Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность, как одно из условий личностного развития школьника»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Методическая разработка мастер-класса
«Проектная деятельность, как одно из условий личностного развития школьника»
Автор : Пономаренко Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 10
Ст.Новомышастовская
2021г.
Цель: презентация опыта проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
1. Представить разные формы реализации проектно-исследовательского метода, алгоритм работы над проектом.
2. Смоделировать участниками мастер-класса проектно-исследовательскую деятельность
Форма проведения мастер-класса:
лекция с элементами презентации, практическая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (технологические и информационные карты)
Ведущий мастер класса 1-3 слайд 4 слайд | Здравствуйте уважаемые участники мастер-класса! Я – Пономаренко Людмила Викторовна, учитель начальных классов Рада приветствовать вас на мастер-классе на тему «Проектная деятельность. как одно из условий личностного развития школьника» Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочной деятельности метод проектов. Китайская мудрость гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования. Обязательным условием проектной деятельности является УСПЕШНОСТЬ. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы. Что такое проект для учителя и обучающихся? Сегодня мы с вами, постараемся, ответить на данный вопрос. Скажите, кто из вас на чём любит путешествовать? Ответы даём по очереди, с повтором ответа предыдущего человека. |
1 педагог 5 слайд | Я люблю путешествовать на яхте. Вы любите путешествовать на яхте, а я люблю путешествовать на машине, и т. д. |
Ведущий мастер класса 6 слайд: | А я люблю путешествовать на машине. И для меня есть новость, которой я очень хочу поделиться. Читаю: Еще сотню лет назад в окрестностях Красноармейского района были плавни и болота. А сегодня своими охотничьими угодьями и сельским хозяйством он знаменит на всю страну. Здесь выращивают отличных племенных лошадей, сеют рис. Красноармейский район и его центр – станица Полтавская - одни из ближайших к Краснодару. А потому приехать сюда на экскурсию проще простого. |
7 слайд 8 слайд 9 слайд | Что необходимо, чтобы увидеть красоту нашего района? Как вы считаете, что для этого необходимо разработать? Правильно, туристические маршруты. ЭТО ПРОБЛЕМА? Посмотрите на просторы нашего Красноармейского района. Как красиво! Какие же туристические маршруты можно разработать? Перед вами карта района. Что бросается в глаза: это то, что по территории протекает самая река Кубань. Сама природа создала эту уникальность! И, конечно, туристическими маршрутами могут быть: водный, культурный, экологический, экстремальный, этномаршрут и т.д. Все населённые пункты находятся вдоль реки Кубань. Каждая станица имеет свой бренд, свою изюминку, свою историю, а порой легенды и сказания. И прежде чем раскрыть тему мастер-класса, я предлагаю вам, и всем присутствующим, в том числе и членам жюри, решить такой пример: Загадайте число. Прибавьте столько же. Прибавьте 10. Разделите на два. Отнимите задуманное число. (В результате у всех должно получиться число 5.) Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, педагог «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша», и есть проектная деятельность учащихся.
И сегодня наша с вами задача, пройти путь по «Методу проекта: от замысла к воплощению». Первый этап метода проекта мы уже прошли – это постановка проблемы. Мы её озвучили так: необходимо разработать туристический маршрут. А для создания туристического маршрута надо изучить турпродукты: природные достопримечательности, культурные достопримечательности, исторические памятники, культовые (духовные) памятники, верование наших предков, особенности питания, декоративно-прикладное искусство. Цель проекта: это некая модель желаемого конечного продукта. Цель проекта может быть определена глаголами: -доказать - изобрести -изучить -исследовать -классифицировать -наблюдать - обнаружить -объяснить - продемонстрировать - проследить - разработать -создать - установить и т.д. Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели. Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте — это предположение, в котором дается предполагаемый вывод. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. В нашем случае гипотезой является следующее: маршрут, созданный вами, может быть привлекательным как для внутреннего туризма, так и для туристов дальнего зарубежья. |
10 слайд | Второй этап работы над проектом – это планирование: Распределение по группам (ответственные – организатор, секретарь, спикер, участники команды) Сроки выполнения (у нас 12 минут) Выбор средств и методов выполнения (у нас изучение турпродукта по буклетам) Обсуждение критериев оценки качества проекта (у нас сравнение с неким эталоном - сходство или различие) Выбор способа оформления результатов и сценария презентации (у нас игра, карта с указанием брендов и изюминок населённых пунктов). |
11 слайд Задание:
| Третий этап работы над проектом – это поиск информации. книга (учебная и научная литература, словари, справочники, документальные источники); поискать информацию в Интернете; задать вопросы родителям, специалистам; подумать самостоятельно; провести интервью с участниками событий, анкетирование; посмотреть по телевизору и т.д. У нас всё это заменяют буклеты. На условной карте населённые пункты отмечены жемчужинами. 1.Урочише «Чёрный лес» 2.Урочише Верхняя Дубинка 3.Красный лес 4.Урочище Нижняя Дубинка 5.Лесное урочище Парк 6.Урочище Хомуты И так, задание: в течении 2-3 минут вы должны изучить буклеты, найти изюминку, бренд, легенду населённого пункта, узнать быт и обычаи населения. Далее найти на столе символ или символы населённого пункта, прикрепить на условной карте на столе. |
12 слайд | Четвёртый этап проекта – продукт проекта Давайте проверим правильность определения населённого пункта. |
13 слайд | Пятый этап проекта – презентация проекта: карта, которую назовём «Кубанская Голландия». Мы с вами достигли цели проекта: создали некую модель желаемого конечного продукта. |
14 слайд 15 слайд 16 слайд | И так, мы с вами прошли пять этапов работы над проектом – пять «П» П -проблема П-планирование П-поиск информации П-продукт П-презентация проекта. Проектная деятельность – это современная образовательная деятельность: «обучение в сотрудничестве, деятельности, поиске, исследовании». Позволяет учащимся: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника). Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе. Проектная деятельность в НОУ стала для |
Рефлексия 17 слайд 18 слайд 19 слайд | На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Закончите фразу, записав на соответствующем пальце вашей ладони. Большой - для меня это важно и интересно… Указательный – я получил конкретные рекомендации… Средний - мне было трудно (не понравилось) … Безымянный - моя оценка психологической атмосфере … Мизинец - для меня было недостаточно …Мои предложения и пожелания… (Высказывания от каждой из групп) - И в заключении хочу поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса, пожелать всем творческих идей, успехов в нашей работе. Своё выступление хотела бы завершить словами. «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» |
5