Статья «Пропедевтика речевых нарушений при изучении английского языка детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

8
1
Материал опубликован 1 September 2019

Пропедевтика речевых нарушений при изучении английского языка детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

 

В последние годы внимание родителей, психологов, педагогов, лингвистов в нашей стране привлекает проблема обучения детей иностранным языкам с раннего возраста. Это связано с влиянием многочисленных внешних факторов, таких как развитие сотрудничества между странами, появлением общих образовательных проектов в сфере образования, развитием туристической ниши, доступности сети Интернет. Новые времена диктуют новые условия. Создается потребность в углублении и увеличении объема знаний на иностранном языке и об иностранном языке, о культуре и традициях иноязычной страны. Новые образовательные стандарты требуют использования новой системы подготовки обучающихся к получению знаний и овладению новыми умениями и навыками. Появляются новые средства и методы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка – интенсивное формирование познавательных способностей, легкое и быстрое запоминание языковой информации, способность к имитации. Следует отметить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте изучение иностранного языка не самоцель, а один из способов интеллектуально-личностного развития ребенка, направленный на воспитание всесторонне развитой личности, легко адаптируемой к ситуации, в том числе ситуации речевого иноязычного общения. Сегодня такую личность сложно представить без владения иностранным языком. К большому сожалению, существует ряд факторов, которые могут явиться преградой на пути изучения иностранного языка.

Ученые давно установили, что область головного мозга - мозжечок, имеет крошечные отделы, в которых хранится память обо всех языках, существующих на Земле. Пробуждение определенного блока мозжечка ребенка зависит от того, на каком языке с ним начинают говорить окружающие его люди. Данный отдел отправляет сигнал к органам речи. Если нет нарушений в строении артикуляционного аппарата, то процесс запускается естественным образом. Но в том случае, если у ребенка есть поражения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, плохо шевелятся губы и т.п.) головной мозг будет получать неадекватный сигнал. Связь нарушится. В таком случае ребенок либо замолкает, либо начинает искажать слова. В таком случае, в первую очередь родителям, не стоит усложнять жизнь своему ребенку. И прежде чем отвести его на занятия иностранным языком, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Специалист определит уровень речевого развития ребенка, правильное ли у него произношение, словарный запас, соответствует ли грамматический строй его возрастной группе. Возможно, такому ребенку, прежде всего, потребуются специальные логопедические занятия, а раннее изучение иностранного языка правильнее будет отложить на время. Если же у ребенка нет нарушений в формировании языковых структур родного языка, то возраст 5-6 лет является оптимальным для начала пропедевтики обучения иностранному языку.

Первое, на что следует обратить внимание – это правильно поставленная фонетика, произношение. Оно играет одну из важнейших ролей, но, к сожалению, правильное английское произношение встречается очень редко, даже у преподавателей иностранного языка. Многие из них отдают предпочтение грамматико-переводной системе, которая представляет собой механическое заучивание слов и изучение правил. Но гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем в последствие их устранять. В связи с этим, тренировать английское произношение необходимо с самого начала изучения языка. С проблемой произношения на начальных этапах язучения языка сталкивался каждый. Важно с начала обучения освоить звуковую речь, научиться произносить звуки так, как это делают носители языка. Для этого требуются немалые временные затраты, но без правильного произношения невозможно всесторонне и в совершенстве овладеть языком.

Пропедевтика нарушений фонематического слуха предусматривает: стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата, правильного речевого дыхания; активизацию звукоподражания у детей, развитие фонетического, а не фонологического произношения. Фонетическое произношение предполагает использование всех артикуляционных тонкостей языка - постановка ударения, интонации, специфического ритма языка, положение кончика языка при артикуляции, степень придыхания, длительность, влияние процессов взаимодействия звуков, характер слогоделения, ритмическая организация, вариативность просодической структуры и много других факторов.

 

Литература:

«Практическая фонетика английского языка» (Учеб. для фак. англ. яз. пед. ин-тов/ М.А.Соколова, К.П.Гинтовт, Л.А.Кантер и др. – М.: ВЛАДОС, 1997)

Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, Астрель, 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Викторовна! Всё четко и понятно.

2 September 2019

Похожие публикации