Методическая разработка «Самостоятельная работа младших школьников — одно из средств развития творческих способностей»
Самостоятельная работа младших школьников — одно из средств развития творческих способностей.
Проблема: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель: выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- Раскрыть сущность творческих способностей, их структуру, средства и условия формирования на уроках и во внеурочной деятельности.
- Проанализировать возможности программы, учебников по программе .
- Выявить и обосновать педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках.
- Обосновать условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на примере кружковой работы.
Содержание:
Введение
Основная часть.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках.
2.1 Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.
- Уроки литературного чтения и развития речи.
- Развитие творческих способностей на уроках математики.
2.4 Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся.
2.5 Развитие творческих способностей школьников на уроках
окружающего мира.
- Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
3.1 Развитие творческих способностей на уроках риторики.
3.2 Развитие творческих способностей школьников по окружающему миру во внеурочное время.
3.3 Развитие творческих способностей школьников на внеклассных мероприятиях.
- Заключение.
- Использованная литература.
Введение.
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах А.С.Выготского, В.П.Богоявленского.
Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.
Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.
«Основой формирование творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».
- Развитие творческих способностей младших школьников.
Ребёнок –существо само по себе действенное. Ему нужно всё пощупать, потрогать, познать всё, что ему говорят, успеть задать тысячу вопросов.
Творчество– сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?
Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.
Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, классные часы, посвящённые определённым нормам поведения в школе и за её пределами и многие другие мероприятия.
Это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. При иллюстрировании: школьник рисует сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знание жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение. Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы, простое. В сочинении всегда выражается личность пишущего, хочет того автор или нет. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений; из личных жизненных наблюдений, по картинкам. И в сочинениях, и в детских рисунках, в их лепке обычно бывают элементы самовыражения личности, индивидуальности. Собственный рисунок с натуры или по воображению, собственное стихотворение, рисование по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:
- Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
- Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.
Мы, учителя, предпочитаем видеть в своём классе учеников, отличающихся высокоразвитым интеллектом, а не творческими способностями, объясняя, что от последних «всегда неизвестно, чего можно ожидать» и что они - «очень неспокойный, своенравный народ» или «отъявленные индивидуалисты». Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям своих детей. Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. При оценке творческих достижений младших школьников учителю важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Создание творчески обогащённой образовательной среды. Это такие условия, как проблемность, диалогичность и индивидуализация обучения. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью – постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм, стремиться к открытию и применению новых методов обучения и воспитания.
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках.
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, и педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества:
- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
- учить детей замечать противоречия;
- помогать детям, видеть аналогии;
- учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверяться догадке, интуиции;
- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- развивать потребность в учении и самообразовании;
- одним из условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которое пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
2.1 Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.
Основной задачей на уроках русского языка, на мой взгляд - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Основные задачи на уроках - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Основные приёмы развития творческих способностей:
- написание сочинений, изложений;
- рецензирование сочинений;
- игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;
- творческие задания на дом.
Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы дети научились мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".
Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
2.2 Уроки литературного чтения и развития речи.
На уроках литературного чтения и развития речи широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.
Задания эти такого свойства: обучающие способности улавливать настроение автора, рассказчика, персонажей, аргументировать свое мнение; умению распознавать жанры литературы, в том числе и драму; умению сочувствовать на фоне личных переживаний; задания, стимулирующие воображение, фантазию детей; чтение по ролям, выражая интонациями и жестами характер, настроение, чувства персонажа, выразительное чтение. В целом, задания нацелены на развитие и совершенствование навыков чтения и пересказа, творческого воображения и фантазии, развитие литературного и эстетического вкуса, совершенствование навыков ролевого чтения и инсценированию пьес, а значит, несомненно, на эмоциональное восприятие художественного произведения, произведения искусства, посредством которого развивается эмоционально-чувственное восприятие реальности, жизни.
Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
2.3 Развитие творческих способностей на уроках математики.
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе:
- задачи с не сформулированным вопросом:
в этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос. Например: На протяжении 155м уложено 25м труб длиной 5м и 8м.(Сколько уложено тех и других труб?)
- задачи с излишними данными:
в эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные. Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.
- задачи на сообразительность:
на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
1-й класс 1.В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке?
2.Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство:
7 * 4 * 2 * 5 = 10
10 * 4 * 3 * 8 = 1
Составь своё равенство.
2-й класс
1.Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? Напиши ответ.
2.Разгадай ребус: АА + У = УРР .
3.Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.
4.Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.
5.В семье трое братьев. Каждый следующий младше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?
3-й класс
1.Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим:
5 | ||
6 | 8 | |
9 |
2.Расшифруй комбинацию кодового замка, если:
а) третья цифра на 3 больше, чем первая,
б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая,
в) в сумме все цифры дают число 17,
г) вторая цифра 3.
3. В классе дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский, 15 человек – французский, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе?
4-й класс
1.Сколько требуется проволоки, чтобы изготовить каркас куба с ребром 7см?
2.Расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 240
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 196
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 232
2.4 Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления,закон.
Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приёмов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
2.5 Развитие творческих способностей школьников на уроках окружающего мира.
Основной методический элемент проблемного обучения — создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его.
Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным. Конечно, чтобы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос. После каждого раздела детям предлагается решить какие-то жизненные задачи на определённую тему.
Например: задача - «Помощь другу». Ситуация: твой друг хочет стать сильным и выносливым. Детей можно разделить на группы. В каждой группе дети распределяют между собой роли: родители, учитель, учитель физкультуры, врач и т.д. Их задача - составить правильный для этого мальчика режим дня, режим питания, что поможет ему приобрести хорошую спортивную форму.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
- содержание учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;
- задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников.
Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.
3.Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
3.1 Развитие творческих способностей на уроках риторики.
Важная роль в процессе развития творческих способностей принадлежит урокам риторики. Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве. На уроках риторики мы очень много беседуем, рассуждаем, излагаем мысли в виде сочинений.
Диапазон творческих задач на уроках риторики необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И передо мной как учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми. Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами – пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Робкие и несмелые первые работы первоклассников – на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и др. Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растет мастерство учеников. Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.
Эффективным приемом работы по развитию творческих способностей являются рифмованные упражнения. Работа над рифмой начинается уже в первом классе. Начинаю я обычно эту работу с игры «Доскажи словечко». Ребята с удовольствием придумывают рифму к заданному слову:
На-на-на – наконец пришла весна.
Ну-ну-ну – кошка села на Луну.
Со-со-со – с горы скатилось колесо.
Задание усложняется. Детям дается не просто слог, а целая фраза. И ребята должны придумать окончание этой мысли, используя рифму:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа – и вот...
3.2 Развитие творческих способностей школьников по окружающему миру во внеурочное время.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Цель такой деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. У них есть возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам и в интернете, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии.
3.3 Развитие творческих способностей школьников на внеклассных мероприятиях.
Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.
1 класс - развитие коммуникативных навыков,
2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.
Формы проведения внеклассных мероприятий:
- творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;
- музыкальные спектакли;
- субботники, организация дежурств по классу;
- классные часы, беседы викторины;
- экскурсии в музеи и на выставки города;
- участие в школьных, городских, Российских конкурсах.
В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив.Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы.
1. Общение с учащимися может быть полилогичным. Такое общение предполагает обратную связь от учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.
2. В начальной школе дети чрезвычайно подражательны. Это дает возможность классному руководителю в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.
3. Такие мероприятия создают условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом, а также создают естественную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.
Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать. Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.
Заключение.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Использованная литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1981г.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: центр Академия, 2002.
- Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2.
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся.- М.: «Академия» 2007 г.