Методическая рекомндация «Использование проектного метода на занятиях по английскому языку с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста»

1
0
Материал опубликован 27 May 2020 в группе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ. С.А. ШМАКОВА Г. ЛИПЕЦКА









Методическая рекомндация

«Использование проектного метода на занятиях по английскому языку с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста»










Автор – составитель:

педагог дополнительного образования

Диогенова Инна Николаевна







г. Липецк, 2020 год

Пояснительная записка

В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно - технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы. Очень важно для хорошего результата использования проектного метода осознание учащимися их личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Использование проектного метода на занятии позволяет педагогу расширить границы самостоятельности детей и позволить им самим найти способы решения поставленной перед ними проблемы, выбранной детьми темы, которая им действительно интересна. Сам же педагог на проектных занятиях выступает как консультант или, при необходимости, помощник в решении общих задач. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы и применение на практике полученных знаний и навыков.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности.

Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Этапы подготовки проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты вопросов, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

3 Затем идет распределение задач по группам, обсуждение возможных методов поиска информации, творческих решений и самостоятельная работа групп учащихся проекта по своим индивидуальным или групповым задачам не без помощи и консультации педагога.

4. Защита проектов.

5. Коллективное обсуждение результатов.

С какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Важно и то, что весь этот процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

«Использование проектного метода на занятиях по английскому языку с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста»

( из опыта работы педагога дополнительного образования)

В группах детского объединения «Занимательный английский» применение проектной методики начинается с первого года обучения и используется в рамках программного материала практически по любой теме. Уже с первых занятий я применяю проект, под названием «Английский вокруг нас». Цель проекта: «Для чего нужен английский язык?». И пусть учащиеся еще не знают английских слов, не умеют читать и писать, они с удивлением обнаруживают, что английский окружает нас всегда и повсюду:  это язык программирования и компьютеров, английские слова и выражения ежедневно доносятся с наших телеэкранов, и, наконец, английский есть в каждом нашем доме. В результате, обучающиеся приходят к выводу, что иностранный язык стоит изучать не только для того, чтобы читать тексты в учебниках, но и для того, чтобы разбираться в окружающих их надписях, названиях, рекламе, и что это жизненная необходимость.

В октябре учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста детского объединения «Занимательный английский» активно и с большим интересом участвуют в подготовке занятия, посвящённого празднику Хэллоуин в Англии. Они получают индивидуальные задания: рассказать легенду о Джеке-фонаре, нарисовать символы Хэллоуина, приготовить рисунки и поделки для праздника, который, совместно с педагогом, дети готовят в течение нескольких занятий. Педагог не играет руководящую роль в этом процессе. Дети самостоятельно извлекают нужную им информацию во время просмотра мультфильма «Легенда о Джеке-фонаре», видеосюжета о традициях празднования Хэллоуина в Англии, используют дополнительные источники информации (рассказы родителей, книги, мультфильмы). В данном случае использование проектного метода при подготовке к празднику-игре даёт возможность начинающим своё знакомство с английским языком и англоязычной культурой детям дошкольного и младшего школьного возраста проявить свои таланты и творческие способности и получить навыки самостоятельной работы по поиску интересных фактов и созданию элементов оформления праздника-игры.


Любой из видов проекта предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ребенок, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать, что мы и делаем в процессе проектов. Как пример, в декабре, проект «Традиции английских и русских зимних праздников», где обучающиеся сравнивают Новый год и Рождество в Англии и России, сравнивают Деда Мороза и Санта Клауса, обычаи, традиции и национальные игры двух стран, выражая в своих рисунках.


Интересные проекты можно подготовить по такой теме как «Экскурсия по Лондону». Педагог предлагает учащимся выбрать самые интересные места столицы Великобритании и на каждой остановке «туристического автобуса» дети слушают рассказ и рассматривают подобранные каждым новым «экскурсоводом» картинки. Задача педагога – в период подготовки проектного занятия дать возможность учащимся выбирать из предложенного учебного материала то, что им действительно важно и интересно. Применяя навыки самостоятельной работы и свои творческие способности, учащиеся приобретают более прочные знания и навыки совместной творческой и поисковой работы, проектный метод помогает формировать устойчивый интерес учащихся к изучению английского языка, культуры народов англоязычных стран.

По продолжительности проекты в моем детском объединении могут быть от одного занятия до 2 - 3 (в зависимости от объёма материала и уровня подготовленности участников проекта), но есть и долгосрочный проект, как «Праздник английского алфавита», который проводится в течение всего учебного года. К концу 1-го года обучения, обучающиеся уже знают английский алфавит и овладели всеми видами речевой деятельности по своей программе. Но, дети, также, любят и умеют играть. Данный проект поможет педагогу не только повысить мотивацию к обучению английского языка и формировать коммуникативную компетенцию средствами игровой деятельности, но и достичь сразу нескольких целей — расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами.

Нельзя сказать, что все проекты успешны, но это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Эта форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. И я убеждена в том, что обучение должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого педагога, который должен получать удовольствие, как от изучения своего предмета, так и от его преподавания.


























Использованная литература:

1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
2. ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации