12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8613
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей».

(материал основан на личном опыте)


Автор материала:

Д. М. Капов


Талант — это такая вещь, которую не спрячешь, как ни застёгивай.

Джаред Лето



Для того чтобы немного раскрыть данный вопрос, давайте разберемся в том, что представляет собой сопровождение одаренных и талантливых детей.

Если собрать воедино информацию из разных источников, и попробовать ее сформулировать, то мы получим следующее:

Сопровождение одаренных и талантливых детей – это целостная система урочной и внеурочной деятельности, направленная на обеспечение эффективных условий для личностного развития одаренного (талантливого) ученика в рамках образовательного процесса.

И одной из приоритетных задач современного образования, является создание этих условий.

Здесь перед нами возникает вопрос, - каким образом создавать данные условия?

Работа с одаренными и талантливыми детьми, безусловно, актуальна, и система сопровождения призвана обеспечивать поддержку каждого ребенка, оказание ему помощи в личностном и профессиональном становлении.

Но, давайте немного отойдем от научности данного вопроса, и попробуем поразмышлять.

В первую очередь, обратив внимание на терминологию.

Система урочной и внеурочной деятельности. Ключевое слово тут – система. Что в нашем понимании представляет собой система?

- Это модель, объединяющая различные образовательные структуры и стандарты, целью которых является образование обучающихся в рамках системы.

Образовательная система предполагает воспитание и обучение в рамках уже существующих стандартов, и в качестве продукта своего имеет обучающихся, с конкретно сформированными навыками и знаниями, достаточных для успешной адаптации и социализации.

перед педагогом ставится задача распознания талантливых и одаренных детей, и их сопровождение в рамках образовательной системы и стандартов.

Стандарт – совокупность обязательных требований к образованию.

То есть, педагог, в рамках стандарта должен сформировать условия, выходящие за рамки стандарта. Получается немного противоречивое действие.

Одаренность и талант – они всегда находятся вне рамок стандарта, и поэтому они нуждаются в качественном сопровождении. Но можем ли мы обеспечить данное качество?

Давайте взглянем на этот вопрос со стороны внешнего влияния.

Обучающийся должен выйти из образовательного учреждения со сформированным набором конкретных навыков и знаний, следовательно, приоритетным является формирование и развитие базовых способностей.

В контексте сопровождения одаренности, педагог сталкивается с такими сложностями как:

Демонстрация творческого потенциала обучающихся, по заданному сценария;

Работа с творческим ресурсом обучающихся в рамках программы;

Трансляция творческих способностей, отвечающих запросу стандарта;

Для самого обучающегося возникают такие же сложности.

Демонстрация способностей, отвечающих запросу;

«Подгонка» способностей под условия, отвечающие стандартам;

Ограничения, связанные с импортозамещением.

И это лишь малая часть того, с чем сталкиваются обе стороны процесса сопровождения таланта и одаренности.

А как быть в случае, когда:

Частично или полностью отсутствует ресурс для развития творческих способностей обучающихся? В данном случае речь идет о скудной материально-технической базе.

Способности педагога не соответствуют уровню способностей ребенка. Как бы не прозвучало данное утверждение, оно имеет место быть, и зачастую можно столкнуться с тем, что педагог не понимает, как быть и что делать с проявляющимися талантами и способностями обучающихся.

Формализованная поддержка одаренности.

С позиции психолого-педагогического сопровождения, вопрос рассматривается в том же контексте, и встречается с теми же сложностями: готовность специалиста к данному виду деятельности, наличие вспомогательных ресурсов отвечающих актуальным запросам и потребностям, постоянное повышение уровня личностных компетенций и т.д.

По опыту своей работы, могу сказать, что сталкивался с большим количеством трудностей, преодолевать которые приходилось разными путями.

Если же говорить о методиках сопровождения одаренности и таланта, то в своей работе (помимо диагностических и развивающих методик), я пользуюсь методом проектов, свободной творческой деятельности, и эдьютейнмент технологиями.

Метод проектов - это способ развития творческих способностей, основанный на самостоятельном исследовании проблемы, от момента ее обозначения, до определения путей ее решения.

Данный метод позволяет не только раскрыть наличие творческого потенциала у обучающихся, но и дает возможность оценить уровень развития базовых навыков.

Момент поиска проблемы позволяет педагогу определить качество мышления обучающихся, обнаружить основные позиции понимания проблемы глазами обучающихся, и самое важное, увидеть разность (в данном случае - различность) восприятия одной и той же проблемы.

Процесс поиска путей решения дает возможность обучающимся предполагать возможность использования собственного ресурса, а момент решения проблемы - дает возможность непосредственно оценивать и использовать свой собственный потенциал.

В целом, метод проектов – один из самых действенных инструментов не только развития и совершенствования способностей, но и позволяет научить детей грамотно использовать свои собственные ресурсы.

Метод свободной творческой деятельности – форма обучения, подразумевающая организацию образовательного процесса, главным принципом которой является свобода выбора темы, формы и продолжительности обучающего элемента.

Это достаточно перспективное направление в системе образования, так как дает возможность обучающимся самостоятельно находить интересные темы, и пути их освещения в среде сверстников.

В рамках данного метода, обучающиеся не только находя интересный подход к изучению заданной темы, но и самостоятельно адаптирует ее до своего понимания, и понимания сверстников, используя при этом вспомогательные инструменты, отвечающих их актуальным личностным потребностям.

Итогом свободного образовательного действия всегда является творческий продукт, созданный непосредственно участниками процесса.

Продуктом деятельности может выступать: обзор, репортаж, подкаст, интервью, трансляция, челлендж, чек-лист, книга заданий.

В практике, метод свободных образовательных действия, является одним из самых активных инструментов не только сопровождения, но и совершенствования, или говоря на современном языке, прокачки личностных творческих ресурсов.

Эдьютейнмент – образовательный процесс, основанный на включении игровой деятельности в обучение, или (иными словами) игровое обучение.

Термин «Эдьютейнтмент» происходит от сочетания education – образование, и entertainment – развлечение.

Данный метод возник еще в древние века, но особое распространение полечи в настоящее время.

Метод «Эдьютейнмент» в основе своей держится на:

Свободной развивающей деятельности, осуществляемой обучающимися по желанию;

Творческой инициативности;

Эмоциональной стабильности;

Имитационной деятельности, моделирующей профессионально-контекстные условия жизни;

Соблюдение рамок пространства, времени и действия.

Таким образом, описанные инструменты сопровождения и развития одаренности и таланта, отвечают всем потребностям и запросам системы образования, дают результаты отвечающие стандартам, и позволяют как педагогу, так и обучающемуся выходить за рамки стереотипного восприятия, находясь при этом в условиях образовательного пространства.



Вспомогательная литература:

1.    Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2012,

2.   Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. – М.: 2007,

3.    Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПБ.: Питер, 2007,

4.   Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: 2010,

5.   Рассел К., Картер Ф. 400 заданий на развитие интеллекта. –М.: 2003,

6.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 2007,

7.   Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.















Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 12.02.22 в 05:15 1Ответить Пожаловаться
Не задуматься не получилось...
Статья - в избранном.

Благодарю за это автора!

Отредактировано 12-02-2022 05:16

Daniel Mukhabovich Kapov, 03.03.22 в 15:42 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Ивановна. Очень приятно ))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.