12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
vyiatkinasvetlana@mail.ru15
3

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных

и талантливых детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.

Многие исследователи, такие как М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева, М.М. Безруких, М.И. Буянов и др. отмечают, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей – это комплексная педагогическая, психологическая, медицинская и социальная проблема. Поэтому необходима скоординированная работа с одаренными детьми специалистов разного профиля. В школе такую работу осуществляет психолого-педагогическая служба, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник.

Сопровождение одаренных детей осуществляется на 4-х уровнях:

Индивидуальный – работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником: индивидуальные консультации, дополнительные занятия.

Групповой – работа с группами талантливых и одаренных школьников: групповые консультации, тренинги.

Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

Уровень специализированного учреждения: психолого-педагогические, консультационные центры.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей являются:

Диагностическое: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагоги и психологи оказывают помощь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностными свойствами и особенностями.

Коррекционно-развивающее: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формирование коммуникативных навыков. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми направлены на:

- формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

- развитие коммуникативных навыков;

- снижение уровня тревожности;

- формирование адекватной самооценки;

- обучение методам релаксации и визуализации.

3. Просветительское: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Работа с родительской общественностью рассматривается как важнейшая задача, решаемая в системе психолого-педагогического со­провождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, со­трудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии  и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.

4. Консультационное: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.). Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.

5. Психопрофилактическое: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.

6. Экспертное: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы.

Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детской одаренности направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивают гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривают использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствуют развитию самопознания и социализации личности. Программы сочетают в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинги, ролевые игры, работа проблемной группы, групповые дискуссии по принятию общего решения и т.д.) и выполняют не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предпола­гает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

Структура программы сопровождения одаренного ребенка включает:

Определение целей и задач программы сопровождения.

Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.

Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.

Мониторинг программы.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.