Многофункциональное дидактическое пособие «Книжка-раскладушка»
Пояснительная записка
Название - многофункциональное дидактическое пособие «Книжка-раскладушка».
Автор – учитель-логопед высшей квалификационной категории Исхакова Альфия Назиповна.
Возрастная группа: 4-5 лет.
Цель - формирование интереса к художественной литературе и чтению книг.
Задачи:
формирование и развитие умения правильного звукопроизношения;
расширение и обогащение словаря:
название и назначение предметов (их частей) окружающей действительности;
материалы и их свойства;
введение в речь схожих по значению слов;
первоначальное знакомство и употребление пространственных предлогов;
развитие умения называть части суток, времена года.
формирование грамматических функций словообразования и словоизменения:
согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
формирование и развитие умения употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа;
формирование навыков составления сложных грамматических конструкций (обогащение предложений второстепенными членами)
развитие связной речи:
развитие диалогической и инициативной формы речи;
развитие артикуляционной, мелкой пальцевой моторики;
формирование правильного речевого дыхания;
формирование и развитие усидчивости, концентрации внимания, творческого мышления;
развитие фонематического слуха;
формирование бережного отношения к книгам.
Дидактическое пособие «Книжка-раскладушка» - пособие, которое является результатом работы по методу раскладывания художественного произведения. Суть метода раскладывания заключается в том, что то или иное произведение разбивается на микротемы, содержание которых выражается при помощи предметных, сюжетных картин, фонов, соответствующих тематике текста. Возможно использование вспомогательных материалов (ленты, липучки, цветные карандаши, фломастеры, пуговицы, клей, дырокол и т.д.). Все материалы готовятся взрослым заранее (согласно содержанию произведения), ребенок по своему усмотрению выбирает те средства, которые необходимы при чтении и анализе конкретного произведения.
Можно раскладывать любые жанры художественной литературы – начиная с небольших (потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы), которые предназначены для чтения детям младшего возраста, и заканчивая такими жанрами, как басня, объемные рассказы, сказки, стихи, отдельная глава или книга целиком, рекомендованные для чтения и изучения старшим дошкольникам.
В пособии содержаться 11 фоновых картин «Осень», предметные картинки к сказке «Три поросенка» (перевод С. Михалкова). Предметные и фоновые картинки изготовлены с использованием компьютерных программ Power Point, Picture Manager, Paint, Paint 3D, распечатаны на цветном принтере, ламинированы, снабжены «липучками». Фоновые, предметные, сюжетные картинки, складывающиеся и раскладывающиеся панорамные картинки, вспомогательные материалы (конвертики, ребусы, картинки по точкам, ребусы, пазлы и т.д.), подобранные к конкретному произведению, которые фиксируются на основе не нарушая сюжетной канвы (при помощи клея, липучек, двустороннего скотча-подушечек). Основа может быть любого формата (например, иметь форму избушки в пособии к сказке «Теремок», форму гриба – к сказке В.Г. Сутеева «Под грибом» и т.д.), текстуры и цвета, будь то бумага, для акварели, для пастели, цветной или белый картон, бархатная бумага формата А4, А3 и т.д.
Область применения многофункционального дидактического пособия - индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию и/ или коррекции нарушений речи (звукопроизношения, слоговой структуры речи, связной речи, грамматического строя речи, фонематических процессов) в качестве учебно-познавательного материала, игрового и/ или итогового момента на занятии; пособия для самостоятельной деятельности детей и/ или совместной деятельности детей и педагога. Многофункциональность дидактического пособия «Книжка-раскладушка» предполагает возможность использования его практически в любой деятельности:
обогащение словаря (знакомство с новыми словами, подбор схожих по значению слов);
обобщение понятий;
конструирование предложения и составление связного текста;
изучение цвета;
формирование навыков ориентировки на плоскости листа;
формирование понятий «вправо, влево, вверх, вниз».
Описание игры: педагог (ведущий) и ребенок (подгруппа детей) сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе фоновые и предметные картинки, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем предлагает прослушать текст. Далее ведущий сообщает, что во время повторного чтения произведения, ребенку нужно выбрать подходящие к данному сюжету предметные картинки и крепить их на фон не нарушая последовательности.
Работа над художественным произведением по методу раскладывания помогает более глубокому изучению содержания произведения, главных героев и персонажей, их характерных особенностей, способствует концентрации внимания ребенка, вырабатывает усидчивость, развивает мелкую моторику и творческое мышление.
Предполагаемый результат – многофункциональное дидактическое пособие «Книжка-раскладушка» способствует формированию устойчивого интереса дошкольников к произведениям художественной литературы и чтению книг.
Перечень рекомендованных игр
«Подбери признак» (погода (какая?) – осенняя, теплая, поросенок (какой?) – веселый, розовый, шустрый, …).
«Подбери действие» (Волк (что делает?) – бежит, кусает, …).
«Кто как голос подает?» (Волк воет, поросенок хрюкает, …).
«Назови ласково» (поросенок –поросеночек, лист-листик, …).
«Один-много» (одна ветка – много веток, один волк- много волков, …).
Упражнение на различение неречевых звуков (волк воет: «у-у-у», поросенок – «хрю-хрю», ветер дует– «фью-ю-ю» и т.д.).
Упражнение в различении звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разными по высоте, силе, тембру голосом.
«Четвертый лишний» (цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений).
Упражнения на формирование навыков использования в речи предлогов в, на, под, за, около (где стоит волк? – за деревом и т.д.).