12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11423
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Классные руководители»

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К. Д. Ушинский

В условиях модернизации Российского образования предъявляются высокие требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя. Сегодня проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить.

Выполнение такого рода задач возможно только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

В данном сборнике собраны методики по изучению и выявлению уровня познавательного интереса учащихся, представлена Памятка для учителя «Мотивация познавательной активности учащихся на уроке».

Предложенный материал поможет учителю раскрыть и развить познавательные интересы школьников в процессе обучения, сделать содержание уроков более интересным, а способы познавательной деятельности учащихся - разнообразными, творческими и продуктивными.

 

Анкета «Изучение учебных интересов школьника»

 


Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.

1. Что Вас больше всего привлекает в школе?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа,
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое

2. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.

3. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.

4. Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем его польза.

5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?

6. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?

 

Анализ содержания ответов ученика позволяет установить характер его учебно-познавательных мотивов, наличие определенных склонностей и потребностей.

 

Анкета «Познавательные интересы учащихся»

1. Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?

А) всегда интересно;  

Б) чаще всего интересно;  

В) иногда возникает интерес;

Г) никогда не вызывал интереса;

Д) не думал об этом.

2. Какие учебные предметы Вам нравятся?

А) очень интересен: … 

Б) интересен: …

В) совсем не интересен: …

3. Почему этот (эти) предмет тебе интересен?

А) нравится преподаватель;  

Б) нравится узнавать новое в этой области знаний;

В) могу отдохнуть, расслабиться;  

Г) возможность общаться с друзьями;    

Д) не ругает учитель;  

Е) нравится получать хорошие оценки; 

Ж) нравится процесс работы на уроке;   

З) нравится добываться результата;  

И) этот предмет нравится моим друзьям;  

К) привлекает актуальность предмета;  

Л) пригодится в жизни для будущей профессии.  

4. Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес?

А) активно работаю на уроке;  

Б) внимательно слушаю объяснения учителя;   

В) читаю дополнительную литературу; 

Г) занимаюсь в предметном кружке;  

Д) изучаю дополнительную литературу;

Е) стремлюсь придумать что-либо новое, усовершенствовать.

5. Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует?

А) занимаюсь выбранным предметом только на уроке; 

Б) самостоятельно занимаюсь дома;  

В) углубляю свои знания на занятиях кружка в школе и вне школы;  

Г) много занимаюсь дополнительно.  

6. Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом Вашего интереса?

А) сразу спрошу ответ у других;  

Б) попрошу подсказку;  

В) постараюсь выполнить ее сам, если не смогу, попрошу помощи;  

Г) во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам.  

7. Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?

А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других;  

Б) мне нравится разбираться в том, что и как происходит;  

В) мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят;  

Г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать новое.  

Анкета «Изучение познавательных потребностей школьника»

Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.

1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
• часто (5 баллов);
• иногда (3 балла);
• редко (1 балл).

2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
• помучиться, но самому найти ответ (5);
• когда как (З);
• получить готовый ответ от других (1).

3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
• постоянно, много (5);
• иногда много, иногда ничего не читаю (З);
• мало или совсем не читаю (1).

4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?
• очень эмоционально (5);
• когда как (З);
• спокойно, без эмоций (1).

5. Часто ли Вы задаете вопросы учителю?
• часто (5);
• иногда (З);
• очень редко (1).

Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число – это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать: сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной, если результат от 2,5 до 3,5; слабой, если результат меньше 2,5.

 

Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н. Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.

Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и учитель просит их отметить все подходящие ответы1.

Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Вопросы анкеты:

Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень ;

- нравится;

- не нравится;

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью;

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?

не знаю;

остался (осталась) бы дома;

пошёл (пошла) бы в школу;

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится;

Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы;

- не хотел (а) бы;

- не знаю;

Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел (а) бы;

- хотел (а) бы;

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю;

Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел (а) бы;

- не хотел (а) бы;

У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много;

- нет друзей;

Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень;

- не нравятся.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Уровни школьной мотивации:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

                   

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-), неверно (--).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.

Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.

При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

На уроках по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.

Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.

По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов.

Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ:

Да: 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет: 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18,20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:

0 – 10 баллов – внешняя мотивация

11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации

6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации

15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:

Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8).

Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6).

Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6)

Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2)

Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6)

Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6)

Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6).

Степень данных проявлений:

0 - 25% - низкая

30%-70% - средняя

75%-100% - высокая

Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.

Бланк ответов (Ф.И. _______________________________________)

Наименование учебного предмета 1

Наименование учебного предмета 2

Наименование учебного предмета 3

Наименование учебного предмета 4

Наименование учебного предмета 5

1

         

2

         
           

3

         
           
           
           
           
           
           

4

         

5

         
           
           
           

6

         
           
           
           
           


Памятка для учителя «Мотивация познавательной активности учащихся на уроке»

 

Для мотивации познавательной активности учащихся на уроке следуйте следующим правилам:

- поддерживайте доброжелательный стиль общения между участниками педагогического процесса;

- ставьте перед учащимися выполнимые задачи;

- создавайте на уроке ситуацию успеха;

- ободряйте учащихся при возникновении у них трудностей;

- поддерживайте положительную обратную связь;

- используйте разнообразные методы и приёмы преподавания учебного материала;

- поощряйте выполнение заданий повышенной сложности;

- учитесь чётко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;

- учитесь предъявлять требования, прежде всего к себе;

- исключите из своего лексикона фразы:

- Так дело не пойдет!

- Об этом не нужно говорить вообще!

- На это у нас нет времени!

- Об этом ты не можешь судить!

- Это несерьезно!

- Как ты до этого додумался?!

Следуя этим рекомендациям, вы сможете развить у учащихся познавательный интерес к своему предмету и достичь хороших результатов в обучении учащихся.

 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.