12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанычева Светлана Владимировна25
Россия, Астраханская обл., Астрахань
0

Доклад на тему «Методические основы организации и проведения государственных праздников в процессе воспитания гражданской идентичности у младших школьников»

 Младший школьный возраст является благоприятным периодом для воспитания гражданской идентичности и патриотических чувств. Традиционно в отечественной начальной школе принято отмечать государственные праздники. Как подтверждает практический опыт, данная форма воспитательной деятельности, является эффективным средством гражданского, патриотического воспитания младшего школьника. Связанные со славной историей России государственные праздники День России (12 июня), День защитника Отечества (23 февраля), День Победы (9 мая), День народного единства (4 ноября) способствуют пробуждению чувств уважения к героическому прошлому своей Родины, гордости за свою Отчизну, благодарности к героям-соотечественникам, способствуют укреплению исторической памяти. В процессе подготовки и непосредственно во время празднования этих дат младшие школьники начинают испытывать чувство принадлежности к славной истории своей страны.

   Ознакомление с историей возникновения государственных праздников России, традициями их отмечать, накопление личного опыта подготовки и участия в праздновании, безусловно, способствуют воспитанию гражданской идентичности у младших школьников.

 

     Сохранение традиций отмечать в начальной школе государственные праздники приобретает особую значимость в современных условиях деформации исторической памяти, распространения искажённой информации о роли Советского Союза, братских народов союзных республик в борьбе с фашизмом в Европе.

     Использование потенциала государственных праздников в качестве средства воспитания гражданской идентичности у младших школьников позволяет пробуждать у них чувство гордости за славную историю своей Родины, уважение к героям-соотечественникам, знакомит младших школьников с историей возникновения государственных праздников в России. А включение младших школьников в процесс подготовки к празднованию знаменательных дат, связанных со славной историей Отчизны и непосредственное празднование обогащает витагенный опыт учащихся.

     Осознание младшими школьниками своей общности с соотечественниками происходит, прежде всего, на основе чувств и эмоций. В этом заключается ведущая роль государственных праздников, как средства пробуждения чувств гордости за славную историю своей Родины, ратные подвиги защитников Отечества, уважения к прошлому и настоящему своей страны. Именно на основе этих чувств воспитывается гражданская идентичность.

     Принимая участие в подготовке и проведении государственных праздников России младшие школьники на уровне чувств и эмоций погружаются в историю своей страны, узнают о ратных подвигах воинов-защитников Родины, трудовых подвигах героев-соотечественников. Становясь соучастниками празднования значимых для всей страны событий, младшие школьники проникаются духовностью народа, частью которого они являются.

     Первоначальные представления о праздниках своей страны дети получают в дошкольном возрасте. В школе, в процессе учебной деятельности знания о государственных праздниках систематизируются, обогащаются. Ведущая роль в этом процессе принадлежит урокам окружающего мира. В Примерной основной образовательной программе начального образования в курсе «Окружающий мир», в разделе «Человек и общество» определён нормативный объём знаний, необходимый для осознания младшими школьниками своей гражданской принадлежности.

     На этапе получения основного начального образования учащиеся должны приобрести знания о государственных праздниках. Причём, младшие школьники должны осознать роль праздников в жизни общества в укреплении общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

     Из общего перечня наиболее значимых для общества праздников, представленного в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, можно выделить непосредственно относящиеся к процессу воспитания гражданской идентичности, наполненные гражданско-патриотическим содержанием. Это День защитника Отечества, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции, методика организации и проведения которых и будет рассмотрена в данной статье.

     Замечу, что Примерной программой предусматривается обучение младших школьников оформлению плаката или стенной газеты к общественному празднику.

     Перейду к краткому описанию календаря государственных праздников.

     23 февраля – День защитника Отечества, в этот день принято почитать мужчин, работа которых связана с выполнение воинского долга, доблестью и отвагой. В этот день принято поздравлять всех представителей сильной половины человечества, независимо от рода деятельности или возраста.

     Каждый мужчина, мальчик является потенциальным защитником Родины и своего народа. Во многих городах России проводятся парады с участием представителей различных войск, демонстрацией военной техники, оркестра. На парад приглашают ветеранов, школьников и общественных деятелей. Праздник отмечается во всех трудовых коллективах, где работают мужчины. В начальной школе организуются праздничные утренники, тематические открытые уроки. Ученики готовят своим папам, дедушкам, учителям-мужчинам подарки. Девочки поздравляют мальчиков.

     1 мая – День весны и труда, ранее отмечался как День международной солидарности трудящихся всех стран. В настоящее время этот праздник утратил свой политический характер, а лозунги «МИР! ТРУД! МАЙ!» отошли, изменили свой идеологический смысл. По-прежнему, в этот день прославляется труд, осталась радость солнцу, весне, миру. В этот день устраиваются парады, шествия, концерты, массовые гуляния. Хотя у старшего поколения осталась ностальгия по демонстрациям советских времён.

     9 мая – День Победы над фашистской Германией является в России самым почитаемым праздником. Это день памяти и скорби, день гордости и радости за Победу.

     12 июня – День России. День принятия Декларации о государственном суверенитете России – это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. День России – праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости.

