Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей
Психолого-педагогическое
сопровождение одаренных и талантливых детей
В современном образовательном процессе важное место занимают индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на текущем этапе развития системы образования возникает потребность организации не только педагогического, но и психологического сопровождения детей, особенно – одаренных и талантливых.
Одаренность – это не синоним способности, это такое сочетание способностей, которое позволяет личности добиться высоких показателей в деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные и талантливые дети выделяются яркими, порой выдающимися достижениями или имеют потенциал для таких достижений в определенном виде деятельности.
Специфика одаренности в детском возрасте.
Детская одаренность часто проявляется в виде закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои особенности развития способностей. (Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются особенной способностью в усвоении иностранных языков, высоким уровнем любознательности, высоким уровнем развития воображения и фантазии. В подростковом возрасте это могут быть различные виды поэтического и литературного творчества.)
Угасание признаков одаренности детей может происходить из-за смены возраста, типа семейного воспитания, освоения норм культурного поведения, влияния смены образования, ограничения, уравнивания детей, несвоевременности (пропадает желание) и т.д.
Особенность динамики детской одаренности проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.
Высокий уровень развития специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. (Ребенок, который обладает творческой одаренностью, может иметь слабые способности к точным наукам.)
Иногда детскую одаренность трудно отличить от обученности (степени социализации), которая является результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка (высокий уровень социально-экономического статуса).
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей состоит из нескольких этапов:
Диагностический.
Цель этого этапа – идентификация одаренных детей, изучение их индивидуальных особенностей. Для этого используют такие психологические методы как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, социометрическое исследование.
Также это относится и к изучению профессионального развития личности самого педагога. Далеко не каждый педагог готов работать с такими детьми. У него должна быть хорошая база теоретических знаний о специфике работы с одаренными и талантливыми учениками.
Информационный.
Этот этап заключается в повышении психологической компетенции участников педагогического процесса. Необходимо постоянно обновлять психологические знания педагогов. Кроме того, важно осуществление индивидуальных и групповых консультаций с обучающимися, их педагогами и родителями, а также проведение психолого-педагогических семинаров, систематических встреч с родителями.
Развивающий.
Является этапом гармоничного развития одаренных детей.
Включает в себя организацию индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников и создание развивающей среды для одаренных и талантливых детей.
Можно проводить такие занятия по развитию, как:
– занятия творческого потенциала детей,
– тренинги,
– совместные коррекционно-развивающие занятия для детей и их родителей.
Кроме того, можно:– помогать в создании портфолио ребенка, с целью формирования мотивации обучающегося при помощи его достижений,
– заниматься совместной проектной деятельностью
– организовывать участие в конкурсах, олимпиадах, творческих конференциях и т.д.
4. Аналитический.
Включает в себя мониторинг эффективности работы с одаренными детьми. Для этого проводится анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и перспективы дальнейшей работы по развитию того или иного одаренного ребенка.
Психолого – педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных будет эффективно, если:
– Детская одаренность рассматривается с позиции комплексного системного подхода во взаимосвязи трех составляющих – выявление, обучение и развитие, которые опираются на научные критерии одаренности.
– Создана объективная диагностика детской одаренности, которая широко применяется на разных этапах развития и жизнедеятельности личности ребенка.
– Выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников.
– Образовательные учреждения будут обеспечивать все необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Необходимо уделять большое внимание на процесс мотивации учебной деятельности таких детей. Мотивы - это сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Поэтому в роли мотивов может выступать взаимосвязь потребностей и интересов, стремлений и эмоций, установок и идеалов. Порой и педагогу, и самому ребенку сложно понять мотивы, которые побуждают его к той или иной деятельности.
Мотивы учения подразделяют на внутренние и внешние:
– Внешние мотивы исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и бывают в форме подсказок, намеков, требований, указаний или даже принуждений. Они встречают внутренне сопротивление личности ребенка и поэтому не могут быть гуманными.
