Доклад на тему «Методические основы организации и проведения государственных праздников в процессе воспитания гражданской идентичности у младших школьников»
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для воспитания гражданской идентичности и патриотических чувств. Традиционно в отечественной начальной школе принято отмечать государственные праздники. Как подтверждает практический опыт, данная форма воспитательной деятельности, является эффективным средством гражданского, патриотического воспитания младшего школьника. Связанные со славной историей России государственные праздники – День России (12 июня), День защитника Отечества (23 февраля), День Победы (9 мая), День народного единства (4 ноября) способствуют пробуждению чувств уважения к героическому прошлому своей Родины, гордости за свою Отчизну, благодарности к героям-соотечественникам, способствуют укреплению исторической памяти. В процессе подготовки и непосредственно во время празднования этих дат младшие школьники начинают испытывать чувство принадлежности к славной истории своей страны.
Ознакомление с историей возникновения государственных праздников России, традициями их отмечать, накопление личного опыта подготовки и участия в праздновании, безусловно, способствуют воспитанию гражданской идентичности у младших школьников.
Сохранение традиций отмечать в начальной школе государственные праздники приобретает особую значимость в современных условиях деформации исторической памяти, распространения искажённой информации о роли Советского Союза, братских народов союзных республик в борьбе с фашизмом в Европе.
Использование потенциала государственных праздников в качестве средства воспитания гражданской идентичности у младших школьников позволяет пробуждать у них чувство гордости за славную историю своей Родины, уважение к героям-соотечественникам, знакомит младших школьников с историей возникновения государственных праздников в России. А включение младших школьников в процесс подготовки к празднованию знаменательных дат, связанных со славной историей Отчизны и непосредственное празднование обогащает витагенный опыт учащихся.
Осознание младшими школьниками своей общности с соотечественниками происходит, прежде всего, на основе чувств и эмоций. В этом заключается ведущая роль государственных праздников, как средства пробуждения чувств гордости за славную историю своей Родины, ратные подвиги защитников Отечества, уважения к прошлому и настоящему своей страны. Именно на основе этих чувств воспитывается гражданская идентичность.
Принимая участие в подготовке и проведении государственных праздников России младшие школьники на уровне чувств и эмоций погружаются в историю своей страны, узнают о ратных подвигах воинов-защитников Родины, трудовых подвигах героев-соотечественников. Становясь соучастниками празднования значимых для всей страны событий, младшие школьники проникаются духовностью народа, частью которого они являются.
Первоначальные представления о праздниках своей страны дети получают в дошкольном возрасте. В школе, в процессе учебной деятельности знания о государственных праздниках систематизируются, обогащаются. Ведущая роль в этом процессе принадлежит урокам окружающего мира. В Примерной основной образовательной программе начального образования в курсе «Окружающий мир», в разделе «Человек и общество» определён нормативный объём знаний, необходимый для осознания младшими школьниками своей гражданской принадлежности.
На этапе получения основного начального образования учащиеся должны приобрести знания о государственных праздниках. Причём, младшие школьники должны осознать роль праздников в жизни общества в укреплении общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.
Из общего перечня наиболее значимых для общества праздников, представленного в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, можно выделить непосредственно относящиеся к процессу воспитания гражданской идентичности, наполненные гражданско-патриотическим содержанием. Это День защитника Отечества, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции, методика организации и проведения которых и будет рассмотрена в данной статье.
Замечу, что Примерной программой предусматривается обучение младших школьников оформлению плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Перейду к краткому описанию календаря государственных праздников.
23 февраля – День защитника Отечества, в этот день принято почитать мужчин, работа которых связана с выполнение воинского долга, доблестью и отвагой. В этот день принято поздравлять всех представителей сильной половины человечества, независимо от рода деятельности или возраста.
Каждый мужчина, мальчик является потенциальным защитником Родины и своего народа. Во многих городах России проводятся парады с участием представителей различных войск, демонстрацией военной техники, оркестра. На парад приглашают ветеранов, школьников и общественных деятелей. Праздник отмечается во всех трудовых коллективах, где работают мужчины. В начальной школе организуются праздничные утренники, тематические открытые уроки. Ученики готовят своим папам, дедушкам, учителям-мужчинам подарки. Девочки поздравляют мальчиков.
1 мая – День весны и труда, ранее отмечался как День международной солидарности трудящихся всех стран. В настоящее время этот праздник утратил свой политический характер, а лозунги «МИР! ТРУД! МАЙ!» отошли, изменили свой идеологический смысл. По-прежнему, в этот день прославляется труд, осталась радость солнцу, весне, миру. В этот день устраиваются парады, шествия, концерты, массовые гуляния. Хотя у старшего поколения осталась ностальгия по демонстрациям советских времён.
9 мая – День Победы над фашистской Германией является в России самым почитаемым праздником. Это день памяти и скорби, день гордости и радости за Победу.
12 июня – День России. День принятия Декларации о государственном суверенитете России – это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. День России – праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости.
4 ноября – День народного единства. С 2005 года отмечается как День народного единства. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Празднование Дня народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
День Конституции – памятная дата России. История этого праздника началась 12 декабря 1993 года, когда всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Конституция по праву считается основным законом государства: в ней заложены базовые принципы, неукоснительное соблюдение которых гарантирует жизнеспособность демократического строя.
Праздники 23 февраля – День защитника Отечества, 1 мая – День весны и труда и 9 мая – День Победы наиболее любимы в нашей стране, они хорошо знакомы всем поколениям граждан России, отмечаются в каждой семье, трудовом коллективе. Накоплен обширный материал методических разработок, сценариев проведения этих праздников в начальной школе.
Несколько иная ситуация с другими праздниками. Так, праздник12 июня – День России, относится к новейшей истории России, традиции отмечать его только складываются в нашем обществе. Кроме этого, День России приходится на период летних каникул, поэтому вовлекаются в празднование этой даты, преимущественно, учащиеся, посещающие пришкольные детские оздоровительные площадки или отдыхающие в загородных лагерях.
Праздник 4 ноября – День народного единства также совпадает со школьными каникулами (осенними), поэтому методических разработок не столь много. Кроме этого, учащиеся начальных классов имеют лишь начальные представления по истории страны, у младших школьников ещё не сложилась хронологическая соотнесённость различных исторических событий, знания носят отрывочный характер. Поэтому говорить о проживании этого праздника младшими школьниками, вовлечении эмоций и чувств не представляется корректным. Хотя, безусловно, работу в этом направлении необходимо вести, продолжать искать интересные, доступные формы преподнесения исторической информации младшим школьникам.
С Днём Конституции, отмечаемым 12 декабря, младших школьников знакомят, прежде всего на уроках ознакомления с окружающим миром. Однако практика проведения утренников на эту тему ограничена. На мой взгляд, это можно объяснить рядом причин. Во-первых, возрастными особенностями младшего школьного возраста, в период которого учащиеся приобретают только основы правовых знаний, поэтому не умеют по объективным причинам, осознать в полной мере всю значимость этого праздника. С моей точки зрения, задачи начальной школы в отношении осмысления этого праздника носят пропедевтический характер. С началом систематического изучения курса истории и обществознания в средней и старшей школе учащиеся смогут в полной мере оценить значимость этого праздника для государства и общества, каждого гражданина.
Кроме этого, есть и организационные причины. С середины декабря в школе начинается подготовка к празднованию Нового года, учитывая, что младшие школьники не могут самостоятельно организовать подготовку, значительное время затрачивается на подготовку костюмов, разработку сценария, разучивание ролей, репетиции. Также активизируется подготовка к итоговым контрольным работам, в конце года требуется сдавать отчёты по различным направлениям деятельности педагога, поэтому временные ресурсы в этот период крайне ограничены.
Рассмотрим методики проведения праздников в начальной школе.
Праздничные программы, утренники сочетают в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на эмоционально-чувственную и когнитивную сферу младших школьников.
Основные этапы в технологии подготовки и проведения государственных праздников, способствующей воспитанию гражданской идентичности младших школьников включает несколько основных этапов:
Подготовительный этап представляет моделирование и построение праздничной программы. Сначала необходимо чётко сформулировать цель планируемого мероприятия. Необходимо добиться от участников (учеников, родителей) понимание целесообразности общей работы, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи. Подготовительный этап предполагает анализ имеющихся сценариев праздничных программ, разработанных другими учителями, представленных на многочисленных интернет-сайтах и в методических изданиях, выявление отличительных особенностей и соотнесение целого мероприятия или его элементов с имеющимися условиями.
Необходимо адаптировать содержание праздничной программы к возможностям школы. Как правило, каждый учитель вводит элементы новизны в следующие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других технических средств. В результате создаётся новое мероприятие.
Основной этап проведения программы представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Структура композиции праздничной программы, направленной на воспитание гражданской идентичности включает следующие элементы.
Начало мероприятия, задача которого состоит в погружении в атмосферу государственного праздника, подготовка к восприятию, установление режима общения (представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые, технические эффекты, которые сопровождают начало досугового мероприятия).
Вступление, исходное событие, в котором содержится своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего следить за развитием событий. В этой роли выступает эпиграф, слова известных деятелей о роли отмечаемого события.
Основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет программы (его длительность определяется сюжетным ходом). Основная часть программы может быть рассыпана по композиции праздника, а может быть собрана в один блок (коллективные игры, конкурсы чтецов).
Кульминация – наивысшая точка эмоционального накала участников праздничной программы, смысловой центр композиции (театральная постановка, просмотр фрагмента художественного фильма и т.п.).
Развязка – завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, слово, литературный монтаж, подведение итога, завершение сюжета).
Финал – это фрагмент полного завершения сценического действия (бурные аплодисменты, награждение, коллективная оценка, отзывы и т.п.).
И, наконец, заключительный этап работы над программой – анализ её проведения. От него во многом зависит качество последующего мероприятия. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.
В заключении, хочется отметить, что Государственные праздники учат помнить и заботиться о своих близких, уважать и чтить культурное достояние своего народа, помнить историю своей страны, не забывать цену и смысл достижений наших предков, выражать им нашу благодарность. Эмоциональная окрашенность и смысловая наполненность государственных праздников позволяют считать данную форму внеклассной деятельности эффективным средством воспитания гражданской идентичности младших школьников.