Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей

4
0
Материал опубликован 11 March 2022 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»


 


 


 


 


 


 

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей


 


 


 


 


 


 

Выполнила:

педагог-психолог Шокурова Е.Н.


 


 

2022 г.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей

Цель

Задачи

Подходы

Методы и средства

Психологические требования

Создание психологически безопасной среды для развития и саморазвития одаренного обучающегося, становления его личности

Создание образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение повышенных образовательных потребностей одаренных детей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их одарённости;

Обеспечение условий для личностного развития одаренных обучающихся, способствующих формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию толерантного отношения к людям;

Преодоление возможных проблем личностного развития одарённых обучающихся;

Создание условий для творческого развития и саморазвития одаренных обучающихся, показателями чего являются способность выдвигать собственные идеи и самостоятельно создавать ситуации творческого поиска;

Создание условий для естественного роста и созерцания одаренного ребенка, развития его индивидуальности;

Создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер развития одаренного ребенка;

Нормализация семейной Микросреды, взаимоотношений одаренного обучающегося с родителями, показателем чего является создание в семье безопасной психологической базы для развития одарённости

Ускорение позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития;

Углубление предполагает более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знания;

Обогащение обеспечивает выход содержания образования за традиционные рамки;

Проблематизация направлена на использование в обучении оригинальных объяснений, поиск новых смыслов альтернативных интерпретаций содержания обучения

Необходимо применять методы, соответствующие уровню активности интересов одаренных обучающихся и имеющие высокий мотивирующий потенциал. Ведущими выступают методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, используемые как в индивидуальной, так и в групповой работе с одаренными обучающимися, и применяемые для организации их самостоятельной деятельности. В качестве средства поддержки одаренных обучающихся необходимо выделить учебно-исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Этот вид деятельности расценивается как доминирующая деятельность, непосредственно определяющая развитие одаренных детей. Кроме того, она выступает и как «наиболее соответствующий современному динамичному миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения». Можно выделить два типа учебно-исследовательской деятельности:

Исследовательское обучение, ориентированное на получение открытий и на этой основе обеспечивающее развитие у детей способностей исследовательского мышления;

Проектное обучение, ориентированное на внедрение открытий-идей в реальную жизнь и таким образом обеспечивающее развитие у детей компетентностей успешной социализации

Понимание особенностей развития одаренного учащегося;

Составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом;

Создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

Стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов в рамках борьбы со «звездностью»;

Освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

Не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);

Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

Может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);

Не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

Ему не всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;

Ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

Таким образом, личность одарённого ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями, если в отношениях «образовательная система – одаренный ребенок» будет восстановлено равновесие уважения.

Для этого необходимы следующие д е й с т в и я :

Сместить акцент с одаренности на саму личность одаренного ребенка.

Сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей.

Сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а внутри него – и его одаренности

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации