Методические рекомендации «Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в условиях нового ФГОС»

0
0
Материал опубликован 16 January 2023

Приемы и методы работы с одаренными детьми в условиях нового ФГОС

Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме работы с одаренными учащимися в условиях ФГОС. Данная проблема является одной из главных задач модернизации образования, но она существовала и решалась в той или иной степени на всех стадиях формирования любой системы образования, за счет использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать условия, в которых любой учащийся имел бы возможность проявить себя.



В настоящее время проблема работы с одаренными детьми – является одной из главных задач модернизации образования, но она постоянно существовала и решалась в той или иной степени на всех стадиях формирования любой системы образования, за счет использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача учителя русского языка и литературы состоит в том, чтобы сформировать условия, в которых любой учащийся имел бы возможность проявить себя.

Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в реальное время в большинстве государств осуществляются за счет специально созданных государственных проектов. С целью установления возможностей и одаренности детей применяются особые технологии и методики. Долгие годы умственные способности оценивали, как важнейший показатель одаренности. В нынешнее время закрепились две главные направленности в изучении детской одаренности: все наибольший интерес привлекают так называемые «неинтеллектуальные» факторы умственного развития (то есть роль тех или иных качеств личности с целью формирования возможностей), и увеличивается заинтересованность к естественным предпосылкам умственного развития.

Традиционное обучение в школах длительное время ориентировалось на среднего ученика, не учитывались индивидуальные особенности ребенка. В связи с новыми требованиями, которые прописаны в ФГОС НОО, в настоящее время ситуация в школе меняется, образовательный процесс направлен на дифференциацию и индивидуализацию обучения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, что позволяет проводить работу по выявлению и поддержке одаренных детей и т.д.

Для того чтобы данная работа была системно организована в образовательной организации, необходимо определиться с содержанием понятия «одаренность», критериями развития одаренности конкретного вида, который планируется развивать у школьников, при учете опыта подобной работы в системе образования. 

В последние годы работа с одаренными детьми становится приоритетным направлением не только на уровне общества, но и государства. Но при работе с одаренными детьми у педагогов возникают трудности, которые обусловлены разнообразными видами одаренности, множеством подходов и методов вариативного образования, а также отсутствием подготовленных кадров к работе с одаренными детьми.

Изучением проблемы одаренности человека в целом занимались такие исследователи Г. Айзенк, Дж. Бруннер, Л. Леви-Брюль, В. Келер, Р. Штернберг, К. Фишер, М.К. Акимова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К. М. Гуревич, Е. И. Горбачева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

Проблема развития детской одаренности и воспитания одаренного ребенка разработана в работах педагогов и психологов, таких как В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн, ДЖ. Рензулли, Д.Ж. Фельдхьюсен, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время, так как в современном мире возрастает потребность в людях, которые могли бы нестандартно мыслить.

Чтобы помочь ребенку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира. Именно одаренность позволяет ребенку, а потом и взрослому человеку добиваться высоких результатов в одной или нескольких деятельностях одновременно.

Одаренность может быть специальной и общей. Первая подразумевает незаурядные способности в определенном виде деятельности:

- технической;

- музыкальной;

- изобразительной;

- математической и пр.

Общая одаренность предполагает собой способности человека отлично владеть сразу несколькими видами деятельности. В случаях, когда человек одинаково сильноодарен во всем, имеет смысл говорить о гениальности.

Также дети, склонные к высоким достижениям, могут демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании) [5, с.87]:

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое, или продуктивное, мышление;

- лидерские способности;

- художественные и исполнительские искусства;

- психомоторные способности.

А.С. Сиротюк главными признаками одаренности у детей выделяет следующие:

- развитие навыков в определенной деятельности;

- неугасаемый интерес к деятельности;

- проявление способности мыслить творчески и нешаблонно;

- быстрое усваивание информации и пр. [5, с.14].

