Статья «Формирование познавательного интереса к предмету географии»
Формирование познавательного интереса к предмету географии
Моя педагогическая деятельность нацелена на развитие познавательного интереса, привитие навыков самостоятельной деятельности, самообразование, раскрытие творческих способностей учеников.
Учащиеся, с которыми я работаю, это дети в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет. Учителя прекрасно знают, что в среднем подростковом возрасте наблюдается снижение общего интереса к учебе. Роль пассивного слушателя подростка уже не устраивает. Ему неинтересно только слушать или записывать материал под диктовку учителя, только пересказывать текст учебника или услышанное.
В этом возрасте возникает потребность в самостоятельном приобретении знаний. И очень важно её поддержать и развить. В среднем подростковом возрасте учеников привлекает более сложный материал, проявляется стремление к обобщениям, обоснованиям, потребность охватить мыслью значительное число фактов. Им интересно обдумывать причины явлений, высказывать свою точку зрения.
Необходимо обеспечить возможность таких форм работы, при которых могли бы реализовываться возникающие в среднем подростковом возрасте активность, деятельностный характер мышления, стремление к обобщениям, удовлетворенность от самостоятельно проделанной работы. Ведь здесь многое зависит от учителя, от его творческой активности, умения использовать различные (новые) формы учебной работы, организовывать умственные действия учащихся и направлять их. Надо создавать обучающую среду, которая опеспечит условия для усвоения и закрепления необходимых знаний и умений, формирует устойчивую мотивацию к учению.
Мотивы учебной деятельности разнообразны. Они связаны с будущей профессиональной деятельностью, с взаимоотношениями в коллективе учащихся и с преподавателями и т.д.
Наиболее значимыми из мотивов учебной деятельности является познавательный интерес, т. е. интерес к самому содержанию изучаемых учебных предметов. Без такого интереса систематическая успешная учебная деятельность оказывается, как правило, невозможной.
Формирование мотивации к активному учению крайне важно, так как мотивы учения – это внутренняя движущая сила, а мотивация в подростковом возрасте также меняется. Ученику среднего подросткового возраста недостаточно сказать: «Ты должен!» - так как у него тотчас возникает вопрос: «А зачем мне все это надо?» Иными словами, подростка побуждает к учению сознание того, что ему данные знания нужны. Для него важна практическая значимость приобретаемых знаний (внешняя мотивация) либо интерес к изучаемому предмету (внутренняя мотивация).
Методической темой школы, в которой я работаю, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Как известно, формирование личности осуществляется не в условиях приспособления человеческого индивида к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей среды и самого себя. Безусловно, образовательно-воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс стать настоящей полноценной личностью.
При правильном направлении развития личности учебная деятельность учебная деятельность учащегося основывается на широких социальных мотивах и на познавательных интересах. Процесс учения вызывает у ребят положительные чувства. Добросовестное отношение к учению, как правило, сопровождается дисциплинированностью поведения. Успехи в учебной деятельности создают у школьников устойчивое хорошее настроение, рождает бодрость, активность, уверенность в собственных силах.
Одним из показателей правильного направления развития личности является широта интересов, различные увлечения, которые удовлетворяются в соответствующих видах деятельности положительного характера.
Занятия в рамках интересной деятельности направляют энергию ученика в правильное русло, вызывают моральное удовлетворение, способствуют развитию способностей.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учащиеся по-разному – с интересом и без него, с уважением или с пренебрежением высказываются об одних и тех же предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании о географии: от равнодушия до живого интереса и сознательной убежденности в необходимости глубокого изучения.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения.
Обучая своему предмету, учитель осознанно или нет, стихийно или целенаправленно формирует у учащихся отношение к своему предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно», и такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коей мере не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.
Процесс формирования познавательного интереса к географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выделить наиболее существенные из них, такие как содержание и структура учебного предмета, методы обучения, учебно-познавательная деятельность учащихся.
Что касается содержания школьной географии как фактора формирования познавательного интереса к предмету, то учитель может разными примерами и способами формировать понятия, с помощью разных заданий и упражнений отрабатывать специальные географические умения.
Другим решающим фактором формирования познавательного интереса к предмету являются методы обучения, которые традиционно делятся на словесные, практические и наглядные. В методике обучения географии целесообразно говорить не столько об отдельных методах, сколько об их необходимом сочетании, ибо на уроке географии редко можно видеть использование какого-либо метода в чистом виде, без дополнения другим. Неправомерно также считать, что есть методы активные и неактивные, способствующие формированию познавательного интереса или, наоборот, тормозят его развитие.
В методике обучения, как и в педагогике, нельзя подходить однозначно: это средство (метод) лучше этого средства (метода), следовательно, чаще использовать первое. Ни игры по карте, ни уроки-семинары, беседы, рассказы учителя не могут быть однозначно плохи или хороши без учета конкретной ситуации: а) содержания учебного материала; б) уровня подготовленности класса; в) уровня педагогического мастерства учителя; г) наличия необходимых средств обучения; д) эмоционально-психологической атмосферы конкретного класса, его взаимоотношений с учителем.
Лишь применение системы методов, заранее продуманное разнообразие приемов и форм обучения внутри темы и курса в целом, а затем и при планировании последующих курсов оказывают решающее влияние на формирование познавательного интереса к предмету физической географии.
И наконец, третий фактор – деятельность учащихся. Можно говорить о различных видах деятельности на уроках географии: в зависимости от ведущего метода обучения – о речевой, предметно-практической; использование на уроках в качестве средств наглядности произведений искусства позволяет говорить об элементах художественной деятельности учащихся.
