Методическая разработка «Работа над чтением с листа на уроках фортепиано»
Пермский край
Кунгурский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Комсомольская детская школа искусств»
Работа над чтением с листа на уроках фортепиано.
Методическая разработка
Преподавателя фортепиано
Жуковой Татьяны Флегонтовны
2018 г.
Содержание .
Введение.
Глава 1. Теоретические основы обучения с листа .
1.1.Чтение с листа - один из видов музыкальной деятельности.
1.2.Тематический репертуар - средство обучения.
Глава 2.Мониторинг - чтения с листа.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Одним из важных разделов уроков «Музыкальный инструмент» является способность бегло « читать с листа». Нельзя хорошо овладеть музыкальным инструментом, если не обладаешь этим навыком.
Обилие репертуара находящегося в работе с учащимися не создает условий для заучивания текстов и их приходиться играть по нотам. Поэтому требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, умение охватить мелодию, характер произведения. Научить ребенка грамотно читать с листа - одна из главных задач педагога - пианиста. Умение легко разбирать нотный текст очень помогает ребенку во время учебы: существенно расширяет его репертуар, приучает к самостоятельной работе, а главное - делает процесс обучения более, легким приятным и интересным. Но навык грамотного чтения нотного текста не приходит ниоткуда и не появляется сам по себе. Его нужно кропотливо и терпеливо развивать, начиная с самых первых шагов маленького пианиста. Несмотря на то, что проблемой чтения нот занимались многие выдающиеся педагоги - музыканты и существует многочисленная литература на эту тему, в данном вопросе еще не выработана единая и четкая методика.
ЦЕЛЬ : формирование навыков чтения с листа.
ЗАДАЧИ:
- изучить и проанализировать литературу по данному вопросу
- раскрыть основные понятия темы
- определить уровень чтения с листа
- разработать и провести занятия по урокам фортепиано, включая раздел
чтение с листа
- провести мониторинг по данной теме
Глава 1. Теоретические основы обучения чтения с листа.
Чтение с листа один из видов музыкальной деятельности.
Чтение с листа - это умение читать нотный текст музыкального произведения: способность сыграть незнакомое сочинение в характере и темпе, близкому к оригиналу, непрерывно с осмысленной фразировкой и выполнением всех указаний в тексте. Такое умение дает детям возможность самостоятельно музицировать. знакомиться с новой музыкой, ускоряет процесс овладения учебным материалом.
Начиная эту работу необходимо с первых уроков по индивидуальной музыке. Важно конкретизировать цель каждого урока, его задачу, тему, а также определить какой воспитывается навык. А также закрепить у учащихся знание высотной ритмической записи Для беглого чтения с листа текста необходимо не только развивать способность видеть каждую ноту, но и научить « схватывать» глазами общий контур мелодий, направление движения мелодии, определять характер мелодической линии ( поступенное и гаммообразное арпеджио.) Хроматическая гамма.
Для мобилизации внимания - является воспитание привычки смотреть вперед.
Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. В прочем момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтения нот всегда предшествует их исполнению.
Фактически воплощение только что прочитанного текста, происходит как бы по памяти, ибо все время должно быть сосредоточено на дальнейшем. При чтении с листа исполнитель должен настолько хорошо ориентироваться на клавиатуре , чтобы ему не было нужды часто на нее поглядывать, и он мог бы мобилизовать все свое зрительское внимание на непрерывном осознании читаемого текста. Особо должно учитываться при этом значении точного охвата басовой линии, ибо неправильно взятый бас, искажая основу звучания и разрушая тональность, может дезориентировать и попросту сбить солиста.
Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании. внутреннюю линию раскрытия музыкального образа; необходимо хорошо ориентироваться в музыкальной форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале. Тогда открывается возможность читать текст не « нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, а так же, как протекает и процесс чтения словесного текста. Решающим условием успеха является способность расчленять фортепианную фактуру, оставляя лишь самую минимальную основу фортепианной партии, быстро и четко представлять себе главные изменения в пьесе характера, темпа. тональности, динамики. Фактуры и т.д.
