Методические рекомендации «Тайм менеджмент для школьников. Приёмы эффективной организации времени»

3
0
Материал опубликован 20 October 2020 в группе
/data/files/h1606723042.ppt (мастер класс по тайм менеджменту)

Министерство по социальной защите и труду ПМР

ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I-II, V видов»

 

 

 

Мастер-класс по теме:

 

t1603220640aa.gif

«Тайм менеджмент для школьников. Приёмы эффективной организации времени».

 

 

 

t1603220640ab.gif

 

 

 

Разработала и провела

учителя технологии:

Гашицкая И.П.

 

 

 

 

 

г. Тирасполь

 

 

Место проведения – просторный кабинет.

Возраст учащихся – 14-16 лет.

Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши

Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм менеджмента

Задачи:

обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;

отработать на практике базовые навыки тайм менеджмента.

 

План урока:

1.Введение.

2. вводная часть. Почему времени всегда мало?

Затяжная подготовка к урокам.

Отсутствие плана на предстоящий день.

Долгая раскачка и не доведение дела до конца.

3.  Основная часть. Когда и как знакомить детей с тайм менеджментом?

Чувствуем время.

Составляем план по матрице Эйзенхауэра.

Определяем жёсткие и гибкие дела.

4. Заключительная часть. Условия тайм менеджмента.

Ничто в действительности не принадлежит нам,

  кроме времени, которым мы владеем даже тогда,

когда больше ничего не имеем.

(Бальтасар Грасиан)

(слайд 2)

1.Введение.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята! Всегда, любые каникулы близятся к концу. Ребята возвращаются в школу счастливые и отдохнувшие.  И уже совсем скоро свободное время школьников сократится «на нет», заставив их пересмотреть свой день и перераспределить дела, чтобы и в школу успеть, и в «Одноклассниках» посидеть, и на прогулку с друзьями сбегать.

А могут ли дети правильно распределять своё свободное от учёбы время, и нужно ли это? Может, дела должны делаться сами по себе, по мере их возникновения, без жёсткого графика?

Как показывает практика, хаос – не самый хороший друг, особенно когда речь идёт об умении рационально управлять временем. Конечно, вернуть назад упущенный час нельзя, но раз за разом находить лишние пять минут, ощутив, что на самом деле в сутках может быть 25 часов, как убеждают учёные, поможет тайм менеджмент для школьников.

Тайм-менеджмент (англ. Time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность (слайд 3).

2.Вводная часть.

Почему времени всегда мало? (слайд 4)

Вот действительно странно. Вроде бы свободного времени у школьников достаточно для того, чтобы всё успеть. Давайте посчитаем. Из имеющихся 24 часов дети спят около 8, где-то час, плюс-минус, они тратят на сборы в школу, в учебном заведении проводят часов 6-7, кто как. Итого, арифметически получается «на всё про всё» как минимум 8, а то и 9 драгоценных часовых отрезков, за которые практически наши детки умудряются успеть сделать совсем ничего.

Вот бы нам, взрослым, столько! Почему так происходит и куда у детей бесследно утекает время.

 

Затяжная подготовка к урокам.

Это, пожалуй, одна из самых главных причин из школьной сказки о потерянном времени. Как зачастую происходит выполнение домашнего задания, когда родители не дышат в спину?

Сел, что-то поделал, пошёл чаю попил, по ходу собаку или кошку зацепил. Вернулся к урокам, а в телефоне сообщение упало, призывно звонко брякнув, намекая, что нужно именно прямо сейчас посмотреть. Двадцать пять раз ответив на всего лишь одно смс, открыл учебник, а из телевизора льётся знакомый сингл, знаменующий о начале идущего на протяжении года сериала.

Вот уже и поздний вечер, быстро пишем корявым почерком в тетради, одним глазом пялясь на компьютерный экран, ведь ещё «В контакте» не был! Знакомая история? А то! (слайд 5) (инсценировка)

 

Отсутствие плана на предстоящий день.

