Методическая рекомндация «Использование проектного метода на занятиях по английскому языку с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ. С.А. ШМАКОВА Г. ЛИПЕЦКА
Методическая рекомндация
«Использование проектного метода на занятиях по английскому языку с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста»
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Диогенова Инна Николаевна
г. Липецк, 2020 год
В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно - технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы. Очень важно для хорошего результата использования проектного метода осознание учащимися их личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Использование проектного метода на занятии позволяет педагогу расширить границы самостоятельности детей и позволить им самим найти способы решения поставленной перед ними проблемы, выбранной детьми темы, которая им действительно интересна. Сам же педагог на проектных занятиях выступает как консультант или, при необходимости, помощник в решении общих задач. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.
Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы и применение на практике полученных знаний и навыков.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности.
Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Этапы подготовки проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты вопросов, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3 Затем идет распределение задач по группам, обсуждение возможных методов поиска информации, творческих решений и самостоятельная работа групп учащихся проекта по своим индивидуальным или групповым задачам не без помощи и консультации педагога.
4. Защита проектов.
5. Коллективное обсуждение результатов.
С какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Важно и то, что весь этот процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.
«Использование проектного метода на занятиях по английскому языку с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста»
( из опыта работы педагога дополнительного образования)
В группах детского объединения «Занимательный английский» применение проектной методики начинается с первого года обучения и используется в рамках программного материала практически по любой теме. Уже с первых занятий я применяю проект, под названием «Английский вокруг нас». Цель проекта: «Для чего нужен английский язык?». И пусть учащиеся еще не знают английских слов, не умеют читать и писать, они с удивлением обнаруживают, что английский окружает нас всегда и повсюду: это язык программирования и компьютеров, английские слова и выражения ежедневно доносятся с наших телеэкранов, и, наконец, английский есть в каждом нашем доме. В результате, обучающиеся приходят к выводу, что иностранный язык стоит изучать не только для того, чтобы читать тексты в учебниках, но и для того, чтобы разбираться в окружающих их надписях, названиях, рекламе, и что это жизненная необходимость.
В октябре учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста детского объединения «Занимательный английский» активно и с большим интересом участвуют в подготовке занятия, посвящённого празднику Хэллоуин в Англии. Они получают индивидуальные задания: рассказать легенду о Джеке-фонаре, нарисовать символы Хэллоуина, приготовить рисунки и поделки для праздника, который, совместно с педагогом, дети готовят в течение нескольких занятий. Педагог не играет руководящую роль в этом процессе. Дети самостоятельно извлекают нужную им информацию во время просмотра мультфильма «Легенда о Джеке-фонаре», видеосюжета о традициях празднования Хэллоуина в Англии, используют дополнительные источники информации (рассказы родителей, книги, мультфильмы). В данном случае использование проектного метода при подготовке к празднику-игре даёт возможность начинающим своё знакомство с английским языком и англоязычной культурой детям дошкольного и младшего школьного возраста проявить свои таланты и творческие способности и получить навыки самостоятельной работы по поиску интересных фактов и созданию элементов оформления праздника-игры.
Любой из видов проекта предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ребенок, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать, что мы и делаем в процессе проектов. Как пример, в декабре, проект «Традиции английских и русских зимних праздников», где обучающиеся сравнивают Новый год и Рождество в Англии и России, сравнивают Деда Мороза и Санта Клауса, обычаи, традиции и национальные игры двух стран, выражая в своих рисунках.
Интересные проекты можно подготовить по такой теме как «Экскурсия по Лондону». Педагог предлагает учащимся выбрать самые интересные места столицы Великобритании и на каждой остановке «туристического автобуса» дети слушают рассказ и рассматривают подобранные каждым новым «экскурсоводом» картинки. Задача педагога – в период подготовки проектного занятия дать возможность учащимся выбирать из предложенного учебного материала то, что им действительно важно и интересно. Применяя навыки самостоятельной работы и свои творческие способности, учащиеся приобретают более прочные знания и навыки совместной творческой и поисковой работы, проектный метод помогает формировать устойчивый интерес учащихся к изучению английского языка, культуры народов англоязычных стран.
По продолжительности проекты в моем детском объединении могут быть от одного занятия до 2 - 3 (в зависимости от объёма материала и уровня подготовленности участников проекта), но есть и долгосрочный проект, как «Праздник английского алфавита», который проводится в течение всего учебного года. К концу 1-го года обучения, обучающиеся уже знают английский алфавит и овладели всеми видами речевой деятельности по своей программе. Но, дети, также, любят и умеют играть. Данный проект поможет педагогу не только повысить мотивацию к обучению английского языка и формировать коммуникативную компетенцию средствами игровой деятельности, но и достичь сразу нескольких целей — расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами.
Нельзя сказать, что все проекты успешны, но это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Эта форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. И я убеждена в том, что обучение должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого педагога, который должен получать удовольствие, как от изучения своего предмета, так и от его преподавания.
Использованная литература:
1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
2. ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000