Чтение должно вестись по музыкально- смысловым членением, начиная от простейших интонационных ячеек(мотивов, попевок) и кончая музыкальными фразами, периодами, и т.д. Учащиеся должны уметь быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности (мелодической, гармонической) и в такой связи их воспринимать. Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную память и дает этим импульс творческому воображению музыканта. Введение в действие этих способностей в процессе восприятия нотного текста является мощным фактором образования слуховых представлений, то есть первейшего условия превращения нотных знаков в музыку.
Игра с листа нотного текста представляет собой одну из сложных форм чтения вообще. Помимо напряженной деятельности зрения, в чтении активно участвует слух, контролирующий логику музыкального развития, создающий мысленное представление о ближайшем продолжении музыкального материала. Возникший в сознании исполнителя звуковой образ требует немедленного реального воспроизведения. Это достигается мобилизацией игрового аппарата.
Таким образом, задействуются слуховые, зрительные, двигательные, мыслительные и психологические процессы.
При обучении игре на фортепиано, привитию навыка чтение нотного текста нужно уделять много внимания, так как основное значение умения прочитывать музыку в дальнейшем развития музыканта - исполнителя сказывается в том, что оно направлено на систематическое обогащение запаса слуховых впечатлений исполнителя. Для приобретения навыков чтения музыки с листа не достаточно, вернее не всегда достаточно просто много читать ее.
В первую очередь следует научиться прочитывать нотные знаки. В отличии от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляют дополнительную трудность. Затем необходимо привыкнуть быстро и не глядя на клавиатуру находить на инструменте все увиденное в нотах. В младших классах не может идти речи о полном комплексе знаний. Ведь собственно, чтение пьес и является целью обучения. Но сам характер применяемых методов ознакомления с нотным текстом уже на начальном этапе может либо заложить фундамент для скорого чтения, либо впоследствии стать тормозом для него. На первых порах нужно предварительно продумывать всю сумму действий, что предполагает определение:
Тональности произведения;
Размер;
Особенности фактуры;
Ритмического рисунка;
Специфики звуковысотной организации материала.
Характера музыки;
Исполнительских приемов ( динамики, артикуляции, темпа, педализации и т.д.)
8.Действий рук ( аппликатуры, степени опоры, активности пальцев и т.д.).
Начинать обучение целесообразно с облегченной задачи - с прочтения ритма мелодии. Для этого хорошо использовать знакомые ребенку песни текстом.
Увеличивать количество звуков нужно постепенно. Нужно приучать ребенка соотносить свои действия во время чтения с листа со звуковым образом, т.е. направлять усилия прежде всего на выразительное воспроизведение музыки.
- чтение пьес с изложением музыкальной мысли параллельными секстами, децимами, произведений гомофонного склада с выдержанным звуком ( интервалом, аккордом) в левой руке, со вкраплениями полифонической фактуры ( подголосочной, имитационной), увеличением количества голосов;
- переход от проигрывания поступенных мелодий к скачкообразным, с услажденной ладогармонической структурой, альтерированными звуками;
- комплексное прочтение аккордов и гармонических фигураций с постепенным увеличением негармонических звуковых сочетаний;
- изучение различных аппликатурных принципов;
- чтение пьес со все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания ( от простой смены образных характеристик до совмещения контрастных пластов фактуры).
- усвоение различных типов синтаксических структур, композиционного строения произведений.
Для развития необходимых навыков чтения с листа предлагается ряд упражнений:
Игра « вслепую» - постоянные тренировки ориентации на черных клавишах в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте.
«Фотографирование» - стимулирование ускоренного восприятия нотного текста.
Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов и д.р.
Тренировка быстрого определения пространственных расстояний в музыкальном тексте ( для концентрации внимания ученика на отдельных элементах фактуры хорошо использовать ограничивающих «экран».
Мысленное представление будущего действия.
Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте.
Составление таблицы интервалов в пределах квинты вместе с учеником( аппликатура).
Исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (разложение).
Исполнение фигураций аккордами (сжатие).
Большую помощь в развитии музыкального мышления учащего оказывает транспонирование. Этот навык облегчает усвоение ладотональных закономерностей музыки, способствует воспитанию свободы оперирования на клавиатуре. Для его формирования можно использовать специальные сборники.
