Статья «Мои педагогические находки»
Эссе на тему:
«Мои методические находки».
Речь – основа коммуникации, не является врожденной способностью человека, эту функцию необходимо формировать с раннего возраста, а совершенствовать, пожалуй, на протяжении всей жизни. Многообразные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию детей, не исчезают самостоятельно, без специально организованной логопедической помощи. В большинстве случаев нарушения речи обратимы, своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть ребёнку радость общения, предупредить развитие вторичных нарушений.
Я часто спрашиваю у родителей дошкольников с нарушением речи: «Что, по вашему мнению, является фундаментом чистой речи?». Много предположений озвучивают собеседники, но мнение о том, что основой развитой речи является крепкое здоровье ребёнка, слышать приходится редко. Мало кто из родителей берёт во внимание принятый человечеством факт: формирование и совершенствование всех линий развития у здорового ребёнка происходит в срок и в полном объеме (при наличии соответствующих условий). Именно на сохранные функции организма опирается учитель - логопед при организации корекционно - логопедической работы, с целью улучшения адаптивных и компенсаторных возможностей организма ребёнка с нарушением речи. Достичь, эту цель мне помогают здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение физического, психического, социального, нравственного здоровья ребенка на всех этапах его воспитания и развития. Через сохранение и стимулирование здоровья, обучение здоровому образу жизни, применение коррекционных технологий, стремлюсь помочь детям, справится с трудностью, возникшей в их жизни. Делаю всё возможное, чтобы найти эффективное решение поставленных задач: исправить нарушение речи, сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни, увеличить потенциал развития их личности.
Народная мудрость гласит: «Одна голова хорошо, а две лучше». И это действительно так, даже опытному, творческому, целеустремленному педагогу необходим совет, нужны помощники. За помощью я обратилась к родителям воспитанников. Были организованы заседания в рамках работы семейного клуба, в ходе которых мы с родителями на правах партнёров обсуждали целесообразность использования здоровьесберегающих технологий в виде специальных комплексов упражнений, причём не только во время пребывания ребёнка в ДОУ, но и дома. Опасения, что встречу стену не понимания или отсутствия мотивации со стороны родителей не оправдались. Мои партнёры организации образовательного процесса поддержали идею активного использования здоровьесберегающих технологий, и гарантировали соблюдение следующих принципов: последовательность, доступность, систематичность, оптимальность.
Затем я опросила детей: «Хотят ли они изменить ход и содержание логопедических занятий, гимнастик, физминуток, побудок после тихого часа?». Дети сообщили что хотят, чтобы каждое действие происходило весело и интересно, выразили желание быть соавторами специальных комплексов упражнений, подбирали музыку, иллюстрации, определяли содержание для тематических гимнастик. И нам было где «развернуться», ведь здоровьесберегающие технологии настолько полифункциональны и вариативны, что их можно использовать в ходе любой непосредственной образовательной деятельности, любого режимного процесса. Во время разработки комплексов упражнений у меня была возможность создать условия для всестороннего развития детей. Совершенствовать все компоненты речи (автоматизировать правильное произношение поставленных звуков, повысить уровень развития лексики, грамматики и т. д.), дети подбирали рифмы, определяли для себя комфортный темп выполнения упражнений. Также была возможность активировать высшие психические функции воображение, мышление, память.
Во время совместной с детьми деятельности над созданием специальных комплексов упражнений были использованы разные технологии, которых на вооружении у современного педагога столько, что перечислить их все в одном эссе невозможно. Остановлюсь на некоторых из них, которые считаю наиболее эффективными. Информационно - коммуникативные технологии (мультимедийные презентации, клипы, авторские игры для интерактивных досок) позволили мне организовать доступное объяснение особенностей выполнения упражнений. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия помогли создать условия для максимального положительного влияния на развитие индивидуальности ребенка, оказания помощи в поиске и обретении своего темпа и стиля деятельности. Технология использования мнемотехники способствовала быстрому и качественному запоминанию комплексов упражнений. Технологии исследовательской деятельности содействовали чёткому ориентированию в предметной области осуществления исследования, определению способов и задач исследования, проведению исследования, анализу полученных данных.