Разнообразные тренинги в области тайм менеджмента утверждают, что думать надо на бумаге. Именно написанная цель становится осязаемой, всё остальное обычно оседает исключительно в наших мечтах. Всегда находится куча иных, совершенно ненужных дел, которые беспощадно отнимают время. (Слайд 6)

«Вроде вчера решил, что сяду за реферат, сдать который следует на следующей неделе, так сегодня почему-то совсем про него забыл. А, ладно, завтра начну» — вот так нередко бывает без жизни по расписанию.

Упражнение «Блиц-опрос».

Цель: знакомство участников группы друг с другом, введение в тему, осознание своих личных ресурсов.

Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

Вопросы:

1. Планируете, ли Вы свой день? (имеется в виду дела, которые нужно выполнить в течение дня)?

2. Успеваете ли Вы сделать необходимые (или запланированные) дела тече-

ние дня?

3. Считаете ли Вы, что ваше время часто тратится впустую?

4. На что у Вас уходит время зря? За какими занятиями у Вас теряется время?

5. Сколько времени (примерно) у Вас уходит на выполнение домашних заданий?

6.Сколько времени (примерно) тратится на просмотр телевизора, за компьютером (игры, общение в чате)? (слайд 7).

Ребята, а хотелось бы, Вам, научиться, более рационально использовать свое время? (учащиеся отвечают)

Долгая раскачка и не доведение дела до конца.

Такие отвлекающие моменты, как вышеупомянутые телевизор, интернет, телефонные звонки не дают вовремя приступить к запланированному делу и являются поводом, чтобы не закончить и отложить на потом не лежащее к душе занятие. Конечно, значительно интересней посмотреть телевизор и посидеть в сетевой игре, чем помыть горой сваленную посуду или дочитать заданный на дом рассказ (слайд 8).

Это важно! Как бы ни казалось школьнику, что тайм менеджмент преследует цель загрузить его день делами по максимуму, истинная причина в умении управлять временем – разгрузиться от ненужных дел. Это позволит выполнять всё самое важное качественно и с должной ответственностью.

3. Основная часть.

Когда и как знакомить детей с тайм менеджментом?

Психологи говорят, что обучать школьников планировать время на уроки и на развлечения следует как можно раньше, чтобы к подростковому возрасту привыкшему жить «как получится» ребёнку не пришлось нагонять упущенное (слайд 9).

Дорогие ребята, а что такое время? (ответы учащихся).

Хорошо, верно, а сейчас давайте посмотрим, что такое время с научной точки зрения.

В философии: объективная форма существования бесконечно развиваю-

щейся материи.

"Вне времени и пространства движение материи невозможно"

Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами,

минутами, часами.

Время - одна из основных жизненных ценностей, по сути своей сверх-

ценность. Для каждого человека времени в жизни выделено всегда ограниченное

количество. Его нельзя вернуть, если человек его потерял. Другие сверхценности

жизни человека - это энергия и знания.

«При правильном вложении Времени оно превращается в богатства

духовные и материальные, при неправильном вложении - в пустые корзины».

«Твоё время - это и есть твоя жизнь!» (слайд 10)

(видеоролик «10 интересных фактов о времени») (слайд 11)

Чувствуем время.

Может ли учащийся ощущать, как течёт время или для него оно пролетает моментально и незаметно? Для того, чтобы контролировать отведённый на дело промежуток, следует мозгу подавать звоночки.

Чтобы почувствовать время проведём:

Упражнение «Чувство времени».

Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.

Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.

Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)

Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека (слайд 12).

 

Упражнение «Поглотители времени».

Цель: Выявление поглотителей времени.

Необходимый материал: список причин потери времени, листы бумаги, ручки.

Процедура проведения:

Подумайте и выпишите все занятия, которые можно определить как «поглотители» времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?

Теперь, когда перед вами список основных «поглотителей» вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?

Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас. (слайд13)

Причины потери времени:

не умею отделить важные дела от второстепенных дел;

не планирую предварительно свой день;

личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и

т.п.);

не всегда знаю, что нужно делать;

отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);

не умею сказать «нет»;

моя личная недисциплинированность;

не довожу начатое дело до конца;

долго раскачиваюсь в начале каждого дела;

много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не

доходят;

не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;

очень легко отвлекаюсь (например, на шум) (слайд 14).

Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.

 

Составляем план по матрице Эйзенхауэра.

Знаете ли вы такого 34-го по счёту американского Президента, который на собственном опыте хлопотное дело по управлению страной умудрился так распределять, что его приём стал одним из самых эффективных в тайм менеджменте?

Один из известнейших инструментов управления временем предполагает расстановку задач по приоритетам в квадрате, разделённом на 4 сектора: «срочное важное», «срочное неважное», «несрочное и важное», «несрочное и неважное».

(слайд 15)

(видеоролик «матрица Эйзенхауэра) (слайд16)

Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра.

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

Процедура проведения:

Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.

Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут (слайд 17).

Список дел:

Починить стул, чтобы не шатался. (Г)

Своевременно обратиться к врачу и предупредить заболевание. (Б)

Подготовиться к контрольной работе, сочинению. (А)

Просьба одноклассника помочь решить задачу. (В)

Незапланированная линейка с администрацией школы. (А)

Посидеть в социальных сетях. (Г)

Овладеть базовыми навыками английского для повышения знаний. (Б)

Встреча с друзьями. (В)

Выполнить реферат по истории. (Б)

Дежурство по столовой. (А) (слайд 18)

Ребята, а сейчас мы с Вами немного расслабимся и проведём физминутку. (слайд19)

 

Определяем жёсткие и гибкие дела.

Детский планинг рекомендуется составлять тихим вечером, перед сном, когда уже определённо понимаешь, что сделано, а что пришлось перенести. В нём разными цветами нужно раскрасить дела, которые выполняются «без вариантов» в определённое время, и те, которые к времени не привязаны, но сделать их нужно (слайд 20).

Это важно! Обычно всё успевают дети, посещающие кружки и секции. Что может лучше дисциплинировать, чем обязанность вовремя явиться на тренировку? Более того, до этого нужно успеть сделать и уроки, и домашние дела. Ведь обычно плохая успеваемость и игнорирование бытовых обязанностей часто становятся поводом для серьёзного разговора о возможности заниматься любимым делом.

 

Упражнение « Жёсткие и гибкие дела».

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг (слайд 21).

Список дел:

Купить хлеб по дороге из школы домой.

Спросить Элю, как работает её новый мобильник.

В 16-00 – музыка.

Завтра после 6 урока генеральная уборка.

Подготовиться к диктанту.

Сегодня обязательно выучить географию.

До маминого прихода с работы разобраться с молдавским языком.

Убраться в комнате.

После школы сходить в зоопарк.

Вечером в 19-00 посмотреть передачу.

Поиграть с младшей сестрой.

Лечь спать в 21 ч. 30 мин. вечера (слайд 22).

 

Упражнение «Запланируй субботу».

Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.

Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки

Инструкция для участников: прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.

Работа в группах 10 минут. Обсуждение (слайд 23).

Размышления старшеклассника:

«Завтра – суббота, мой любимый день, а толку-то! Во-первых, не отоспишься – в 10.00 начало занятий на курсах подготовки к ЕГЭ. Во-вторых, в понедельник жуткая контрольная по математике и к ней надо готовиться. В принципе, можно, конечно, и в воскресенье подготовиться, но тогда – прощай, дача, куда родители намереваются уехать завтра вечером. А туда, между прочим, все наши съезжаются, обидно будет, если не поеду. В 16.00 – занятия с преподавателем по английскому, а я, между прочим, домашнее задание сделать так и не успел. Кстати, а где учебник? Я же его Толику отдал в прошлый раз, надо срочно назад забрать. Интересно, а Толик вроде, должен был уехать и вернуться только к часу в субботу. А что еще у нас в понедельник? Задание по физике – в принципе, не такое уж большое и сложное, но все равно, делать-то надо. Но хоть вечер радостный – с ребятами на дискотеку иду. Впрочем, какая дискотека, когда на дачу едем …. Может, маму с отцом упросить, чтобы попозже поехали, и пробок, кстати, не будет. Хотя их в субботу и нет, вроде. Ох ты, мама же просила завтра обязательно пропылесосить квартиру, а я совсем забыл …. Да что же это за день такой!» (слайд 24).