Развитию беглости чтения служит игра в ансамбле с педагогом или с товарищем.
Рекомендуется на уроке прочитывать не менее страницы нотного текста под контролем и руководством преподавателя. Самостоятельно в домашних условиях достаточно по 2-3» номера» в день. Желательно чередовать формы чтения с листа, по возможности соблюдая порядок:
- пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на фортепиано;
- пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на фортепиано в другой октаве;
- пение с тактированием под импровизируемой преподавателем гармонический аккомпанемент (с дублированием мелодии );
- то же самое, но без дублирования.
- пение с тактированием СОЛО (собственно сольфеджио0
При чтении с листа желательно соблюдать следующие рекомендации:
Во всех случаях петь мелодию нужно максимально выразительно.
При пении « в ансамбле» с преподавателем (как « вокальном», так и инструментальном) желательно выдерживать максимально подвижный, но естественный темп.
При пении в быстром темпе - стараться « подхватывать» мелодию в случае расхождения с преподавателем.
При пении СОЛО важно выбрать такой темп, в котором ученик может спеть мелодию с минимальным числом ошибок.
Достигнув мелодий такой сложности, при которой, чтение с листа заведомо неэффективно, рекомендуется вернуться к первым номерам сборника или к номерам на 2-3 класса ниже сложностью.
Последние две рекомендации очень важны для развития навыка «беглого» чтения с листа. Для развития « чувства лада» полезнее спеть десяток простых мелодий. Чем одну сложную, так как здесь очень важно воспитать в себе определенную уверенность интонирования в ладу, чего достаточно сложно добиться, пробираясь сквозь замысловатые альтерации и хроматизмы.
Разучивание мелодий может в целом совпадать со схемой работы, предложенной для предыдущего этапа. Естественно, некоторые формы можно пропустить ( например - предварительное чтение нот) добавив с другой стороны новые формы.
Умение читать с листа текст подобному буквенному, сразу без предварительного разбора, совершенно необходимое качество для исполнителя на любом этапе обучения. Постепенно и настойчиво нужно развивать этот навык. Чтобы научиться читать музыку , надо ее читать. При игре с листа стараться охватить глазами возможно больший отрывок (как при чтении литературного текста) чтобы не играть « по слогам «. При чтении с листа смотреть только в ноты, пальцы должны сами находить нужные ноты.
Прежде чем начать играть, внимательно просмотреть ноты глазами, отмечая эпизоды, содержащие те или иные трудности (ритмические, аппликатурные, штриховые и т.д.) Играть только с максимальной точностью. Очень внимательно соблюдать ритм.
На первом этапе в таком темпе, в котором можно охватить все элементы нотного текста, играть осмысленными музыкальными фразами, не забывать о лигах. Обращать внимание на динамические указания. Очень полезно пропеть мелодии разучиваемых произведений без поддержки инструмента.
ПЛАН работы по чтению с листа:
- сыграть мелодию песен, проанализировать ее структуру и тональный план.
- исполнить мелодию песни с басом
- сыграть аккордовую последовательность, соблюдая плановое голосоведение
- спеть мелодию с инструментальным аккомпанементом фактурного вида, подобранным в соответствии с характером песни.
1.2.Тематический репертуар - средство обучения.
Репертуар (франц. - перечень список) - круг произведений, исполняемых отдельными артистами, ансамблями или театральными группами.
Подбор музыкальных произведений, исполняемых детьми должен строиться от легких к более сложным.
Тема - музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения и являющее материалом для дальнейшего развития.
Тематика всех произведений посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе общевоспитательной работы.
Репертуар - является средством обучения. Требование к произведениям должны быть доступными для детского восприятия.
Художественные образы, выражающие близкие чувства и мысли, понятная тематика отвечает объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ученик того или иного возраста. Однако язык музыки различен по степени сложности.
Программный материал распределен в течении всего года с учетом следующего: побирается в определенном усложнении и разучивается с общевоспитательными задачами.
Таким образом: репертуар выполняет важную функцию при развитии чтения с листа. В течении всего периода обучения учащиеся должны уметь грамотно и логично трактовать музыкальное произведение.
Глава 2.Мониторинг - чтения с листа.
МОНИТОРИНГ результатов по дополнительной образовательной программе по предмету « Музыкальное исполнительство» - Фортепиано – раздел «Чтение с листа».
Учебный предмет « Фортепиано» направлен на приобретение учащимися знаний, умений, навыков игры на фортепиано.
Одной из задач программы является «Чтение с листа» - это умение читать нотный текст музыкального произведения в характере и темпе. Для беглого чтения с листа необходимо развивать способность не только ноту, но и научить «схватывать» глазами общий контур мелодий, аккорды, направление движения мелодии, «схватывать» аккорд по вертикали, определять характер мелодической линии.
Цель и задача мониторинга.
Цель: выявление уровня развития чтения с листа через уроки по фортепиано.
Задача: определение развития чтения с листа 3 - 5 класс.
Мониторинг, как форма диагностики исследования динамики качества освоения образовательной программы проводится в начале и конце года. Результаты отслеживаются путем проведения начального и итогового этапа в диагностике.
Начальный этап проводится в сентябре. Цель: определение уровня чтения с листа с 3-го классе и последующих. В ходе проведения начального этапа диагностики преподаватель осуществляет прогнозирование возможностей успешного обучения. Дозирование учебного материала.
Цель - оценка успешности продвижения учащихся. Итоговая диагностика проводится в мае для подведения итогов учебного года.
Форма проведения - Чтения с листа.
Определение тональности.
Извлечение звуков без остановки
Соблюдение ритмического рисунка.
Организация: по одному человеку на индивидуальных занятиях.
Форма протокола таблица.
Критерий оценок:
- высокий уровень - ученик четко без ошибок справляется
с заданием.
- средний уровень - ученик делает 1-2- ошибки.
- низкий уровень - ученик на половину справляется с
заданием .
2017 - - сентябрь.
Чтение С листа | Определение тональности | Извлечение звуков без остановок | Соблюдение Ритмического рисунка | ||||||||
Уровень способностей | Н. | С. | В | Н. | С. | В. | Н. | С. В. | | ||
Маша М. | - | + | - | - | + | - | - | + | - | ||
Даша Р. | - | + | - | - | + | - | - | + | - | ||
Никита Г. | + | - | - | + | - | - | + | - | - | ||
Настя Р. | + | - | - | + | - | - | + | - | - | ||
Итоги % | 50 | 50 | 0 | 50 | 5 0 | 0 | 50 | 50 | 0 |
Данная диагностика показывает, что над разделом «Чтение с листа» нужна постоянная работа, поэтому на занятиях по фортепиано в течении года были включены определенные задания:
- научить ребенка смотреть в ноты «с опережением» т. е. доигрывать такт , а глаза уже видят следующий, если не весь, то хотя бы его начало.
- учить играть, не глядя на руки.
- очень внимательно относится к аппликатуре - это обозначение пальцев, которыми нужно сыграть ноты.
- поработать над определением тональности.
В конце года была проведена снова диагностика.
2018 - май | |||||||||||
Чтение С листа | Определение тональности | Извлечение Звуков без остановок | Соблюдение ритмического рисунка | ||||||||
Уровень способностей | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | ||
Маша М. | - | - | + | - | - | + | - | + | - | ||
Даша Р. | - | - | + | - | - | + | - | + | - | ||
Никита Г. | - | + | - | - | + | - | - | + | - | ||
Настя Р. | - | + | - | - | + | - | - | + | - | ||
Итоги % | 0 | 50 | 50 | 0 | 50 | 50 | 0 | 100 | 0 |
Анализируя данную диагностику можно сказать, что уровень «Чтение с листа» повысился:
- определение тональности низкого уровня нет - все дети определили, хотя двое имеют средний уровень, а двое высокий.
Извлечение игры звуков без остановки, также повысился : двое имеют высокий уровень и двое средний.
Соблюдение ритмического рисунка также повысилось: двое имеют высокий уровень двое средний.
Двое детей прочитали нотный текст - все правильно. Они участвовали в конкурсе «Чтение с листа» и завоевали первое и второе место.
2018 - сентябрь
Чтение с листа | Определение тональности | Извлечение звуков без остановки | Соблюдение Ритмического рисунка | ||||||||
Уровень способностей | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | ||
Маша М. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Даша Р. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Никита Г. | - | + | - | - | + | - | - | + | - | ||
Настя Р. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Итоги % | 0 | 25 | 75 | 0 | 25 | 75 | 0 | 25 | 75 |
2019- МАЙ.
Чтение с листа | Определение тональности | Извлечение Звуков без остановки | Соблюдение Ритмического рисунка | ||||||||
Уровень способностей | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | ||
Маша М. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Даша Р. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Никита Г. | - | - | + | - | - | + | - | + | - | ||
Настя Р. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Итоги % | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 100 | 0 | 75 | 25 |
Сентябрь 2019г.
Чтение с листа | Определение тональности | Извлечение Звуков без остановки | Соблюдение Ритмического рисунка | ||||||||
Уровень способностей | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | Н. | С. | В. | ||
Маша М. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Даша Р. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Никита Г. | - | - | + | - | - | + | - | + | - | ||
Настя Р. | - | - | + | - | - | + | - | - | + | ||
Итоги % | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 100 | 0 | 75 | 25 |
Данная диагностика показывает, что уровень «чтения с листа» с каждым годом повышается, т.к. была проведена определенная работа:
- подбор репертуара от более легкого к более - сложному в разных тональностях.
- разработка и проведение занятий по определенной схеме:
- чтение мелодии глазами
- игра мелодий одной рукой
- игра мелодий двумя руками
- игра мелодий в октаву
- игра мелодий в ансамбле с учителем
- игра мелодий в разных тональностях.
Работа над «чтением с листа « трудная и объемная требующая большого внимания и времени, нужно заинтересовать детей современным репертуаром, подбором аккомпанемента , и уровень способностей по чтению с листа будет более высоким.
Мониторинг - это наблюдение, оценка и «прогноз» какой либо деятельности. В ДШИ применяются разные виды мониторинга. Обязательным является отчет преподавателя по предмету в конце каждой учебной четверти и года, где указывается выполнение учебной программы, количество учащихся, успеваемость, качество успеваемости, средний балл, кто учится на «отлично» на кого надо обратить внимание, что помогает прогнозировать дальнейшую работу с учащимися по развитию « чтения с листа».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенной работы можно сделать вывод о достижении цели и реализации всех задач методической разработки.
То что выбранная тема актуальна и важна для учащихся, подтверждается полученными результатами. Основные понятия были раскрыты используя словари В.В.Даля, Большой энциклопедии, краткий музыкальный словарь под редакцией А.Должанского.
В основном автор опирался на методические рекомендации Л.Г.Бейрюмова «Обучение навыкам фортепиано», В.В.Жакович « Чтение с листа», «Чтение с листа в классе фортепиано 1-2 классы» под. Редакцией «Музыка».
В рамках исследования был проведен мониторинг за 2013 год, 2014, 2015 и начало 2016 года. В результате были сделаны выводы о том, что дети не на должном уровне определяют тональности, нотный текст читают с ошибками, не точно исполняют ритмический рисунок.
В течении определенного периода была проведена работа на каждом уроке по фортепиано и отслеживался анализ по данной теме. В результате можно увидеть что учащиеся стали лучше определять тональности, играть без остановок и ритмически правильно.
Уровень чтения с листа с 25% увеличился до 75%.
После проведения работы можно сделать выводы о необхобимости
включения в каждый урок по фортепиано раздел « чтение с листа». Проведенная работа свидетельствует о достижении и реализации всех поставленных задач методической разработки. Методическая разработка может быть использована другими препода
вателями на уроках по фортепиано.
ЛИТЕРАТУРА
1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка, 2003-2005
2. Должанский А. Краткий музыкальный словарь. 3.Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. 4.Чтение с листа в классе по фортепиано. 5.жакович В.В. « Чтение с листа».