12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное
2

Методические рекомендации и разработка урока «Родного языка (русского)» в 4 классе по разделу: «Русский язык: прошлое и настоящее». Тема урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края




Методическая разработка урока «Родного языка (русского)» в 4 классе

по разделу: «Русский язык: прошлое и настоящее».


Тема урока:

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»




Автор:




Образовательная организация:






Возрастная группа:

Шарко Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное Апанасенковского района

Ставропольского края.



4 класс (10-11 лет)







2020 г.

Урок по родному языку (русскому), 4 класс

Раздел: «Русский язык: прошлое и настоящее»

Тема: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок на основе групповой технологии.

Цель урока: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями данного явления русского языка, как:фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка;наблюдать за значением фразеологизмов; расширять словарный запас учащихся;

Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету родному русскому языку у учащихся;

Воспитывающая: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции, умению работать согласованно, воспитывать взаимоуважение.

Личностные УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

РегулятивныеУУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Распознавать и понимать значение устаревших слов: тятя, батька, батюшка, маменька, матушка, наитие, уйма, родословие…

Коммуникативные УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Предметные: научатся: отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний, распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить фразеологизмы во фразеологическом словаре, использовать в речи фразеологизмы.

Оборудование: ПК, презентация по теме урока, мультимедийный проектор, толковый словарь С.И. Ожегова, Даля, Ушакова, Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, ватманы, фломастеры, учебник «Русский родной язык» О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова.

Способы обучения:

групповой;

индивидуальный;

дифференцированный;

фронтальный.

Методы обучения:

наблюдение;

моделирование;

сравнение;

комментирование;

группировка;

проблемно-поисковый (эвристический);

самостоятельная работа.

Методические приемы:

- рассказ учителя,

- проблемные вопросы,

- практические упражнения.

Педагогические технологии:

- элементы технологии проблемного обучения,

- игровые

- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

ХОД УРОКА

I. Организационно-мотивационный этап.

Учитель: - Здравствуйте!

-Друзья мои, я очень радавойти в приветливый ваш класс,

и для меня уже награда -сиянье ваших умных глаз,

я знаю, каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,

возьмем же в руки все мы ручки и вместе сочиним урок.

II. Актуализация опорных знаний и умений. 

Учитель: - Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. Если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

- Как вы поняли эти высказывания?

- Что такое «не сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

- Как называются такие выражения в русском языке? (фразеологизмы)Слайд 2

1 этап «Начнем с азов»

Учитель: - Ещё не зная, что такое фразеологизмы, мы активно используем их в речи. Откуда взялось слово фразеологизм? (обучающие ищут в учебнике)Слайд 3

-Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» - выражение + «логос» - наука, учение, слово) – раздел науки, который изучает устойчивые оборотыназывается Фразеология. В фразеологизмах нельзя заменить или пропустить какое- либо слово, иначе изменится смысл. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний – фразеологизмов – мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.

- Давайте трудиться, не покладая рук.

III. Планирование и постановка учебных задач.

Учитель: - Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по страницам русского языка (звучит музыка «Шум моря») Слайд 4

Учитель: - Итак, в путь!

(Вдруг в класс врываются пираты.)

Учитель: - Что это еще такое?

Пираты:- Ура, мы захватили школьный корабль! Мы к вам прямо с корабля на бал!Давайте-ка сюда, ваши сокровища!

Учитель: - Ну что вы, у нас одно сокровище – наши знания!

Пираты: - А вот сейчас мы и проверим, каковы ваши знания! И если вы не выполните наши задания, то мы навсегда заберем ваш корабль.

Учитель: - А мы вас не боимся, задавайте ваши вопросы!

Пираты: - Это черная метка, вот сейчас и посмотрим, сможете ли вы ее разгадать!Слайд 5(показывают ребус со словом корабль) Дети разгадывают.

Учитель: - Пираты, а вы сами знаете, что это за слово? Какая часть речи? А как называется выражение с корабля на бал? Что оно обозначает?

