Методические разработки по изучению творчества Л.Н.Толстого
Л.Н.Толстой «Детство»
Вспомнить героев Л.Н.Толстого (ранее изученные), темы, которые поднимает автор
1-4 классы:
1 класс:
Л.Н. Толстой «Косточка» (о близких и семье)
2 класс:
Л.Н. Толстой «Филиппок» (стремление к знаниям)
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья» (о близких и семье)
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений Л.Н. Толстого). Л.Н. Толстой «Лев и мышь» (доброта, взаимопомощь)
3 класс:
Жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Федеральная рабочая программа |Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.
4 класс:
Творчество Л.Н. Толстого. Круг чтения: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л.Н. Толстого. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
5 класс:
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа, рассказ-быль, тема, идея, сюжет. Литературный герой (персонаж). Художественная деталь. Антитеза. Монолог. Вставка (На Кавказе тогда была война)
6 класс:
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Тематика и проблематика повести. Художественный образ. Портрет. Художественная деталь.
Примерные задания для учеников:
1. Статья о писателе (Л.Н. Толстом): прочитайте биографическую статью и выполните методический анализ содержания и системы заданий по следующим критериям:
- соответствие возрастным особенностям и интересам,
- мотивация к дальнейшему «открытию» писателя,
- предметные и смысловые приращения» от класса к классу,
- связь с изучаемым произведением.
Методический анализ системы и логики заданий к статье о писателе (Л.Н. Толстом):
какие задания предлагаются к биографической информации в учебнике; (подготовка рассказа о писателе, используя материалы статьи и ресурсы Интернета).
квалифицируйте задание с точки зрения компетентностной области и объекта оценивания
достаточно ли информации в учебнике, чтобы выполнить предложенное задание;
какую информацию необходимо добавить (укажите источник (-и);
предложите задание в формате читательской грамотности.
2. Проанализируйте работу с одним из терминов (например, «портрет») по примерному алгоритму:
1) понятийное и смысловое «приращения» от класса к классу, от произведения к произведению;
2) образовательные ресурсы:
- учебник / учебники (с указанием выходных данных, параграфа, дидактических и методическим материалов);
- учебные пособия, статьи (с указанием выходных данных)
- литературные/критические/литературоведческие статьи (с указанием выходных данных, автора, источника)
- литературоведческие словари, в т.ч. и электронные (с указанием выходных данных, ссылками)
- цифровые платформы и сервисы (со ссылками и методическим комментарием)
3) система заданий на развитие читательской грамотности (см. Методические рекомендации по читательской грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/):
- на освоение / повторение / закрепление термина
- по биографии писателя
- по изучаемому произведению писателя.
Все задания должны мотивировать самостоятельную учебную деятельность ученика, быть практик ориентированными, предполагать
Тексты о писателе/ термине | Источник информации (с указанием выходных данных) | Формулировка заданий (НЕ МЕНЕЕ ДВУХ) | Методический комментарий к заданиям (цель, тип, условия выполнения) | Объект оценивания, представленность на ГИА (тип и номер задания) |
Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель в мировой литературе. Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для учеников всех классов. Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование. Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, юриспруденцию, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки. | Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpharu/t-2/tolstoj-lev-nikolaevich-tolstoy-leo-lev-nikolayevich | Что можно сказать о человеке, составившем для себя следующие правила жизни? “1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2. Что исполняешь, исполняй хорошо. 3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5. Читай и думай всегда громко. Ему показалось недостаточным образование в университете, и он определил для себя задачи на ближайшие два года. “1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4. Изучить сельское хозяйство — как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию, статистику. 6. Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи”. | Понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать в процессе анализа и интерпретации произведений таких теоретико-литературных понятий, как литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет; сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей. | Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) Развернутый ответ, не менее 150 слов. (задание 5.1-5.5) Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) (задание 5.1-5.5) |
Литературный герой Гepoй литepaтypный – этo пepcoнaж, дeйcтвyющee лицo литepaтypнoгo пpoизвeдeния. Герой литературного произведения — действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определё нным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении. | https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/geroy-literaturniy/?q=458&n=48 https://studylib.ru/doc/3721277/timofeev-l.i.--kratkij-slovar._-literaturovedcheskih-terminov | 1. Сопоставить героев ранее изученных произведений Л.Н.Толстого («Косточка», «Филипок», «Акула» и др.) и ответить на вопрос: какими качествами обладают герои Л.Н.Толстого? 2. На основе сказанного сформулируйте определение понятия «литературный герой» и сравните с понятием из словарной статьи. Запишите полученное определение. 3. Какими качествами обладает Жилин из рассказа «Кавказский пленник»? | Устный ответ, письменные работы и сочинения Сопоставить образы главных героев рассказа «Кавказский пленник» Жилина и Костылина. | Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) (задание 5.1-5.5) Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) (задание 5.1-5.5) |
использование актуальных современных образовательных цифровых ресурсов по учебному предмету.