Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей».
(материал основан на личном опыте)
Автор материала:
Д. М. Капов
Талант — это такая вещь, которую не спрячешь, как ни застёгивай.
Джаред Лето
Для того чтобы немного раскрыть данный вопрос, давайте разберемся в том, что представляет собой сопровождение одаренных и талантливых детей.
Если собрать воедино информацию из разных источников, и попробовать ее сформулировать, то мы получим следующее:
Сопровождение одаренных и талантливых детей – это целостная система урочной и внеурочной деятельности, направленная на обеспечение эффективных условий для личностного развития одаренного (талантливого) ученика в рамках образовательного процесса.
И одной из приоритетных задач современного образования, является создание этих условий.
Здесь перед нами возникает вопрос, - каким образом создавать данные условия?
Работа с одаренными и талантливыми детьми, безусловно, актуальна, и система сопровождения призвана обеспечивать поддержку каждого ребенка, оказание ему помощи в личностном и профессиональном становлении.
Но, давайте немного отойдем от научности данного вопроса, и попробуем поразмышлять.
В первую очередь, обратив внимание на терминологию.
Система урочной и внеурочной деятельности. Ключевое слово тут – система. Что в нашем понимании представляет собой система?
- Это модель, объединяющая различные образовательные структуры и стандарты, целью которых является образование обучающихся в рамках системы.
Образовательная система предполагает воспитание и обучение в рамках уже существующих стандартов, и в качестве продукта своего имеет обучающихся, с конкретно сформированными навыками и знаниями, достаточных для успешной адаптации и социализации.
перед педагогом ставится задача распознания талантливых и одаренных детей, и их сопровождение в рамках образовательной системы и стандартов.
Стандарт – совокупность обязательных требований к образованию.
То есть, педагог, в рамках стандарта должен сформировать условия, выходящие за рамки стандарта. Получается немного противоречивое действие.
Одаренность и талант – они всегда находятся вне рамок стандарта, и поэтому они нуждаются в качественном сопровождении. Но можем ли мы обеспечить данное качество?
Давайте взглянем на этот вопрос со стороны внешнего влияния.
Обучающийся должен выйти из образовательного учреждения со сформированным набором конкретных навыков и знаний, следовательно, приоритетным является формирование и развитие базовых способностей.
В контексте сопровождения одаренности, педагог сталкивается с такими сложностями как:
Демонстрация творческого потенциала обучающихся, по заданному сценария;
Работа с творческим ресурсом обучающихся в рамках программы;
Трансляция творческих способностей, отвечающих запросу стандарта;
Для самого обучающегося возникают такие же сложности.
Демонстрация способностей, отвечающих запросу;
«Подгонка» способностей под условия, отвечающие стандартам;
Ограничения, связанные с импортозамещением.
И это лишь малая часть того, с чем сталкиваются обе стороны процесса сопровождения таланта и одаренности.
А как быть в случае, когда:
Частично или полностью отсутствует ресурс для развития творческих способностей обучающихся? В данном случае речь идет о скудной материально-технической базе.
Способности педагога не соответствуют уровню способностей ребенка. Как бы не прозвучало данное утверждение, оно имеет место быть, и зачастую можно столкнуться с тем, что педагог не понимает, как быть и что делать с проявляющимися талантами и способностями обучающихся.
Формализованная поддержка одаренности.
С позиции психолого-педагогического сопровождения, вопрос рассматривается в том же контексте, и встречается с теми же сложностями: готовность специалиста к данному виду деятельности, наличие вспомогательных ресурсов отвечающих актуальным запросам и потребностям, постоянное повышение уровня личностных компетенций и т.д.
По опыту своей работы, могу сказать, что сталкивался с большим количеством трудностей, преодолевать которые приходилось разными путями.
Если же говорить о методиках сопровождения одаренности и таланта, то в своей работе (помимо диагностических и развивающих методик), я пользуюсь методом проектов, свободной творческой деятельности, и эдьютейнмент технологиями.
Метод проектов - это способ развития творческих способностей, основанный на самостоятельном исследовании проблемы, от момента ее обозначения, до определения путей ее решения.
Данный метод позволяет не только раскрыть наличие творческого потенциала у обучающихся, но и дает возможность оценить уровень развития базовых навыков.
Момент поиска проблемы позволяет педагогу определить качество мышления обучающихся, обнаружить основные позиции понимания проблемы глазами обучающихся, и самое важное, увидеть разность (в данном случае - различность) восприятия одной и той же проблемы.
Процесс поиска путей решения дает возможность обучающимся предполагать возможность использования собственного ресурса, а момент решения проблемы - дает возможность непосредственно оценивать и использовать свой собственный потенциал.
В целом, метод проектов – один из самых действенных инструментов не только развития и совершенствования способностей, но и позволяет научить детей грамотно использовать свои собственные ресурсы.
Метод свободной творческой деятельности – форма обучения, подразумевающая организацию образовательного процесса, главным принципом которой является свобода выбора темы, формы и продолжительности обучающего элемента.
Это достаточно перспективное направление в системе образования, так как дает возможность обучающимся самостоятельно находить интересные темы, и пути их освещения в среде сверстников.
В рамках данного метода, обучающиеся не только находя интересный подход к изучению заданной темы, но и самостоятельно адаптирует ее до своего понимания, и понимания сверстников, используя при этом вспомогательные инструменты, отвечающих их актуальным личностным потребностям.
Итогом свободного образовательного действия всегда является творческий продукт, созданный непосредственно участниками процесса.
Продуктом деятельности может выступать: обзор, репортаж, подкаст, интервью, трансляция, челлендж, чек-лист, книга заданий.
В практике, метод свободных образовательных действия, является одним из самых активных инструментов не только сопровождения, но и совершенствования, или говоря на современном языке, прокачки личностных творческих ресурсов.
Эдьютейнмент – образовательный процесс, основанный на включении игровой деятельности в обучение, или (иными словами) игровое обучение.
Термин «Эдьютейнтмент» происходит от сочетания education – образование, и entertainment – развлечение.
Данный метод возник еще в древние века, но особое распространение полечи в настоящее время.
Метод «Эдьютейнмент» в основе своей держится на:
Свободной развивающей деятельности, осуществляемой обучающимися по желанию;
Творческой инициативности;
Эмоциональной стабильности;
Имитационной деятельности, моделирующей профессионально-контекстные условия жизни;
Соблюдение рамок пространства, времени и действия.
Таким образом, описанные инструменты сопровождения и развития одаренности и таланта, отвечают всем потребностям и запросам системы образования, дают результаты отвечающие стандартам, и позволяют как педагогу, так и обучающемуся выходить за рамки стереотипного восприятия, находясь при этом в условиях образовательного пространства.
Вспомогательная литература:
1. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2012,
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. – М.: 2007,
3. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПБ.: Питер, 2007,
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: 2010,
5. Рассел К., Картер Ф. 400 заданий на развитие интеллекта. –М.: 2003,
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 2007,
7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
Спицына Любовь Ивановна
Daniel Mukhabovich Kapov