Методические находки для уроков физики.

18
11
Материал опубликован 1 November в группе


Методические находки для уроков физики.


Ключевые слова: физика, урок, мультимедиа, презентация, технология, наука, интерактивный продукт, квест, тренажер, викторина.


       Когда задаешься вопросом: что такое физика, сразу на ум приходят слова Аристотеля «Физика – это наука о природе». Для одних физика - это сложная научная дисциплина, для других фундаментальная наука. Задача учителя привить у обучающихся интерес к предмету, показать всю красоту царицы наук. А как это лучше сделать? Конечно, в современном мире без мультимедийных технологий не обойтись. Применение таких технологий на своих уроках — это современный подход к преподаванию сложных научных дисциплин.


c1762010284.jpg

Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельств — измени хотя бы свое отношение к ним». И я изменила: на своих уроках физики использую различные методы обучения с применением современных технологий. В сценарий урока обязательно включаю мультимедийное сопровождение: презентацию, видеофрагмент, интерактивную викторину.


t1762010304.jpg

    Для закрепления материала использую интерактивные тесты и компьютерные тренинги, сделанные с помощью ресурса Online Test Pad, мастера презентаций MS PowerPoint, табличного процессора MS Excel и ресурсов сайта Online Test Pad.

Приведу несколько примеров авторских тестов:

- тест по теме «Атмосферное давление», опубликованный в общий доступ на сайте Online Test Pad / https://onlinetestpad.com/ru/test/2016390-atmosfernoe-davlenie;

- онлайн-тест к уроку физики в 8 классе на тему «Сила тока и напряжение»/  https://onlinetestpad.com/hptxv7o3m6beg .

    Для закрепления материала можно использован шаблон интерактивной игры по принципу «Кто хочет стать миллионером?», предложенный сайтом https://learningapps.org. Очень интересный вариант проверки знаний, да и ученикам нравится. Они с большим энтузиазмом включаются в работу, нежели при использовании традиционных форм опроса. В качестве примера могу представить авторскую версию интерактивной игры, выполненной в формате разноуровневых заданий по теме "Атмосферное давление" базового курса физики в 7 классе./ https://learningapps.org/watch?v=piyprrez223  

        С помощью небольших интерактивных модулей данного сайта можно создать быстро несложный мультемидийный продукт для своего урока: викторины с выбором правильного ответа и с вводом текста, задания на заполнения таблиц, составление кроссвордов и дифференцированных заданий на заполнение пропусков в тексте, и многое другое, что может понравиться ребятам при изучении и закреплении тем по физике.

   При выполнении домашних заданий использую компьютерное моделирование или создание электронных кроссвордов средствами MS Excel и MS PowerPoint. Каждый ученик получает алгоритм-памятку создания кроссворда, подбирает вопросы по нужной теме, моделирует форму кроссворда и создает компьютерный продукт. https://урок.рф/library/sozdanie_krossvordov_sredstvami_ms_excel_i_ms_pow_162714.html

      

      Если человеку показать белый лист бумаги, в середине которого нарисована только черная точка, что он увидит: просто точку, черную точку или жирную точку? Скорее всего, многие ответят: точку. И почти никто не заметит белого листа. А может это точка на белом листе – звездочка во вселенной? Как наши ученики? Ведь каждый ребенок – это некая маленькая точечка в огромной школьной Вселенной. Учеников много, но объединяет их одно – стремление к успешному обучению. Да, да: все хотят быть успешными в учебе.


f1762010390.jpg

     Я часто задумываюсь над тем, почему один урок пролетает незаметно, а другой тянется бесконечно долго. Ответ оказался на поверхности: на одном уроке мои ученики просто слушатели, на другом – открыватели. Вот он выход: чтобы ребят увлечь, нужно чтобы на уроке они были изобретателями или исследователями. Спрашиваю у своих учеников, кто на самом деле любит физику. В классе робко поднимается одна–две руки. Большая часть учеников – это не любители точных наук. А ведь именно их необходимо заинтересовать, вовлечь в учебный процесс. На ум сразу приходят слова Джорджа Бернарда Шоу «Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам».


j1762010428.jpg

           И если сейчас бы меня спросили: что такое физика? Я бы ответила, что это, прежде всего творчество. Потому что всё время приходится что-то придумывать, искать нестандартные пути решения. Наверное, это творчество, которое идет из нутрии. Обилие информации в сети Интернет и ее качество не только не упрощают процесс подготовки к урокам, но и усложняют его. Для своих уроков я создала ряд интерактивных игр и тренажеров с помощью обычного мастера презентаций.


Название


Ссылка на ресурс

Тренажер "Картинная галерея «Световые явления». Творчество Ивана Константиновича Айвазовского на уроках физики"

t1762010117aa.jpg

https://урок.рф/library/trenazher_kartinnaya_galereya_svetovie_yavleniya_tv_220605.html


Интерактивная викторина для уроков физики «Испарение и конденсация»


t1762010117ab.jpg

https://урок.рф/library/interaktivnaya_viktorina_isparenie_i_kondensatciya_112325.html


Интерактивная игра «Заморочки из бочки»

Игра посвящена теме «Взаимодействие тел. Масса и плотность тела».

