12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мукагова Оксана Петровна77
Россия, Северная Осетия-Алания респ., г.Беслан

​​​​​​​


Психолого-педагогическое

сопровождение одаренных и талантливых детей


В современном образовательном процессе важное место занимают индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на текущем этапе развития системы образования возникает потребность организации не только педагогического, но и психологического сопровождения детей, особенно – одаренных и талантливых.

Одаренность – это не синоним способности, это такое сочетание способностей, которое позволяет личности добиться высоких показателей в деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные и талантливые дети выделяются яркими, порой выдающимися достижениями или имеют потенциал для таких достижений в определенном виде деятельности.

Специфика одаренности в детском возрасте.

Детская одаренность часто проявляется в виде закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои особенности развития способностей. (Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются особенной способностью в усвоении иностранных языков, высоким уровнем любознательности, высоким уровнем развития воображения и фантазии. В подростковом возрасте это могут быть различные виды поэтического и литературного творчества.)

Угасание признаков одаренности детей может происходить из-за смены возраста, типа семейного воспитания, освоения норм культурного поведения, влияния смены образования, ограничения, уравнивания детей, несвоевременности (пропадает желание) и т.д.

Особенность динамики детской одаренности проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.

Высокий уровень развития специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. (Ребенок, который обладает творческой одаренностью, может иметь слабые способности к точным наукам.)

Иногда детскую одаренность трудно отличить от обученности (степени социализации), которая является результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка (высокий уровень социально-экономического статуса).

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей состоит из нескольких этапов:

Диагностический.

Цель этого этапа – идентификация одаренных детей, изучение их индивидуальных особенностей. Для этого используют такие психологические методы как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, социометрическое исследование.

Также это относится и к изучению профессионального развития личности самого педагога. Далеко не каждый педагог готов работать с такими детьми. У него должна быть хорошая база теоретических знаний о специфике работы с одаренными и талантливыми учениками.

Информационный.

Этот этап заключается в повышении психологической компетенции участников педагогического процесса. Необходимо постоянно обновлять психологические знания педагогов. Кроме того, важно осуществление индивидуальных и групповых консультаций с обучающимися, их педагогами и родителями, а также проведение психолого-педагогических семинаров, систематических встреч с родителями.

Развивающий.

Является этапом гармоничного развития одаренных детей.

Включает в себя организацию индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников и создание развивающей среды для одаренных и талантливых детей.

Можно проводить такие занятия по развитию, как:

занятия творческого потенциала детей,

тренинги,

совместные коррекционно-развивающие занятия для детей и их родителей.



Кроме того, можно:– помогать в создании портфолио ребенка, с целью формирования мотивации обучающегося при помощи его достижений,

заниматься совместной проектной деятельностью

организовывать участие в конкурсах, олимпиадах, творческих конференциях и т.д.

4. Аналитический.

Включает в себя мониторинг эффективности работы с одаренными детьми. Для этого проводится анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и перспективы дальнейшей работы по развитию того или иного одаренного ребенка.

Психолого – педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных будет эффективно, если:

Детская одаренность рассматривается с позиции комплексного системного подхода во взаимосвязи трех составляющих – выявление, обучение и развитие, которые опираются на научные критерии одаренности.

Создана объективная диагностика детской одаренности, которая широко применяется на разных этапах развития и жизнедеятельности личности ребенка.

Выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников.

Образовательные учреждения будут обеспечивать все необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Необходимо уделять большое внимание на процесс мотивации учебной деятельности таких детей. Мотивы - это сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Поэтому в роли мотивов может выступать взаимосвязь потребностей и интересов, стремлений и эмоций, установок и идеалов. Порой и педагогу, и самому ребенку сложно понять мотивы, которые побуждают его к той или иной деятельности.

Мотивы учения подразделяют на внутренние и внешние:

Внешние мотивы исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и бывают в форме подсказок, намеков, требований, указаний или даже принуждений. Они встречают внутренне сопротивление личности ребенка и поэтому не могут быть гуманными.