Если понаблюдать за таким ребенком, то можно будет заметить, насколько он более любознателен и подвижен. У таких детей отмечается повышенная активность мозга, что является главной причиной их бесконечной исследовательской деятельности.

При работе с одаренными учащимися на уроках русского языка и и литературы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

С учетом требований к преподаванию русского языка и литературы наиболее актуальной представляется работа по организации познавательной и творческой деятельности по предмету, предполагающей развитие способностей, одаренности и индивидуальных личностных качеств школьника. В процессе познания и работы над творческим заданием ребенок учится чувствовать язык и понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, активизирует исследовательскую потребность в процессе познания предмета и в чтении образцов художественной литературы.

Цель моей работы: формирование одаренной личности, обладающей познавательной активностью, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке. На уроках русского языка и литературы создаю условия, способствующие развитию одаренности учащихся с целью занятия детьми активной личностной позиции и для выражения своей индивидуальности.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. 

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. 

Задачи нашей работы с одаренными школьниками заключались в том, чтобы:

- использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

Для развития одаренности использую технологию развития критического мышления и технологию активизации правого полушария мозга.

Технологии развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Это именно та технология, которая дает возможность реализовать основные направления модернизации образования: деятельный характер образования; личностная ориентация обучения; востребованность результатов образования в жизни.

Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.

Приведу примеры творческих заданий на уроках русского языка:

1.Сочинение-миниатюра. Письменно объясните смысл одного из высказываний.

1) Пока жив язык — жива и нация. (В. Распутин)

2)Каждый язык отражает культуру того народа, который на немговорит. (Л.Щерба)

2.Создание социальной рекламы.

1)Вспомните, что вы знаете о социальной рекламе и ее назначении в нашей жизни.

2)Попробуйте предложить свой вариант рекламы, призывающий бережно относиться к родному языку. Что, по-вашему, можно изобразить на таком плакате? Какие слова написать?

3.Защита творческих мини-проектов.

4.Рефлексию провожу в форме фронтальной беседы с использованием интерактивного приема «Микрофон»

- Сформулируйте доказательства, подтверждающие и, наоборот, опровергающие суждение: Судьба родного языка зависит от каждого из нас.

- Какие аргументы вам труднее подобрать?

Технологияактивизации правого полушария мозга включает множество приемов. Среди которых на уроке русского языка и литературы мной используется «Сочинение из сна». Например, после прочтения поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» учащимся было предложено закрыть на некоторое время глаза и полностью погрузиться в прошлое. Представить себя на месте главного героя, представить ночь, почувствовать, как медный всадник гонится за ними. Затем необходимо было открыть глаза и начинать быстро записывать все свои ощущения. В этом задании не требовалось соблюдение правил орфографии и пунктуации. Самое интересное, оригинальные и творческие работы получались у «троечников», тогда как «отличники», привыкшие писать сочинения, опираясь на литературную критику, были слишком задавлены шаблонами и стереотипами и не могли сочинить ни одной интересной истории.

Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому стараюсь у особо способных учащихся формировать богатый читательский опыт. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью - всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество. Способных детей побуждаю к сочинительству, как в стихотворной форме, так и в прозе. Даже несовершенные ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха

Но только классно-урочная система работы с одарёнными детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы. Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения, литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно - творческих работ. Использование современных технологий в обучении помогло мне повысить качество обучения по предмету, добиваться внимательного, осознанного чтения, побеждать на олимпиадах и конкурсах, развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера, мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатсярефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).

Важнейшую роль в воспитании и обучении одарённых детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию.


Список использованной литературы

Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М.: Просвещение, 2009. – 219 с.

Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М.: ИП РАН, 2009.– 178 с.

Губайдуллин М. Выявление одарённости и творческих способностей детей   // Педагогическая диагностика. - 2008. - № 3. - С.116-123. 

Дворжецкая Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся   // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2016. - № 8. - С.78-81.

Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. Учебное пособие .-М.:Директ-Медиа, 2014. – 132 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.