t1762010117ac.jpg

https://урок.рф/library/interaktivnaya_igra_zamorochki_iz_bochki_111032.html


Интерактивная игра «Занимательная физика»


t1762010117ad.jpg

https://урок.рф/library/interaktivnaya_igra_zanimatelnaya_fizika_121945.html


Интерактивный тренажёр «Материальная точка» (Физика, 9-10 классы)


t1762010117ae.jpg

https://урок.рф/library/interaktivnij_trenazhyor_materialnaya_tochka_193908.html


Интерактивный тренажёр по физике «Решение задач по теме "Тепловые явления"» (8 класс)


t1762010117af.jpg

https://урок.рф/library/interaktivnij_trenazhyor_reshenie_zadach_po_teme_tep_141822.html


Интерактивный тренажёр «Состав атома» для уроков физики


t1762010117ag.jpg

https://урок.рф/library/interaktivnij_trenazhyor_sostav_atoma_220232.html


Интерактивная игра «Электризация и великие ученые»


t1762010117ah.jpg

https://урок.рф/library/interaktivnaya_igra_elektrizatciya_i_velikie_uchenie_154509.html

Дидактическая игра «Элементы электрической цепи»


t1762010117ai.jpg

https://урок.рф/library/didakticheskaya_igra_elementi_elektricheskoj_tcepi_153042.html

Образовательная викторина для учащихся 9–11 классов «Увлекательная физика»


t1762010117aj.jpg

https://урок.рф/library/obrazovatelnaya_viktorina_dlya_uchashihsya_911_klasso_005955.html

Викторина к уроку физики в 7 классе по теме «Инерция. Инертность тел»


t1762010117ak.jpg

https://урок.рф/library/viktorina_po_teme_inertciya_inertnost_tel_093334.html

Дидактическая игра по физике в 7 классе на тему «Сила тяжести»


t1762010117al.jpg

https://урок.рф/library/didakticheskaya_igra_sila_tyazhesti_183111.html

Интеллектуальные задачи по физике для 7 класса


t1762010117am.jpg

https://урок.рф/library/intellektualnie_zadachi_po_fizike_dlya_7_klass_223209.html



     Еще одно из возможных решений интересного урока - это технология-квест. Квест в переводе с английского означает «поиск приключений». Простой образовательный квест - интерактивная образовательная среда. Такая технология способствует развитию мышления учащихся, их исследовательских и творческих способностей.

      Простой квест можно создать в MS PowerPoint. Схема организации такого квеста проста: введение, задание, процесс, источники, оценивание, заключение.

Обязательно должны быть инструкция для обучающихся и слайды с вопросами. Презентацию можно построить таким образом, что при правильных ответах на пять вопросов ученик получает оценку «5». Если он ошибается в ответе на один любой вопрос, то подойдет к слайду «Вы ответили не на все вопросы правильно! Оценка «4»». Соответственно, если ошибок две, то переход будет к слайду «Вы ошиблись дважды! Оценка «3»». Если правильных ответов только два, следовательно и оценка «2». В противном случае ученик попадает на слайд «Не ответили ни на один вопрос! Материал нужно повторить! Это даже не «2»!!!»


r1762010482.jpg

Такой квест можно использовать как для индивидуальной работы, так и для групповой при закрепление любой.


Пример квеста для 7 класса по теме «Методы измерения атмосферного давления»»

https://урок.рф/library/urok_fiziki_v_7_klasse_po_teme_metodi_izmereniya_a_210130.html


t1762010512.jpg
n1762010536.jpg

      Ученики в процессе работы над таким квестом постигают физические процессы. При таком виде деятельности участникам требуются навыки поиска, анализа информации, и на основе сравнения получения новой информации.

             Выполняя задания в квесте, школьники учатся планировать свою деятельность, критически мыслить, решать простые и сложные задачи. И как говорил А.Энштейн «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса».

           Используя мультимедийные технологии на своих уроках нужно помнить, что компьютер не сможет полностью заменить учителя. Только педагог может заинтересовать учеников и направить их внимание в нужное русло, заставить их учиться. Такие технологии облегчают процесс обучения и дают возможность сделать урок более интересным и запоминающимся.


n1762010635.jpg
o1762010614.jpg
x1762010594.jpg



Список использованной литературы


Беденко С.В. Мультимедийные технологии в преподавании физики. [Электронный ресурс. Дата обращения 25.10.2025]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/02/18/multimediynye-tekhnologii-v-prepodavanii-fiziki

Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с. [Электронный ресурс. Дата обращения 01.11.2025]. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/5119274/post449452141/

Писнова О.Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 8-11 [Электронный ресурс. Дата обращения 25.10.2025]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14899 .

Сокол И.Н. Квест: метод или технология? / И.Н. Сокол // Компьютер в школе и семье. - 2014. - № 2. - с. 28-32.

​​​​​​​

m1762010690.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу,Елена Владимировна!

2
1 November

Марина Юрьевна, большое спасибо.

2
2 November

Интересно было читать Вашу статью, Елена Владимировна! Вашим ученикам повезло с учителем физики. Желаю, чтобы отдача от учеников была на все 100!!!

1
2 November

Алевтина Михайловна, огромное Вам спасибо за такие теплые слова. Очень приятно. Я тоже надеюсь, что моим ученикам интересно на моих уроках.

1
3 November

Елена Владимировна, поздравляю с заслуженной победой! Вот бы мне так преподавали физику в школе...

2
27 November

Елена Юрьевна, большое спасибо!

0
27 November

Замечательно! Содержательно! С ПОБЕДОЙ!

1
27 November

Огромное спасибо!

1
27 November

С Победой,Елена Владимировна!

1
27 November

Марина Юрьевна, большое спасибо!

2
27 November

Елена Владимировна, поздравляю с победой в конкурсе!::smile31::

2
27 November