Внутренние мотивы - это система внутреннего контроля, поиска трудностей, которые сопровождаются интересом и воодушевлением. Это внутренняя побудительная сила учения ребенка.

Если на ребенка все время оказывать давление и заставлять его что-либо делать, у него возникает сильное сопротивление, которое уничтожает внутреннюю мотивацию выполнять ту или иную деятельность. Поэтому задача мотивации учения – это организация учебной деятельности, которая должна максимально способствовать раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ребенка.

Для этого необходимы следующие условия:

Предоставление свободы выбора.

Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ребенка.

Занятия необходимо организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом и с другими детьми.

Ориентация преподавателя на индивидуальные стандарты достижений каждого из одаренных детей.

Личность преподавателя и характер его отношения к детям.



Качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми:

Позитивность, доброжелательное отношение к самому себе и окружающим

Высокий уровень интеллектуального развития и широкий круг интересов

Эмоциональная уравновешенность и стабильность

Способность сопереживать (эмпатия) и чувствительность к потребностям других людей

Чувство юмора

Успешный опыт педагогической работы (умение строить, модифицировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка

Опыт работы с родителями и семьей в целом

Особое внимание педагог должен обращать на познавательное развитие детей. Отличаясь особой широтой восприятия, такие дети остро чувствуют все происходящее в окружающем мире. Они чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Одаренным детям под силу выявлять взаимосвязь между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категорированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Благодаря владению большим словарным запасом, одаренные дети свободно и четко излагают свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать сложные и порой неясные смысловые конструкции, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами такие дети не терпят, когда им навязывают готовые ответы и решения. Кроме всего перечисленного, одаренные дети отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении тех или иных задач.

При образовательном и воспитательном процессах необходимо учитывать и психосоциальную чувствительность таких детей. У одаренных детей зачастую бывает обостренное чувство справедливости; опережающее развитие восприятия и познания. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творческое начало, изобретательность и богатая фантазия характерны для одаренных и талантливых детей. Кроме того, они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Притом, что у одаренных детей развитый интеллект и высокий уровень сознательности, им недостает эмоционального баланса. В раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличение страхов, эгоцентризм и повышенная чувствительность. Нередко у одаренных и талантливых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Следует обращать внимание и на физиологические характеристики. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, зачастую спят они меньше обычного. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

Любознательность

Оригинальность и гибкость мышления

Высокая степень концентрации внимания

Высокая скорость мышления

Отличная память

Способность к прогнозированию

Способность к оценке

Высокий уровень генерирования идей

Высокий уровень процесса ассоциирования

Все одаренные и талантливые дети имеют сходные особенности психосоциального развития:

Самоактуализация

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм)

Социальная автономность (способность и стремление отличаться от большинства)

Познавательный эгоцентризм (почему окружающие не способны понять то, что легко понимают они)

Лидерство, уверенность в себе в любом окружении, способность взять на себя ответственность за принятие решения.

Конкурентность (соревновательность), (опыт побед и поражений)

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:

Дети интеллектуально одаренные (высокие показатели по специальным тестам интеллекта)

Дети с яркими проявлениями специальных возможностей (большие успехи в каких-либо областях деятельности)

Дети академически одаренные (школьные отличники)

Дети с высокой креативностью (потенциально одаренные)

Но наряду с вышеперечисленным существуют следующие проблемы одаренных и талантливых детей:

неприязнь к школе;

комфортность;

погружение в философские проблемы;

несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

стремление к совершенству;

потребность во внимании взрослых.

Опираясь на все, что написано выше, можно сделать вывод о том, что для успешного обучения одаренных и талантливых детей и раскрытия их потенциала необходимы особенный педагогический подход и индивидуальное сопровождение в образовательном процессе. Таким образом, в современной системе образования психолого-педагогическое сопровождение школьников является неотъемлемым элементом, который способствует выявлению и последующему развитию детской одаренности.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.