     4 ноября – День народного единства. С 2005 года отмечается как День народного единства. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Празднование Дня народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

     День Конституции – памятная дата России. История этого праздника началась 12 декабря 1993 года, когда всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Конституция по праву считается основным законом государства: в ней заложены базовые принципы, неукоснительное соблюдение которых гарантирует жизнеспособность демократического строя.

     Праздники 23 февраля – День защитника Отечества, 1 мая – День весны и труда и 9 мая – День Победы наиболее любимы в нашей стране, они хорошо знакомы всем поколениям граждан России, отмечаются в каждой семье, трудовом коллективе. Накоплен обширный материал методических разработок, сценариев проведения этих праздников в начальной школе.

     Несколько иная ситуация с другими праздниками. Так, праздник12 июня – День России, относится к новейшей истории России, традиции отмечать его только складываются в нашем обществе. Кроме этого, День России приходится на период летних каникул, поэтому вовлекаются в празднование этой даты, преимущественно, учащиеся, посещающие пришкольные детские оздоровительные площадки или отдыхающие в загородных лагерях.

     Праздник 4 ноября – День народного единства также совпадает со школьными каникулами (осенними), поэтому методических разработок не столь много. Кроме этого, учащиеся начальных классов имеют лишь начальные представления по истории страны, у младших школьников ещё не сложилась хронологическая соотнесённость различных исторических событий, знания носят отрывочный характер. Поэтому говорить о проживании этого праздника младшими школьниками, вовлечении эмоций и чувств не представляется корректным. Хотя, безусловно, работу в этом направлении необходимо вести, продолжать искать интересные, доступные формы преподнесения исторической информации младшим школьникам.

     С Днём Конституции, отмечаемым 12 декабря, младших школьников знакомят, прежде всего на уроках ознакомления с окружающим миром. Однако практика проведения утренников на эту тему ограничена. На мой взгляд, это можно объяснить рядом причин. Во-первых, возрастными особенностями младшего школьного возраста, в период которого учащиеся приобретают только основы правовых знаний, поэтому не умеют по объективным причинам, осознать в полной мере всю значимость этого праздника. С моей точки зрения, задачи начальной школы в отношении осмысления этого праздника носят пропедевтический характер. С началом систематического изучения курса истории и обществознания в средней и старшей школе учащиеся смогут в полной мере оценить значимость этого праздника для государства и общества, каждого гражданина.

     Кроме этого, есть и организационные причины. С середины декабря в школе начинается подготовка к празднованию Нового года, учитывая, что младшие школьники не могут самостоятельно организовать подготовку, значительное время затрачивается на подготовку костюмов, разработку сценария, разучивание ролей, репетиции. Также активизируется подготовка к итоговым контрольным работам, в конце года требуется сдавать отчёты по различным направлениям деятельности педагога, поэтому временные ресурсы в этот период крайне ограничены.

     Рассмотрим методики проведения праздников в начальной школе.

     Праздничные программы, утренники сочетают в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на эмоционально-чувственную и когнитивную сферу младших школьников.

     Основные этапы в технологии подготовки и проведения государственных праздников, способствующей воспитанию гражданской идентичности младших школьников включает несколько основных этапов:

     Подготовительный этап представляет моделирование и построение праздничной программы. Сначала необходимо чётко сформулировать цель планируемого мероприятия. Необходимо добиться от участников (учеников, родителей) понимание целесообразности общей работы, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи. Подготовительный этап предполагает анализ имеющихся сценариев праздничных программ, разработанных другими учителями, представленных на многочисленных интернет-сайтах и в методических изданиях, выявление отличительных особенностей и соотнесение целого мероприятия или его элементов с имеющимися условиями.

     Необходимо адаптировать содержание праздничной программы к возможностям школы. Как правило, каждый учитель вводит элементы новизны в следующие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других технических средств. В результате создаётся новое мероприятие.

     Основной этап проведения программы представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Структура композиции праздничной программы, направленной на воспитание гражданской идентичности включает следующие элементы.

     Начало мероприятия, задача которого состоит в погружении в атмосферу государственного праздника, подготовка к восприятию, установление режима общения (представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые, технические эффекты, которые сопровождают начало досугового мероприятия).

     Вступление, исходное событие, в котором содержится своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего следить за развитием событий. В этой роли выступает эпиграф, слова известных деятелей о роли отмечаемого события.

     Основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет программы (его длительность определяется сюжетным ходом). Основная часть программы может быть рассыпана по композиции праздника, а может быть собрана в один блок (коллективные игры, конкурсы чтецов).

     Кульминация – наивысшая точка эмоционального накала участников праздничной программы, смысловой центр композиции (театральная постановка, просмотр фрагмента художественного фильма и т.п.).

     Развязка – завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, слово, литературный монтаж, подведение итога, завершение сюжета).

     Финал – это фрагмент полного завершения сценического действия (бурные аплодисменты, награждение, коллективная оценка, отзывы и т.п.).

     И, наконец, заключительный этап работы над программой – анализ её проведения. От него во многом зависит качество последующего мероприятия. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

     В заключении, хочется отметить, что Государственные праздники учат помнить и заботиться о своих близких, уважать и чтить культурное достояние своего народа, помнить историю своей страны, не забывать цену и смысл достижений наших предков, выражать им нашу благодарность. Эмоциональная окрашенность и смысловая наполненность государственных праздников позволяют считать данную форму внеклассной деятельности эффективным средством воспитания гражданской идентичности младших школьников.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.