Занятие с использованием куклотерапии
«Занятие с использованием куклотерапии»
выполнил:
Амелина Ольга Анатольевна,
учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Москва
2018
Пояснительная записка
Выбор темы конкурса неслучаен. Наверное, потому, что в настоящее время всем нам не хватает покоя и душевного равновесия. Как будто снежная лавина мчится с горы, сметая все и всех на своем пути. Мы должны быстро реагировать на происходящие события, постоянно следить за новейшими технологиями, повышать свой квалификационный уровень… Но мы забываем, что рядом с нами близкие люди, наши дети, которым требуется тепло и любовь. А для этого нужно просто сделать остановку. Самое лучшее общение с ребенком – игра с куклой, потому что кукла – одно из самых удивительных и загадочных творений человека. Ученые считают, что кукла появилась едва ли не вместе с человеком.
У каждого из нас в детстве была любимая кукла, будь то плюшевый медведь, деревянный Буратино или маленький веселый гном. Именно с ней мы разговаривали перед сном, доверяя самые сокровенные мечты и переживания.
Кукла играет разные роли и становится партнером в воображаемой ситуации. Именно это способствует достижению следующих целей:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие речи;
-формирование и совершенствование социальных навыков;
-формирование навыков самоконтроля;
-совершенствование эмоционально-волевой сферы.
Кроме того, игра с куклой помогает как ребенку, так и взрослому:
- ребенку - выразить то, что он не может сказать словами:
- что происходит в окружающей его жизни;
- что он чувствует;
- чего боится;
- как относится к тем, кто его окружает;
- взрослому – донести (через поступки куклы) до ребенка то, что он не может понять словами:
- научить, как правильно поступать в той или иной ситуации;
- помочь найти выход из затруднительной ситуации;
- помочь преодолеть страхи.
Предлагаемый материал ориентирован на любую возрастную аудиторию.
Сценарий занятия
«Мир глазами куклы, или путешествие Крупенички».
I. Вступление. Цель данного этапа - активизация внимания, развитие воображения и совершенствование связной речи.
Ведущий:
- Когда – то давным-давно (никто не может сказать точно, когда) появились маленькие фигурки, которые были очень похожи на человека. Они были сделаны из разных материалов и отличались друг от друга. Одних хотелось прижать к себе, других- все время носить с собой, третьих – поставить на самое видное место… Как вы думаете, что это за фигурки? (Дети отвечают)
- Правильно. Это куклы. Если куклу взять в руки, внимательно посмотреть на нее, можно сказать, какой у нее характер, подобрать ей подходящее имя, можно даже предположить, как она поступит в определенной ситуации. Давайте попробуем немножко пообщаться с куклами. (Детям предлагается несколько кукол из разным материалов, в нашем случае – 3 фигурки: Ангел из папье-маше, вязаная кукла, бумажная фигурка воина-лучника Золотой Орды, которая потребуется в дальнейшем).
- Перед вами 3 разных куклы. Расскажите, из какого-материала они сделаны? (Ответы детей: из бумаги, из ниток, папье-маше)
Как вы думаете, какой у каждой из них характер? (Ответы детей: Ангел – добрый, помогает всем; куколка – добрая, кроткая; воин - злой разбойник).
Давайте разыграем сценку, в которой все 3 куклы встретились.
(Вот, что предложили мои дети, учащиеся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья. Жила-была девочка по имени Мария. Была она добрая и кроткая. Никого не обижала. Пошла она однажды в лес за грибами и ягодами для своей бабушки. Шла она по лесу и тихонько напевала: ля-ля-ля. Вдруг появился разбойник:
-Стой. Куда идешь?
-Я несу грибы и ягоды своей бабушке.
-А ну-ка, отдавай все мне.
Испугалась Мария и говорит:
-Господи, помоги мне!
И как только сказала она эти слова, спустился с небес Ангел и говорит разбойнику:
-Как тебе не стыдно? Разве можно обижать слабых?
Стыдно стало разбойнику. Наклонил он голову и попросил прощения:
-Простите меня.
И с тех пор перестал он бродить по лесу и обижать бедных и слабых.)
- Какая замечательная история у нас получилась. Молодцы.
II. Актуализация знаний. Игра «Угадай-ка».
Цель – воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для «открытия нового знания».
