12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8606
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей.


Д. М. Капов

Педагог-психолог

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

ГБНОУ «Санкт – Петербургский городской

Дворец творчества юных»


Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных.

Одарены и талантливы все без исключения дети.

В. А. Сухомлинский


Одним из актуальных направлений образовательной деятельности настоящего времени, является поддержка личностных способностей одаренных и талантливых детей.

И прежде всего, хочется провести грань между тем, что же такое одаренность, а что есть талант.

Одаренный и талантливый – это две грани одного и того же факта, а именно –природных способностей личности.

Одаренность – это особая, данная от природы, способность изучать, познавать, исследовать все, расширяя свой кругозор.

А вот талант – это владение исключительными способностями, будь то искусство, физическое воспитание, или владение.

Говоря иначе, одаренность – есть широко направленное поле развития личности, в то время как талант - это определенное совершенное владение конкретными способностями.

Но не столь важна разница между этими понятиями, сколь важно поддержание и первого и второго, ибо все это неотъемлемые свойства личности.

Стремясь к поддержанию и развитию одаренности и таланта, мы часто задаемся вопросами:

«Как сделать так, чтобы участники образовательного процесса получали удовольствие от занятий?», «Как включить каждого в процесс?», «Как побудить учащегося к использованию собственных ресурсов, для того, чтобы он смог выработать свой стиль обучения, отвечающий его актуальным потребностям?».

Я долго был в поиске ответов на эти вопросы, и сегодня мне бы хотелось озвучить то, к чему привели меня мои размышления, поиски, и пробы.

В своей работе я стал применять технологию проектной деятельности.

Эта технология, на мой взгляд, является очень продуктивной и интересной.

Одним, работа по данной технологии покажется не очень интересной, другим же, напротив, весьма сложной, но, проведя множество различных обучающих и развивающих занятий, можно смело говорить о том, что эта технология полезна, интересна и необходима в наше время.

Одним из требований ФГОС, является формирование навыка самостоятельной работы, и поэтому я в своей работе уделяю внимание индивидуальным особенностям участников образовательного процесса, и в этом мне помогает технология проектной деятельности.

Суть данной технологии проста – педагог создает уникальное творческое пространство, способствующее развитию творческого мышления обучающихся, включая в это пространство практические и интерактивные задания, и тем самым, стимулируя обучающихся к самостоятельному поиску нужной информации и решению поставленной задачи.

В ходе работы над поиском информации, обучающиеся начинают работать более продуктивно, развивается творческое мышление, и навыки самостоятельной и групповой работы.

Педагог, в данном случае, выступает как наставник, который в случае возникновения трудностей, направляет обучающихся к поиску решения.

Проектная деятельность – это своего рода микс образовательной и коммуникативной деятельности, выступающий средством обучения, ведущий к формированию у обучающихся универсальных учебных форм поведения и действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностные.

Структуру проектной деятельности можно представить следующим образом:

Введение – это погружение в идею, знакомство с проблемным вопросом:

Центральное задание – формирование плана работы, направленного на достижение четко поставленного итога, или продукта деятельности. Определяются задачи, распределяются ресурсы, работа с источниками информации;

Интерактивный процесс – распределение ролей, выполнение плана работы по достижению поставленной цели, определение возможных рисков и их минимизация, подбор механизмов оценивания продуктивности, анализ ресурсов, составление маршрута реализации;

Деятельностный процесс – активность, в ходе которой происходит реализация уже разработанного проекта;

Аналитический процесс – анализ достижений, оценка качества реализации проекта, сопоставление ожидаемых и реальных достижений, анализ и оценка качества продукта деятельности, оформление общего результата, обратная связь всех участников.

В настоящее время в образовании ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно или в команде решать возникающие сложности, и в решении этой проблемы может помочь данная технология.

Педагог, в процессе активной творческо-поисковой деятельности, развивает свои профессиональные навыки, становится более гибким, что в свою очередь, дает положительное отражение на продуктивно-творческую деятельность обучающихся, поддерживая и развивая их творчески способности.

Различные варианты проектной деятельности делают учебный процесс более разнообразным, живым и интересным.

Когда в процесс создания продукта вкладывается душа, то результат будет потрясающим.

Самое главное – быть на одной волне со своими учениками, творить вместе с ними и получать от этого удовольствие.


Используемая литература:


Баева Н. В. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М. Центр гуманитарного образования, 2013 г.;

Барабаш Е. Ю. Психология творчества. Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь, 2014 г.;

Вартанова С. А. Психологические аспекты работы с талантливыми о даренными детьми. – Ставрополь, 2018 г.;

Давыдова В.А., Чагинский А.В. Кинофестиваль «Белые ночи». (методические рекомендации по разработке тематической смены в «Зеркальном»). – СПб.: 2015 г.;

Исаев Е. И. Антропологические основы психологического сопровождения подростков и юношей в образовательном процесса. – Ростов н\Д.: Феникс, 2017 г.;

Майданник И. А. Развитие дивергентного мышления подростков. – Ставрополь. 2010 г.;

Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб.: СПбТИС, 1995 г.;

Ньюкомб Н. Психология развития личности ребенка. – СПБ.: Питер, 2017 г.;

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2015 г.;

Фищенко Е. М. Проектная деятельность педагога-психолога. – М.: МИФ, 2015 г.;



Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 06.05.21 в 03:13 1Ответить Пожаловаться
Прекрасный материал! Благодарю за распространение опыта и размышления на актуальные вопросы!
Daniel Mukhabovich Kapov, 06.05.21 в 13:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Фёдоровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.