Например: (слайд 25).

Бланки с таблицей (слайд 26).

 

4. Заключительная часть.

Условия тайм менеджмента.

Для того чтобы принимаемые меры по приучению школьников управлять своим временем и эффективно распределять дела, привели к желаемому результату, важно не только объяснить, что такое тайм-менеджмент и «с чем его едят», но и сделать так, чтобы освоить новые правила для ребят было просто и комфортно.

Умение управлять временем не может носить стихийный характер и работать «между прочим»: сегодня запланировал, завтра не успел или не захотел. Подростки – народ по природе ленивый, придётся аккуратно настаивать, пока не войдёт в привычку.

Помимо планирования важно уметь анализировать, иначе без обратной связи все труды можно считать выкинутыми в мусорное ведро. Что и почему – вот главные вопросы, на которые нужно будет ответить, когда к концу дня в списке намеченных дел галочки стоят лишь напротив некоторых.

Предлагая ребёнку что-то новое, всегда необходимо его заинтересовать: либо самим процессом, либо результатом. Ребята очень любят всякие такие штучки. В качестве заинтересованности в результате можно предусмотреть различного рода вознаграждения, например, презенты за результативно прошедший день или неделю.

К детскому тайм-менеджменту подходим без фанатизма. Если взрослый человек может себе поставить до 15 задач на предстоящий день, то учащимся вполне достаточно не более 5. Причём цели должны быть выполнимыми, а не из области фантастики, чтобы в голове у ребёнка плотно поселилась мысль: «Всё возможно. Главное – захотеть!».

Планинг не может пестрить исключительно работой. В него нужно обязательно включить и время отдыха, и право на игры, сделав это не мысленно, а на равных правах вписав во временные промежутки. Если перерывы для развлечений выделить особым цветом, учащимся будет намного интересней справляться с рабочими делами, стремясь быстрее дойти до любимой полосы отдыха (слайд 27).

 

Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».

Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.

Необходимый материал: бланки с часами, ручки.

Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течение занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке (слайд 28).

Ребята хотим раздать Вам памятки «Способы успешного использования

времени».

Существует множество способов успешного использования времени. Их

Можно представить в виде принципов конструктивных действий по организации

своей работы:

точное определение целей. Начиная что-либо делать, необходимо как можно

точнее определить, что вы конкретно хотите сделать;

сосредоточенность на главном. Весьма полезно составить список всех дел,

в соответствие с их приоритетом и срочностью;

создание стимулов. Человек лучше всего делает то, что ему нравится, «люби-

мые» дела всегда делаются быстрее, чем «нужные». Если можно превратить

«нужно» в «хочу», эффективность работы значительно повысится;

установка сроков. Лучший способ взять на себя обязательство — установить

срок выполнения того или иного задания;

решительность. Постарайтесь приступить к работе как можно быстрее:

обдумывайте, решайте, действуйте. Начав что-то делать, не нужно все время

сомневаться — двигайтесь дальше;

умение говорить «нет». Это позволит не отвлекаться на ненужные дела и

разговоры;

контроль времени, затраченного на разговоры по телефону и «посещение»

Интернета;

умение слушать. Внимательно относитесь к информации, чтобы точно знать,

что, где, когда и почему происходит;

отказ от шаблонов и повторов. Если вы успешно справлялись с работой,

используя всегда один и тот же метод, это не значит, что он самый лучший.

Поинтересуйтесь, как эту работу делают другие. Может быть, ее можно сделать

быстрее и эффективнее;

внимание к мелочам. Ничто так не выбивает из колеи, как досадные мелочи.

Будьте внимательны к, казалось бы, несущественным вещам и предметам в быту и в

Своих занятиях. Это позволит сэкономить вам массу времени и сил;

полное использование времени. Время, которое вы тратите на поездки и

ожидание, можно использовать на обдумывание дел и планирование дня.

(слайд 29,30)

 

Рефлексия (слайд31)

Вот, что хотелось рассказать о тайм менеджмент.

А закончить наше занятие хочется замечательными словами философа Геосиода:

«Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!» (слайд 32).

Пожелания (слайд 33).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.