Пираты: - Ну это…, как бы… (затрудняются ответить)

Учитель: - Я предлагаю всем временное перемирие. Давайте, для начала причалим к берегу и отправимся в Академический городок, а вы посмотрите, как будут вести работу так называемые «ученые советы». Мы научим вас правильно работать со словом.Слайд 6

IV. Первичное усвоение новых знаний

Работа в группах.Словарная работа «Черная метка».

Организация групповой работы.

Группы – «ученые советы» - формируются по цвету: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография», «Лексика», «Синтаксис», «Творческая группа».

Самостоятельная исследовательская работа групп.

Каждой группе выдается лист и маркер для выполнения работы, памятка и словарь.

ПАМЯТКИ:

а) «Лексика»

-этимологический анализ слова;

-уточнение значения слова;

б) «Морфология»

- изучает части речи;

- имя существительное;

-вопросы кто? что;

-предмет;

-одушевленное – неодушевленное;

-род;

-число.

в) «Словообразование»

-подбор однокоренных слов;

-определение приставки;

-корня;

-суффикса;

-окончания.

г) «Фонетика»

- изучает звуки речи;

-запись транскрипции слова;

-обозначение звуков цветом;

-?букв,?звуков.

д) «Орфография»

-изучает правила правописания;

-поставить ударение;

-подсчет количества трудностей;

-определение правила проверки.

е) «Синтаксис»

-изучает смысл и структуру предложения;

-составление предложения со словарным словом;

-запись с комментированием;

-синтаксический разбор предложения.

ж) «Творческая группа»

-составление загадок со словарным словом;

-поиск пословиц и поговорок;

-кроссвордов;

-ребусов.

2. Проверка работы групп

Докладчик (представитель каждой группы) выходит к доске, прикрепляет к ней лист с докладом и рассказывает о том, что узнал «ученый совет». Ученики слушают и оценивают работу данной группы жестами, показывают свое согласие или несогласие с полученными результатами.

Учитель: Давайте узнаем, что узнал «ученый совет» «Лексика»?Слайд 7

а) Докладчик «ученого совета» «Лексика»:

КОРАБЛЬ - от корабъ "легкое судно, лодка". Большинством ученых объясняется как заимствованное из греческого языка, гдеkarabos "судно" возводят к слову «краб» (судно в таком случае могло быть названо по крабовой круглой форме в отличие от быстроходных продолговатых кораблей). Однако более убедительным является толкование других ученых, которые считают, чтоkorabъ исконное для славян слово, которое произошло от той же основы, что кора, короб, корыто. По этой этимологии корабль буквально - "судно, похожее на долбленую или плетеную, обтянутую кожей посудину"

В наше время существует еще одно значение слово корабль – это летательный космический аппарат, который служит для доставки людей и грузов на низкие околоземные орбиты. Космический корабль должен обеспечивать экипажу защиту от космической среды (вакуум, вредные излучения).Слайд 8

б) Докладчик «ученого совета» «Морфология»:

КОРАБЛЬ - имя существительное. Отвечает на вопрос что? Обозначает предмет. Неодушевленное, мужского рода, единственного числа.Слайд 9

в) Докладчик «ученого совета» «Словообразование»:

Однокоренные слова: корабль, корабельный, кораблестроительный, кораблик…Корень слова –корабл, нулевое окончание.Слайд 10

г) Докладчик «ученого совета» «Фонетика»:

демонстрирует транскрипцию слова: (карабыл,). В этом слове ___4____согласных звуков, ____3_____ гласных. Мягкий знак звуком не является, а обозначает мягкость предыдущего.Слайд 11

е) Докладчик «ученого совета» «Орфография»:

В слове корабль ударение падает на гласную, а, значит первая гласная – безударная, в слабой позиции, ее нужно проверить. Гласная проверяемая, ее можно проверить словом линкор. После б слышится дополнительный звук «ы», но его писать не нужно, это надо запомнить. В этом слове две орфографические трудности.Слайд 12

Учитель: Линкор – военный корабль с орудиями от 80 до 200, членов экипажа до 2000. Эти корабли были на вооружении до 20 века.

Линкор – сложное слово, во втором корне «о» ударный. Это единственное проверочное слово для слова корабль.Слайд 13

ж) Докладчик «ученого совета» «Синтаксис»:

Мы составили со словом корабль предложение:

Старый корабль обошел вокруг света и возвращался домой.

