята, а ещё с жадинами никто дружить не хочет, правда?»
Медвежонок: «Ой, это не про меня! Я не хочу, чтобы меня жадиной, называли, я хочу со всеми дружить! У меня в портфеле книжки лежат и игрушки»
Педагог: «Если ты не хочешь быть жадиной надо поделится с другими своими игрушки и книжками, а также разрешить другим поиграть твоими вещами. Так ты покажешь их нам!? Мы только посмотрим, поиграем с ними немножко, и вернет тебе все назад!»
Медвежонок: «Да, да, смотрите и играйте. Я не жадина!»
Педагог: «Ребята, что нужно сказать Медвежонку?»
Дети: «Спасибо тебе, Медвежонок!»
Педагог, обращаясь к детям: «Как нужно обращаться с чужими вещами? Нужно ли возвращать чужие вещи назад?»
Педагог: «Ребята, мы с вами очень аккуратно посмотрим книжки и игрушки, которые принес собой Медвежонок. А потом вернем ему все назад. Ведь чужие вещи нужно обязательно возвращать».
Недирективная игротерапия, в ходе, которой, педагог разрешает детям поиграть с игрушками, посмотреть книжки.
IV. Физкультминутка (3минуты)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
V. Закрепление изученного материала (10 минут)
Коммуникативный тренинг. Педагог просит каждого ребенка поблагодарить «Медвежонка» за игрушки и книжки и сказать о том, что они им очень понравились.
Учитель, обращаясь к детям: «Ребята, давайте, предложим Медвежонку посмотреть, как мы умеем с вами играть!»
- Делимся на группы по 5 человек (каждой группе даются куклы-рукавички). Нужно придумать интересную ситуацию в группе и разыграть её с помощью своих персонажей.
Педагог, обращаясь к детям: «Надеемся, что Медвежонку понравился наш театр. Давайте попрощаемся все с Медвежонком, подарим ему на прощание картинку (наклейку) и пригласим его еще раз к нам в гости!»
VI. Рефлексия (3 минуты)
Упражнение с пиктограммами. Педагог предлагает детям отобрать сначала пиктограммы со злыми лицами, а потом с добрыми, улыбающимися.
Педагог: «Ребята, вам понравилось наше занятие? С помощью своей мимики изобразите ту эмоцию, которую вы сейчас ощущаете?»
VII. Подведение итогов (3 минуты)
- Зачем человеку быть добрым?
- Правда ли, что доброта может спасти мир?
-Давайте споем всем известную песенку «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда» (включается музыка)