Методическую новизну и оригинальность методического решения в своей практике, считаю в интеграции нескольких видов здоровьесберегающей технологии одновременно, а не по отдельности как это принято традиционно.
Зная, что дошкольное детство – самоценный этап в жизни, я развиваю в детях интерес к познанию окружающего мира. Мною был организован методический эксперимент, путём слияния здоровьесберегающих технологий с проектной деятельностью. Цель такого эксперимента: осознание детьми 6-7 лет роли здоровья в жизни человека, его влияния на качество жизни.
В результате методического эксперимента, дети осознали, как важно с малых лет беречь и укреплять здоровье. На свет появились такие проекты как «Календарь здоровья», «Рисуем воздухом».
Во время реализации проекта «Календарь здоровья», дети ежедневно выполняли комплекс специальных упражнений в течении дня, оформили календарь здоровья, где отмечали пропуски по болезни, следили за изменением состояния здоровья в результате активного использования здоровьесберегающих технологий, сравнивали количество пропусков ДОУ по болезни до реализации проекта и после.
Проект «Рисуем воздухом», позволил донести до детей и родителей значение дыхательной гимнастики, как для общего состояния здоровья, так и для освоения правильного произношения фонем русского языка. В ходе совместной деятельности участники проекта изготовили ряд пособий для формирования и развития направленной воздушной струи. Ими были созданы необыкновенные рисунки путём раздувания красочных клякс на бумаге. Дети осознали, что развиваться и учиться чему-то новому полезно и приятно.
По итогам проведения проектов мною был проведён опрос среди детей и родителей. Участники опроса отметили следующее: сохранить здоровье можно выполняя ежедневно простые правила, а крепкое здоровье является фундаментом чистой речи, гарантией успешного обучения. Родители сообщили, что заметили у детей улучшение памяти, внимания, мышления, общего эмоционального состояния; повышение уровня развития речи, уровня самоконтроля над собственной речью, работоспособности. Согласитесь приятно наблюдать, как родитель из пассивного наблюдателя образовательного процесса преобразовывается в активного участника, предлагающего свои варианты использования образовательного продукта, а это очень ценный опыт, как для родителя, так и для педагога.
Дети, отвечая на вопросы, поведали мне о том, что они «повзрослели», и осознали многое. Одни говорили: «Нам теперь понятно, почему мама всё время просит беречь здоровье!». Другие поведали, что крепкое здоровье поможет им освоить ту профессию, которую они выбрали для себя. По мнению воспитанников, только здоровый полицейский сможет быстро бежать и догнать преступника; у здорового учителя не будет болеть голова от шумных учеников, он сможет чётко и ясно говорить на уроках, и даже самый невнимательный ученик поймёт задание…
Творческий подход при внедрении здоровьесберегающих технологий в процесс коррекционно-логопедической работы повышает результативность, формирует у педагогов и родителей целостные ориентации, позволяет открыть новые точки соприкосновения участников образовательного процесса. Почему я люблю работать с детьми в творческом русле? Потому что нет для меня людей более открытых, непосредственных, искренних, со своей оригинальностью суждений и восприятия. Я часто смеюсь с детьми, они источник моего вдохновения, желания творить добро.
За простыми словами кроется титанический труд, который вкладывается в каждое слово. Оно может быть вдохновляющим, убеждающим, увлекающим в мир комфортного общения.
Представленный опыт, могут использовать педагоги и узкие специалисты ДОУ, а также учителя начальных классов. Некоторые комплексы специальных упражнений, разработанных на основе здоровьесберегающих технологий, продемонстрированы на открытом логопедическом занятии для учителей ОУ города в рамках работы по преемственности ДОУ и ОУ; опубликованы на персональном сайте учителя – логопеда.