Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей
Выполнила:
педагог-психолог Шокурова Е.Н.
2022 г.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей
Цель |
Задачи |
Подходы |
Методы и средства |
Психологические требования |
Создание психологически безопасной среды для развития и саморазвития одаренного обучающегося, становления его личности |
Создание образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение повышенных образовательных потребностей одаренных детей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их одарённости; Обеспечение условий для личностного развития одаренных обучающихся, способствующих формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию толерантного отношения к людям; Преодоление возможных проблем личностного развития одарённых обучающихся; Создание условий для творческого развития и саморазвития одаренных обучающихся, показателями чего являются способность выдвигать собственные идеи и самостоятельно создавать ситуации творческого поиска; Создание условий для естественного роста и созерцания одаренного ребенка, развития его индивидуальности; Создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер развития одаренного ребенка; Нормализация семейной Микросреды, взаимоотношений одаренного обучающегося с родителями, показателем чего является создание в семье безопасной психологической базы для развития одарённости |
Ускорение позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития; Углубление предполагает более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знания; Обогащение обеспечивает выход содержания образования за традиционные рамки; Проблематизация направлена на использование в обучении оригинальных объяснений, поиск новых смыслов альтернативных интерпретаций содержания обучения |
Необходимо применять методы, соответствующие уровню активности интересов одаренных обучающихся и имеющие высокий мотивирующий потенциал. Ведущими выступают методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, используемые как в индивидуальной, так и в групповой работе с одаренными обучающимися, и применяемые для организации их самостоятельной деятельности. В качестве средства поддержки одаренных обучающихся необходимо выделить учебно-исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Этот вид деятельности расценивается как доминирующая деятельность, непосредственно определяющая развитие одаренных детей. Кроме того, она выступает и как «наиболее соответствующий современному динамичному миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения». Можно выделить два типа учебно-исследовательской деятельности: Исследовательское обучение, ориентированное на получение открытий и на этой основе обеспечивающее развитие у детей способностей исследовательского мышления; Проектное обучение, ориентированное на внедрение открытий-идей в реальную жизнь и таким образом обеспечивающее развитие у детей компетентностей успешной социализации |
Понимание особенностей развития одаренного учащегося; Составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом; Создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер; Стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов в рамках борьбы со «звездностью»; Освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся: Не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным); Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи; Может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке); Не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы; Ему не всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе; Ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость. Таким образом, личность одарённого ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями, если в отношениях «образовательная система – одаренный ребенок» будет восстановлено равновесие уважения. Для этого необходимы следующие д е й с т в и я : Сместить акцент с одаренности на саму личность одаренного ребенка. Сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей. Сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а внутри него – и его одаренности
|