А сейчас я хочу предложить вам сыграть в игру. Конечно, вместе с куклами. Мы завязываем глаза шарфиком вам и куклам. Каждому из вас нужно будет наощупь определить, что находится в мешочках. (Перед детьми несколько мешочков с разными крупами: рис, гречка, пшено, овес, горох и т.п.) Если вы сомневаетесь, спрашиваете совета у куклы. Итак, начинаем.
-Здорово. Вы отлично справились с заданием. А теперь скажите, что можно приготовить из того, что вы назвали. (Ответы детей: каша, суп, плов). Молодцы. А каким одним словом можно назвать рис, гречку, овес…?
Правильно. Зерновые культуры. Зерно.
III. «Открытие новых знаний».
Настольная игра «Путешествие Крупенички».
- Знаете ли вы, что зерно можно использовать для изготовления кукол?
(Звучит славянская музыка). Наши далекие предки, восточные славяне, в конце лета, когда был собран весь урожай, делали обережную куклу, которая называлась Крупеничка. Что значит обережная? (Ответы детей: она бережет от чего-то). Правильно. Куколка Крупеничка оберегала людей. Прежде всего, от голода, так как наполнялась зерном. В голодный год она буквально могла спасти жизни людей зимой, потому что из нее можно было отсыпать немного зерна и что-нибудь приготовить. Поэтому в каждой семье старались сделать побольше таких кукол. Именно Крупеничка была особенно любима древними славянами. Она ставилась в красный угол и служила оберегом семьи. Куклу можно было наполнить разным зерном, и у каждого зерна имелось собственное значение. Например, самым дорогим был рис, поэтому он символизировал богатство, перловка – сытость, гречка – достаток, овес – силу. Интересно то, что чем больше была семья (по количеству человек), тем больше старались сделать кукол. Но даже в самые голодные зимы, в доме должна была остаться одна нетронутая кукла. Славяне считали, что если не останется ни одной Крупенички, то семья потеряет защитника от опасностей. Также хочу отметить, что кукла Крупеничка не имела лица, чтобы никакие силы не смогли в нее проникнуть.
А сейчас мы с вами совершим путешествие вместе с куклой Крупеничкой. (Учащиеся играют в самодельную настольную игру. Игровое поле – это древняя карта. Слева по центру – фигурка славянской девушки по и изображение поселения древних славян. Вверху – на севере – фигурка викинга и изображение судна. В центре карты – фигурка воина –лучника из Золотой Орды. На востоке – фигурка китайского торговца и изображение Великой китайской стены. Для игры потребуется игровой кубик. Условия игры такие же, как в обыкновенной ходилке. В процессе движения куклы Крупненички по полю идет рассказ учителя и высказывания учащихся. Кукла передается каждому участнику.)
Это случилось в стародавние времена в одной славянской семье. Только что закончилась уборка урожая. Взрослые были заняты своими делами. В доме остались бабушка и пятеро ребятишек. Вот и стали они делать кукол да зерном их набивать. Делали и рассказ бабушки слушали. Про Крупеничку. Когда были готовы куколки, поставили их на полочку. Только самая младшая из всех, Неждана, никак не хотела расставаться со своей игрушкой. Так и осталась Крупеничка у нее. Везде девочка носила ее с собой. Выросла, на охоту одна ходила, ничего не боялась, потому что знала: Крупеничка от беды спасет. (Первый ход.)
Вышла девушка как-то на берег реки и увидела корабль викингов. А кто такие викинги? (Ответы детей: скандинавские мореходы - воины). До леса далеко, да и высадились викинги на берег. Поздно бежать. Заметили они ее. Не смогла девушка вернуться домой, забрали ее викинги с собой. Попала она в поселение к северным жителям. Когда особенно тяжело ей было, доставала она свою Крупеничку и просила: «Помоги, защити!» А время в тот год было голодное. Заболел маленький сын вождя. Ничто не помогало ему. Вот и решила Неждана отсыпать из своей Крупенички зерна и приготовить целебную кашу для мальчика. Так и сделала. И стал сын вождя выздоравливать. В благодарность вождь посадил Неждану на корабль и вернул домой. Только вот Крупеничку оставил себе.
(Второй ход.)
