Методические находки для уроков физики.
Методические находки для уроков физики.
Ключевые слова: физика, урок, мультимедиа, презентация, технология, наука, интерактивный продукт, квест, тренажер, викторина.
Когда задаешься вопросом: что такое физика, сразу на ум приходят слова Аристотеля «Физика – это наука о природе». Для одних физика - это сложная научная дисциплина, для других фундаментальная наука. Задача учителя привить у обучающихся интерес к предмету, показать всю красоту царицы наук. А как это лучше сделать? Конечно, в современном мире без мультимедийных технологий не обойтись. Применение таких технологий на своих уроках — это современный подход к преподаванию сложных научных дисциплин.

Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельств — измени хотя бы свое отношение к ним». И я изменила: на своих уроках физики использую различные методы обучения с применением современных технологий. В сценарий урока обязательно включаю мультимедийное сопровождение: презентацию, видеофрагмент, интерактивную викторину.

Для закрепления материала использую интерактивные тесты и компьютерные тренинги, сделанные с помощью ресурса Online Test Pad, мастера презентаций MS PowerPoint, табличного процессора MS Excel и ресурсов сайта Online Test Pad.
Приведу несколько примеров авторских тестов:
- тест по теме «Атмосферное давление», опубликованный в общий доступ на сайте Online Test Pad / https://onlinetestpad.com/ru/test/2016390-atmosfernoe-davlenie;
- онлайн-тест к уроку физики в 8 классе на тему «Сила тока и напряжение»/ https://onlinetestpad.com/hptxv7o3m6beg .
Для закрепления материала можно использован шаблон интерактивной игры по принципу «Кто хочет стать миллионером?», предложенный сайтом https://learningapps.org. Очень интересный вариант проверки знаний, да и ученикам нравится. Они с большим энтузиазмом включаются в работу, нежели при использовании традиционных форм опроса. В качестве примера могу представить авторскую версию интерактивной игры, выполненной в формате разноуровневых заданий по теме "Атмосферное давление" базового курса физики в 7 классе./ https://learningapps.org/watch?v=piyprrez223
С помощью небольших интерактивных модулей данного сайта можно создать быстро несложный мультемидийный продукт для своего урока: викторины с выбором правильного ответа и с вводом текста, задания на заполнения таблиц, составление кроссвордов и дифференцированных заданий на заполнение пропусков в тексте, и многое другое, что может понравиться ребятам при изучении и закреплении тем по физике.
При выполнении домашних заданий использую компьютерное моделирование или создание электронных кроссвордов средствами MS Excel и MS PowerPoint. Каждый ученик получает алгоритм-памятку создания кроссворда, подбирает вопросы по нужной теме, моделирует форму кроссворда и создает компьютерный продукт. https://урок.рф/library/sozdanie_krossvordov_sredstvami_ms_excel_i_ms_pow_162714.html
Если человеку показать белый лист бумаги, в середине которого нарисована только черная точка, что он увидит: просто точку, черную точку или жирную точку? Скорее всего, многие ответят: точку. И почти никто не заметит белого листа. А может это точка на белом листе – звездочка во вселенной? Как наши ученики? Ведь каждый ребенок – это некая маленькая точечка в огромной школьной Вселенной. Учеников много, но объединяет их одно – стремление к успешному обучению. Да, да: все хотят быть успешными в учебе.

Я часто задумываюсь над тем, почему один урок пролетает незаметно, а другой тянется бесконечно долго. Ответ оказался на поверхности: на одном уроке мои ученики просто слушатели, на другом – открыватели. Вот он выход: чтобы ребят увлечь, нужно чтобы на уроке они были изобретателями или исследователями. Спрашиваю у своих учеников, кто на самом деле любит физику. В классе робко поднимается одна–две руки. Большая часть учеников – это не любители точных наук. А ведь именно их необходимо заинтересовать, вовлечь в учебный процесс. На ум сразу приходят слова Джорджа Бернарда Шоу «Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам».

И если сейчас бы меня спросили: что такое физика? Я бы ответила, что это, прежде всего творчество. Потому что всё время приходится что-то придумывать, искать нестандартные пути решения. Наверное, это творчество, которое идет из нутрии. Обилие информации в сети Интернет и ее качество не только не упрощают процесс подготовки к урокам, но и усложняют его. Для своих уроков я создала ряд интерактивных игр и тренажеров с помощью обычного мастера презентаций.
Еще одно из возможных решений интересного урока - это технология-квест. Квест в переводе с английского означает «поиск приключений». Простой образовательный квест - интерактивная образовательная среда. Такая технология способствует развитию мышления учащихся, их исследовательских и творческих способностей.
Простой квест можно создать в MS PowerPoint. Схема организации такого квеста проста: введение, задание, процесс, источники, оценивание, заключение.
Обязательно должны быть инструкция для обучающихся и слайды с вопросами. Презентацию можно построить таким образом, что при правильных ответах на пять вопросов ученик получает оценку «5». Если он ошибается в ответе на один любой вопрос, то подойдет к слайду «Вы ответили не на все вопросы правильно! Оценка «4»». Соответственно, если ошибок две, то переход будет к слайду «Вы ошиблись дважды! Оценка «3»». Если правильных ответов только два, следовательно и оценка «2». В противном случае ученик попадает на слайд «Не ответили ни на один вопрос! Материал нужно повторить! Это даже не «2»!!!»

Такой квест можно использовать как для индивидуальной работы, так и для групповой при закрепление любой.
Пример квеста для 7 класса по теме «Методы измерения атмосферного давления»»
https://урок.рф/library/urok_fiziki_v_7_klasse_po_teme_metodi_izmereniya_a_210130.html


Ученики в процессе работы над таким квестом постигают физические процессы. При таком виде деятельности участникам требуются навыки поиска, анализа информации, и на основе сравнения получения новой информации.
Выполняя задания в квесте, школьники учатся планировать свою деятельность, критически мыслить, решать простые и сложные задачи. И как говорил А.Энштейн «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса».
Используя мультимедийные технологии на своих уроках нужно помнить, что компьютер не сможет полностью заменить учителя. Только педагог может заинтересовать учеников и направить их внимание в нужное русло, заставить их учиться. Такие технологии облегчают процесс обучения и дают возможность сделать урок более интересным и запоминающимся.



Список использованной литературы
Беденко С.В. Мультимедийные технологии в преподавании физики. [Электронный ресурс. Дата обращения 25.10.2025]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/02/18/multimediynye-tekhnologii-v-prepodavanii-fiziki
Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с. [Электронный ресурс. Дата обращения 01.11.2025]. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/5119274/post449452141/
Писнова О.Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 8-11 [Электронный ресурс. Дата обращения 25.10.2025]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14899 .
Сокол И.Н. Квест: метод или технология? / И.Н. Сокол // Компьютер в школе и семье. - 2014. - № 2. - с. 28-32.














Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Кушнир Алевтина Михайловна
Фоминова Елена Владимировна
Эмрих Елена Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Галина Владимировна
Фоминова Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Елена Алексеевна