– Внутренние мотивы - это система внутреннего контроля, поиска трудностей, которые сопровождаются интересом и воодушевлением. Это внутренняя побудительная сила учения ребенка.
Если на ребенка все время оказывать давление и заставлять его что-либо делать, у него возникает сильное сопротивление, которое уничтожает внутреннюю мотивацию выполнять ту или иную деятельность. Поэтому задача мотивации учения – это организация учебной деятельности, которая должна максимально способствовать раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ребенка.
Для этого необходимы следующие условия:
Предоставление свободы выбора.
Максимально возможное снятие внешнего контроля.
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ребенка.
Занятия необходимо организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом и с другими детьми.
Ориентация преподавателя на индивидуальные стандарты достижений каждого из одаренных детей.
Личность преподавателя и характер его отношения к детям.
Качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми:
Позитивность, доброжелательное отношение к самому себе и окружающим
Высокий уровень интеллектуального развития и широкий круг интересов
Эмоциональная уравновешенность и стабильность
Способность сопереживать (эмпатия) и чувствительность к потребностям других людей
Чувство юмора
Успешный опыт педагогической работы (умение строить, модифицировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка
Опыт работы с родителями и семьей в целом
Особое внимание педагог должен обращать на познавательное развитие детей. Отличаясь особой широтой восприятия, такие дети остро чувствуют все происходящее в окружающем мире. Они чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Одаренным детям под силу выявлять взаимосвязь между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категорированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Благодаря владению большим словарным запасом, одаренные дети свободно и четко излагают свои мысли.
Наряду со способностью воспринимать сложные и порой неясные смысловые конструкции, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами такие дети не терпят, когда им навязывают готовые ответы и решения. Кроме всего перечисленного, одаренные дети отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении тех или иных задач.
При образовательном и воспитательном процессах необходимо учитывать и психосоциальную чувствительность таких детей. У одаренных детей зачастую бывает обостренное чувство справедливости; опережающее развитие восприятия и познания. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творческое начало, изобретательность и богатая фантазия характерны для одаренных и талантливых детей. Кроме того, они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Притом, что у одаренных детей развитый интеллект и высокий уровень сознательности, им недостает эмоционального баланса. В раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличение страхов, эгоцентризм и повышенная чувствительность. Нередко у одаренных и талантливых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Следует обращать внимание и на физиологические характеристики. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, зачастую спят они меньше обычного. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.
Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:
Любознательность
Оригинальность и гибкость мышления
Высокая степень концентрации внимания
Высокая скорость мышления
Отличная память
Способность к прогнозированию
Способность к оценке
Высокий уровень генерирования идей
Высокий уровень процесса ассоциирования
Все одаренные и талантливые дети имеют сходные особенности психосоциального развития:
Самоактуализация
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм)
Социальная автономность (способность и стремление отличаться от большинства)
Познавательный эгоцентризм (почему окружающие не способны понять то, что легко понимают они)
Лидерство, уверенность в себе в любом окружении, способность взять на себя ответственность за принятие решения.
Конкурентность (соревновательность), (опыт побед и поражений)
В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:
Дети интеллектуально одаренные (высокие показатели по специальным тестам интеллекта)
Дети с яркими проявлениями специальных возможностей (большие успехи в каких-либо областях деятельности)
Дети академически одаренные (школьные отличники)
Дети с высокой креативностью (потенциально одаренные)
Но наряду с вышеперечисленным существуют следующие проблемы одаренных и талантливых детей:
– неприязнь к школе;
– комфортность;
– погружение в философские проблемы;
– несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
– стремление к совершенству;
– потребность во внимании взрослых.
Опираясь на все, что написано выше, можно сделать вывод о том, что для успешного обучения одаренных и талантливых детей и раскрытия их потенциала необходимы особенный педагогический подход и индивидуальное сопровождение в образовательном процессе. Таким образом, в современной системе образования психолого-педагогическое сопровождение школьников является неотъемлемым элементом, который способствует выявлению и последующему развитию детской одаренности.