12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баклушина Светлана1536
Учитель начальных классов высшей категории. Стаж педагогической деятельности 24 года
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

города Ижевска Удмуртской Республики


 

Проектная задача для второго класса «Книжка-раскладушка»

Автор работы: учитель начальных классов Баклушина Светлана Викторовна

 

2018 г.

Пояснительная записка

Данная проектная задача проводилась среди учащихся второго класса. Она направлена на создание картинного плана, выполненного на основе развернутого плана сказки «Мороз Иванович». Результатом данной работы является картинный план сказки «Мороз Иванович» в виде книжки-раскладушки.

Тип задачи - межпредметная: литературное чтение, изобразительное искусство.

Рекомендуемый временной период для проведения задачи: конец II четверти 2 класса.

Длительность проведения: 2 урока.

Дидактическая цель: анализировать прочитанный текст и изображать его главную мысль графически.

Задачи:

делить текст на части и составлять план произведения;

сопоставлять эпизод произведения с пунктом плана;

воспроизводить ярко и красочно главную мысль эпизода сказки;

развивать творческое мышление;

создать картинный план в виде книжки-раскладушки.

 

Предметные знания и умения, требуемые для её решения:

деление текста на части;

создание развернутого плана сказки;

выделение главной мысли эпизода сказки.

В ходе решения данной проектной задачи у школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

рефлексировать: анализировать сделанный продукт – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности и ошибки; оценивать работу цветным индикатором (зеленым, красным и желтым) по заранее известным критериям

удерживать цель заданий;

планировать работу группы, составлять план сказки;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ произведения с выделением существенных признаков;

моделировать страницу для выбранного отрывка произведения;

ориентироваться в произведении и выбранном отрывке.

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при выполнении проектной задачи;

высказывать свою точку зрения в работе в группе и на этапе презентации;

выстраивать диалог в группе, распределять обязанности и роли.

Личностные УУД:

проявлять учебную и коммуникативную активность;

осуществлять рефлексию на основе критериев.

 

Критерии оценивания работы учащихся:

п/п

Критерий оценивания

1

Соответствие текста с эпизодом

2

Соответствие текста с иллюстрацией

3

Аккуратность (не размазан ли клей, выход за контур при раскрашивании)

4

Регулятивные: (все ли активно принимали участие в работе, взаимоотношения в группе)

5

Что делали? Для чего? Достигнута ли цель?

 

Проектная задача «Книжка-раскладушка»

I этап. Проектный замысел.

Учитель объявляет проектный замысел учащимся.

- Ребята, к нам обратились учителя первых классов. У них возникла проблема: малыши-первоклассники затрудняются пересказывать тексты, они пропускают во время пересказа важные моменты и некоторые детали. Неумение запоминать препятствует успешной учебной деятельности. Наш проект будет направлен на помощь младшим друзьям в овладении умения пересказывать по картинному плану. Предлагаю создать картинный план в виде книжки-раскладушки с иллюстрациями. Мы с вами будем работать по сказке «Мороз Иванович».

Для этой работы нам необходимо разделиться на группы. Учитель делит класс на пять групп. Дети садятся по группам. В группах они распределяют роли:

- координатор (дает задание всем членам группы, контролирует работу);

- завхоз (распределяет инструменты и материалы);

- дизайнер (отделка изделия)

Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач.

Учитель просит назвать правила работы в группе. Дети называют правила. Учитель обобщает правила, названные учащимися и демонстрирует их на электронной доске:

·         Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

·         Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

·         Не бойся высказывать своё мнение.

·       Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

·         Думай сам, а не ранссчитывай на других.

·         Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

·         В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

·         Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

(Дети распределяют роли)

Цель проектной задачи: создать книжку-раскладушку сказки «Мороз Иванович».

I этап. Подготовительный.

Результат I этапа: Определение формы представления конечного результата (книжка-раскладушка к сказке «Мороз Иванович»)

1 задание. Прочитать текст сказки.

Учитель раздает напечатанный текст сказки «Мороз Иванович» каждой группе. Дети читают в группе текст сказки.

2 задание. Разделить текст на смысловые части.

Дети делят текст сказки карандашом на смысловые части. Учитель выслушивает ответы координаторов каждой группы, обсуждает их коллективно и корректирует.

3 задание. Составить план сказки.

Дети в группах составляют план сказки. Учитель выслушивает ответы координаторов каждой группы и обсуждает их коллективно. Приходят к единому плану сказки. Учитель записывает получившийся план на доске.

Жеребьевка (определение эпизода для каждой группы)

Учитель объявляет каждой группе один из пяти пунктов плана сказки путем жеребьевки. В жеребьевке участвует один представитель от группы. Учитель объявляет цель работы каждой группы.

Цель: создать страницу с иллюстрацией и с текстом к выбранному эпизоду.