Нужно сказать, что викинги были не только непревзойденными мореходами. Также викинги были хорошими торговцами. Они бороздили на своих ладьях воды Атлантики и северных морей. Вот и попал корабль нашего викинга в верховье одной сибирской реки – Иртыша… А там…
Вышли на берег викинги. Однако не смогли пройти даже нескольких шагов, как засвистели стрелы и появились воины на конях. С гиканьем, криками. Огромное количество. Это были воины Золотой Орды. Кто-нибудь может подсказать нам, что такое Золота Орда? (Возможные ответы детей: татаро-монголы). Окружили кочевники викингов, повели к хану своему. Трудный был разговор. Никто никого не понимал. Вот тут-то и вспомнил вождь про Крупеничку, которую всегда носил с собой. Достал он куколку. Еще больше удивились кочевники. Тогда вождь отсыпал себе на ладонь немного крупы из куколки и показал хану. Тогда понял тот, что не с войной пришли викинги, а с зерном, торговать хотят. Отправились кочевники вместе с викингами к кораблю. А там.. и зерно, и мех, и воск. Договорились. Обменяли товар. На что? Ведь кочевники – не торговцы.
Кочевники в обмен на товар показали викингами Великий шелковый путь, по которому китайские купцы вели свои караваны. Да лошадей дали.
(Третий ход.)
Не все викинги отправились по этому пути, только несколько человек. Тяжелый был путь. По пустыне. Лошади не могли идти, копыта в песке вязли. Дальше не пройти. Остановились викинги на ночлег. Наступило утро. И вдруг увидели они, как плывут по пескам корабли. Живые. Это были верблюды. Караван китайских торговцев. Испугались китайские торговцы, думали, что это разбойники, которые грабят купцов. И снова помогла Крупеничка. Китайские торговцы ни за что не соглашались помочь викингам добраться до своих земель. Пришлось викингам расстаться с куколкой. Так наша Крупеничка оказалась в далекой стране, которую называют Поднебесной.
Проезжали купцы через многие поселения бедняков. По дороге выпала куколка из сумки китайского торговца и осталась на дороге. В это время возвращались из леса, где собирали съедобные коренья, двое бедных мальчишек. Мало нашли они съестного. Вдруг один из них наступил ногой на что-то, наклонился и увидел необычную игрушку. Поднял и принес домой. Очень необычной показалась им эта кукла. Трогали они ее, что-то там внутри? Развязали и увидели зерно. Обрадовались, показали матери. Тогда добавила мать немного зерна в суп из кореньев, а остальное решила посадить. Взошли через какое-то время колосья, и собрали бедняки небольшой урожай. Так и спаслись от голода. А Крупеничку положили в коробочку и бережно хранили, совсем мало осталось в ней зерна.
(Четвертый ход.)
Неужели Крупеничка так и не сможет вернуться домой? Много времени прошло с тех пор. Мальчик, который нашел куколку вырос и сам прошел по Великому шелковому пути. В дорогу он взял с собой и Крупеничку. И вот случилось ему во время торгового путешествия встретиться с одним славянским купцом. Помогала ему сестра. Как вы думаете, как ее звали?(Правильно. Неждана.) Договорились купцы обменяться товарами. Во время этого увидела Неждана на поясе у китайского юноши-торговца свою Крупеничку. Просила отдать, но юноша не соглашался. Тогда Неждана достала из своего мешка другую такую же куклу. Все понял юноша и отдал Крупеничку хозяйке. Так Крупеничка вернулась домой. Только зерна в ней уже не было.
Вот такое удивительно путешествие совершила наша Крупеничка.
IV.Закрепление. Изготовление куклы.
Цели:
- развитие произвольных психических процессов;
-развитие мелкой моторики рук и воображения;
-формирование способности к концентрации внимания;
- развитие усидчивости.
Ну что ж, и в завершение нашего занятия-путешествия я предлагаю вам сделать кукол Крупеничек, которые будут помогать нам в трудных ситуациях. Для наполнения кукол вы можете выбрать любое зерно. И имя куколке вы можете дать по названию зерна: Рисовичка, Овсяночка, Горошинка.
(Дети изготавливают кукол).
V. Заключение.
- Какие замечательные куклы у нас получились! Можно сделать настоящую выставку. Огромное вам спасибо. До новых встреч.
Примечание: историю путешествия куклы дети рассказывают вместе с учителем.