В то же время деятельность может быть индивидуальной и коллективной, осуществляться самостоятельно или под контролем учителя; носить характер ролевой игры (т.е. быть игровой) и одновременно происходить на одном из трех уровней познавательной самостоятельности учащихся – репродуктивном, частично-поисковом, исследовательском.
В процессе формирования познавательного интереса к предмету решающее значение оказывает именно разумное сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.
Названные решающие факторы могут влиять на процесс формирования познавательного интереса лишь при наличии определенных условий обучения, одно из которых рациональный и разумный режим работы на уроке. Его соблюдение проявляется не только в четком начале урока по звонку или в отсутствии опоздавших, в вопросах вообще нет мелочей. Сколько методических задумок учителя порой остаются нереализованными, потому что у группы учеников не оказалось, к примеру, атласов или кто-то забыл контурные карты, не подготовил задание. Налаживание разумного режима работы заключается и в четкой организации урока, в единстве требований учителя к ученикам, в объективности и гласности оценок, в выполнении санитарно-гигиенических норм и многом другом.
География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требуется освоение методик, позволяющих добиться большей заинтересованности учащихся предметом.
Урок является главным компонентом в школьном обучении. В связи с этим я поставила перед собой цель сделать мои уроки как можно более разнообразными, насыщенными и интересными для учащихся. С учетом возрастных особенностей и подготовленности учащихся, использую «урок-сказка»- 5 класс «урок-путешествие», (6-7 классы), «урок - исследование» (7-8 классы), «урок - игру»(6-8кл), «урок - лекция», «урок - семинар» (8-9 кл), «урок - зачет» (6-9кл), «урок - экскурсия» (6-9 классы), «урок – КВН, викторины» (6-9 кл).
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся.
Организационный момент - казалось бы ничего сложного, но именно с него мы начинаем урок, от части от него зависит результативность урока. Организационный момент начинаю с «географической или биологической минутки» работа по карте, словарная работа; либо «географический или биологический диктант»,«Самый», «Самая», «самое! », «Что такое, кто такой? ». Повысить интерес к учебному материалу можно поставив перед учащимися привлекательную цель в виде сказки, или путешествия.
Используя активные формы работы учащихся на уроках (уроки-беседы, уроки-конференции, ролевые игры и т.д.), я отметила, что со временем качество уроков улучшилось, знания учащихся расширились, а самое главное, у школьников появился устойчивый познавательный интерес. Существуют различные способы передачи знаний. Это рассказ объяснительный, описательный), беседа, диспуты, исследования. Изложение нового материала, - в какой форме оно проводится, зависит от класса, степени подготовленности детей,
В процессе объяснения нового материала предлагаю составить опорный конспект
В 5-7 классах дополняю реальную ситуацию фантастикой, переношу учебную ситуацию на фантастическую планету, изменяю значение любого параметра, которое обычно остается постоянной или имеет определенное значение: придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном биоценозе; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения. Например: глазами инопланетянина при изучении таких тем « Географическая оболочка, Земля – планета Солнечной системы»
И если объединить все сказанное я использую следующие методы
1 Объяснительно-наглядный, тренирующий память и дающий знания,
2. Проблемный, позволяющий приобрести навыки логического, критического мышления. Он охватывает лекцию, наблюдения, работу с книгой, экспериментирование, экскурсии.
3. Частично-поисковый, он охватывает самостоятельную обучающихся, беседу, популярную лекцию, проектирование, составление разрешения специальной проблемы и т.п.
4. Исследовательский, он охватывает изучение литературы по исследуемой проблеме, разработку плана исследования, проверку гипотезы, оценку полученных результатов.
Во время уроков провожу паузы-физминутки, когда ученики делают простые упражнения для рук, глаз, корпуса
Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправлять их на разностороннее развитие и совершенствование личности; формировать ее мировоззрение, способности потребности в социально значимой деятельности.
Современный ученик предъявляет к учителю новые требования для формирования и реализации своих личностно – ориентированных компетенций.
Инновационная направленность моей деятельности, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.
Технология полного усвоения знаний Построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями. Основной закон усвоения: воспринять-осмыслить-запомнить-применить-проверить результат.
Каждый учебный материал разбивается на «малые блоки» -3-6 уроков. Перед учащимися должна быть поставлена конечная цель, и каждый этап усвоения должен быть направлен на результат. К каждому учебному блоку разрабатываются диагностические тесты.
Дифференцированный подход к обучению.
Обучение в одном классе детей с разными способностями.
Данная технология обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности Используется мной при организации групповых форм работы («сильные», «средние», «слабые» группы), а так же при составлении разноуровневых заданий.
Технология исследовательской деятельности. Исследовательское обучение направлено на развитие у учащихся умений и навыков самостоятельного научного поиска. Используется во внеурочной деятельности (подготовка учащихся к конкурсам, конференциям), а также при выполнении учащимися творческих заданий (индивидуальных, групповых).
Информационно – коммуникационные технологии. Помогает интегрировать мыслительную и практическую деятельность детей при использовании компьютера с применением соответствующего программного обеспечения. Использование ИКТ увеличивает долю информации, активизирует наглядно-образное мышление, развивает внимание, воображение, творчество, оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся.
Достаточно часто на уроках используются ТСО (компьютер, проектор) с применением единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, географических интерактивных обучающих моделей, презентаций.
Проблемный подход к обучению. Учащиеся самостоятельно открывают для себя ряд географических фактов, проверяют правильность своих гипотез. Используется мной при проведении уроков – практикумов, уроков – семинаров, уроков – конференций.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, с использованием информационных технологий, интернет – ресурсов позволяют мне реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов.
Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным.
За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:
Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;
Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;
Работа в Excel: диаграммы, таблицы;
Использование Internet и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)
Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.
Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.
Обучение – это не только работа на уроках и выполнение домашних заданий. Обучение может быть очень интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий.