Статья «Развитие познавательного интереса при изучении фонетики»
Развитие познавательного интереса при изучении фонетики в 5 классе.
Гайнулина И.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска им. Героя Советского Союза Мусы Джалиля»
Чтобы создать необходимую базу для осознанного совершенствования письменной и устной речи, необходимо сочетать речевое развитие учащегося с овладением основами знаний о структуре языка и его основных единицах. По словам Р. И. Аванесова, «без знакомства с фонетической системой языка невозможно его теоретическое или практическое изучение». Изучение звуковой системы русской речи - это основа сознательного овладения нормами правописания и литературного произношения, основа развития произносительно-слуховой культуры.
В 5 классе закладываются основы знаний по фонетике, помогающие осуществлять связь с остальными разделами науки о языке.
В процессе изучения фонетики, орфоэпии, графики, учащиеся должны овладеть суммой определенных знаний:
1.Понятие фонемы;
2.Звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные звонкие, глухие и сонорные, согласные твердые и мягкие;
3.Гласные и согласные звуки в сильной и слабой позиции;
4.Понятия об орфоэпии как науки языка;
5.Принципы произношения;
6.Культура речи.
После изучения данного раздела учащиеся должны приобрести следующие умения:
1.Умение на слух различать звуки речи;
2.Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его;
3.Умение определять место ударения в слове;
4.Умение производить фонетический разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв;
5.Умение отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения;
6. Умение применять знания и умения по фонетике в практике правописания.
7.Умение правильно строить свою устную речь и анализировать речь собеседника.
Чтобы привлечь учащихся к серьёзной работе над учебным материалом, помочь им сознательно овладевать языком, необходимо заинтересовать их.
Развитие познавательного интереса – одна из актуальных проблем обучения русскому языку.
Интерес к изучению фонетики создается путем использования игровых заданий, поисковых задач. Эти приемы активизируют учащихся и способствуют формированию различать звук и букву.
Пятый класс - это переход из начальной школы в среднюю школу, где новые учителя, новая программа и новые предметы. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы встреча с новшествами не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к изучению фонетики. Вот здесь на помощь и приходят элементы игры на уроках, занимательные задания и упражнения.
На таких уроках ученики работают более активно, с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания.
Многое зависит от преподнесения нового материала: при объяснении новой темы можно использовать интересные неизвестные для учащихся факты. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить малоизвестными сведениями. Например, при изучении темы «Ударение» учащимся будет интересно узнать, что в русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в некоторых языках. Так, в английском языке ударение обычно падает на первый слог, во французском — на последний. В русском языке место ударения в заимствованных словах нередко сохраняется. Сравните из английского — брокер (портовый, рабочий), снайпер, спринтер (бегун ни короткие дистанции); из французского – партер, сюжет, сюрприз (приятное неожиданное событие, подарок), сувенир (памятный подарок).
В русском языке ударение может переходить в слове с одного слога на другой, например:
занял — заняла — заняли;
начал — начала — начали;
понял — поняла — поняли;
принял — приняла, — приняли;
но: звонил — звонишь - звонит (неправильно: звонит).
При объяснении темы «Звуки речи»:
Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев... Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева?
Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение. «Сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов?» - спросишь ты. Оказывается, всего 42.
На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры- путешествия, викторины, загадки, шутки.
Задание.
Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить правильным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры. Слова для подсказки : жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас,
гора, дело, жили, жирок, жарь, бить.
Задание. «Фонетические пропорции».
Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл).
1) А / Я = О / ? (Ё)
2) М / М’ = Р / ? (Р’)
3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)
4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)
5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)
Что такое толь? (дополнительный балл).
*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.
Задание.
Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке – получите звуковой перевёртыш: Из слова лай – название лодки, из слова шёл – неправду. (Ял, ложь)
Задание.
Превратите ВОЛКА в КОЗУ, меняя каждый раз в слове только один звук: Волк – полк – пола – поза – коза
Задание.
Прочитайте текст и скажите, какие звуки заблудились, и какие слова должны были быть в тексте. Запишите их парами. Какой звук заблудился?
Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(А. Шибаев)
(двери – звери и т.д.: слова различаются значением, грамматической формой, произношением).Что влечет за собой изменение звука? (изменение значения слова).
Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.
Отгадывание загадок - не только развлечение, но и проверка на сообразительность. Загадка укрепляет смекалку, развивает мышление. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала.
Со звуком С я невкусна,
Но в пище всякому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и шапку, и пальто.
С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я нужна,(Соль-моль-боль-роль)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос-Голос)
С твердым Л я на стене,
Книги, например, на мне.
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите. (Полка-полька)
Можно задать вопросы-шутки:
Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком);
Что стоит посередине земли? (Буква М);
Что находится в начале книги? (Буква К).
Задание. Соревнование на лучшего скороговорочника и знатока пословиц (дифференциация шипящих и свистящих звуков)
Скороговорки
Ёлка, ёлка, ёлка, ёлочка колкая иголочка.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Пословицы
Судят не по словам, а по делам.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Лингвистические сказки на уроках также повышают интерес к изучению.
Задание. Прочитайте лингвистическую сказку. Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили? Составьте связный аргументированный ответ.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так: Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
В целях повышения познавательного интереса можно провести различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в «Четвертый лишний»:
Задание: Найдите «лишнее» слово.
Ёж, ёлка, поёт, плёнка
Ещё игры:
1)Кто быстрее и больше запишет слова, в которых букв больше, чем звуков (конь, мель, печь);
2)Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.;
3) «Сквозная бумага». Предлагается считать одну из букв сквозной, т.е. стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова: река, песня, лесной и т.д.
Необходимо отметить, что нельзя на занятиях использовать только игры. Игры - это не единственный метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В работе надо использовать различные методы и приемы.
Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересованности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.