Задачи группы:

Прочитать, выбрать и вырезать часть текста к нужному смысловому эпизоду (пункту плана).

Сделать эскиз страницы.

Создать иллюстрацию к эпизоду.

Оформить страницу.

Возможные проблемы: выбрать самый главный момент эпизода для иллюстрации.

Внимание завхоза: проверить наличие инструментов и материалов (клей, цветная бумага, фломастеры, карандаши.

II этап: Воплощение замысла.

4 задание. Изготовление продукта. Каждая группа создает свою страницу. Затем координаторы составляют из страниц, созданных группами единый продукт: книжку-раскладушку.

Результат II этапа: продукт «Книжка-раскладушка»

III этап: Презентационный.

Защита изделия. Учитель раздает детям заготовленные вопросы, на которые они готовят ответы в группах. Перед классом выступает один представитель группы.

Что решили делать? Для чего решили?

Как рождался образ объекта?

Какие проблемы возникли?

Как решали проблемы?

Что не получилось?

IV этап: Контрольный этап:

На данном этапе каждая группа оценивает результат проделанной работы на карточке, используя цветовой индикатор.

Критерии оценивания (озвучить на первом этапе)

Зеленый – соответствует критерию

Желтый – частично соответствует

Красный – не соответствует

Оценочный лист

п/п

Критерий оценивания

Самооценка

Оценка эксперта (учителя)

1

Соответствие текста с эпизодом

   

2

Соответствие текста с иллюстрацией

   

3

Аккуратность (не размазан ли клей, выход за контур при раскрашивании)

   

4

Регулятивные: (все ли активно принимали участие в работе, взаимоотношения в группе)

   

5

Что делали? Для чего? Достигнута ли цель?

   

Учащиеся сдают оценочный лист учителю. Учитель в свою очередь оценивает каждую группу.

В дальнейшем дизайнеры от каждой группы скрепляют получившиеся страницы. Изготавливают обложку.

 

Приложение

План сказки «Мороз Иванович»

1. Трудолюбивая Рукодельница и ленивая Ленивица.

2. Происшествие с Рукодельницей

3. Встреча с Морозом Ивановичем

4. Три дня службы Рукодельницы у Мороза Ивановича и награда за свою работу

5. Три дня службы Ленивицы у Мороза Ивановича и награда за свою работу

 

Текст сказки «Мороз Иванович»

Жили-были Рукодельница да Ленивица, да с ними бабушка. Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок ворочалась.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно упустила она ведро в колодец. Строгая бабушка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!»

Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась. Смотрит — перед ней печка, а из печки пирожок поглядывает да приговаривает:

Кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

Рукодельница вынула его и за пазуху положила. Дальше идёт, смотрит — в саду дерево, а на дереве золотые яблочки меж собою говорят:

Кто нас с дерева стрясёт, тот себе возьмёт.

Рукодельница и натрясла яблочек в передник.

Дальше идёт, смотрит — старик Мороз Иванович на ледяной лавочке сидит.

Здорово, — говорит, — Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла — давно уж я горяченького не ел.

Они вместе пирожком да яблочками наливными позавтракали, а потом старик сказал:

Знаю, за ведёрком ты пришла; я тебе его отдам, только ты мне за то три дня послужи.

И вот пошли они в дом, а дом тот был весь изо льда, а стены были украшены снежными звёздочками блестящими, а на постели вместо перины снег лежал.

Принялась Рукодельница снег взбивать, чтобы старику спать было помягче, и руки у неё, у бедной, окостенели, но потёрла она их снежком, руки и отошли. А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней — травка зелёная. Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил:

Ещё трава в силу не вошла. Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится, зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь.

Потом старик спать на взбитую перину улёгся, а Рукодельница по хозяйству хлопотать стала. Так и прожили они три дня, а когда ей уходить надо было, Мороз Иванович сказал:

Спасибо тебе, утешила старика. Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик — косынку закалывать.

Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось. Бабушка и говорит Ленивице:

Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди старичка да послужи ему.

Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо к дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными — ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:

Хочу послужить да за работу получить!

Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да кушанье приготовь.

Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», — да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович.

Старик сам кушанье сготовил, в доме прибрал да Ленивицу накормил. Прожили они три дня, и девица награду запросила.

Какая ж была твоя работа? — удивился старичок. — Это ты мне должна заплатить, потому что я тебе служил. Да ладно, какова работа — такова награда.

Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую — большой-пребольшой брильянт.

Ленивица старика даже не поблагодарила, домой радостная побежала. Пришла и хвастается.

Вот, — говорит, — я не сестре чета, не горсточку пятачков заработала…

Не успела она договорить, как слиток серебряный да брильянт растаяли и полились на пол…

А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление…

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.