В этом предложении говорится о корабле, что? Корабль – это подлежащее выраженное существительным, подчеркиваем одной чертой, корабль что сделал? Обошел и возвращался – это сказуемые, подчеркиваем двумя чертами. Составляем схему предложения ( -= ,=). Предложение простое, с однородными сказуемыми, распространенное.Слайд 14

з) Докладчик «ученого совета» «Творческая группа»:

Мы нашли такие пословицы:

Лучше потерять якорь, чем весь корабль.

Большому кораблю – большое плавание.

Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.

И такую интересную скороговорку:

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

А ещё мы нашли интересные фразеологизмы со словом корабль:Слайд 15

«С корабля на бал» - означает совершенно внезапно оказаться в другой обстановке, как правило официальной;Слайд 16

«Как в море корабли» - означает окончательное расставание;Слайд 17

«Большому кораблю - большое плавание» - пожелание успеха человеку талантливому, достойному; Слайд 18

«Бунт на корабле» - неповиновение подчинённых начальству; Слайд 19

«Как крысы с корабля» - быстро, поспешно (покидать что-либо, уезжать откуда-либо.

Учитель: Ну как, уважаемые пираты, поняли ли вы смысл фразеологизмов? Понравилось ли вам, как работают наши «ученые советы»?

Пираты: - Молодцы, справились с заданием, а можно мы останемся? Мы тоже хотим обогатиться знаниями!

Учитель: - Можно, если вы соберете пословицу: (Пираты собирают пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться», она прикрепляется на доску)

- Ребята, посмотрите, пираты сформулировали тему нашего урока!

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?-А что такое пословица?

Посло́вица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме

-Как вы думаете, о чем на уроке мы будем с вами говорить?

- Правильно сегодня мы поговорим о пословицах, поговорках и фразеологизмах, постараемся еще больше узнать о них и понять красоту языка.


V. Первичная проверка понимания.

1 этап Конкурс «Коралловые рифы» (работа в парах по карточкам)

Учитель: - Ребята, путь нам преградили коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, нужно из правого столбика выбрать слова, которые объясняют смысл фразеологизмов и соединить их стрелочками:Слайд 20

Ходячая энциклопедия (Человек энциклопедических знаний)

Грызть гранит науки (Очень старательно и упорно учиться)

Мотать на ус (Запоминать)

Учить уму-разуму (Давать разумные советы)

Гладить по головке (Хвалить)

Ломать голову (Думать)

Рукой подать (Близко)

Во все лопатки (быстро)

Учитель: - Проверим. (проверка на слайде 21) Молодцы!

Пираты: - Ой, хочется кости поразмять! (потягиваются)

Учитель: - А давайте проведем физкультминутку полезную не только для здоровья, но и для ума.


2 этап Физкультминутка “Фразеологический зверинец”.

Учитель: -Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … (бык).

Колюч, как … (ёж).


VI. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа. Тест «О ком так говорят?»

Учитель: - Приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Но не во всех ситуациях уместно употреблять фразеологизмы. В научной и деловой речи нужна точность, а в разговорной речи и художественной литературе – образность. Чтобы понять, как вы ориентируетесь во фразеологизмах, я предлагаю небольшой тест “О ком так говорят?».Задание: выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма. Обведите нужную букву.

Тест: «О ком так говорят?»Слайд 22-23

Он, как белая ворона:

а) седой;

б) не такой, как все.

 2. У него денег куры не клюют:

а) бедный;

б) богатый.

3. Он сухим выйдет из воды:

а) ловкий;

б) робкий.

4. Он ходит на голове:

а) умный;

б) балованный.

5. У него семь пятниц на неделе:

а) ненадёжный;

б) надёжный.

6. Он перебивается с хлеба на квас:

а) богатый;

б) бедный.

7. Он пишет, как курица лапой:

а) красиво;

б) неразборчиво.

8. У него светлая голова:

а) блондин;

б) умный


VII. Итог урока. Рефлексия Слайд24

Учитель: -Что такое фразеологизмы?-Зачем они нужны в речи?

-Как вы думаете, будут ли фразеологизмы меткими словами?

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

Пираты: Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо поработали! Оставляем вас в покое, не будем забирать корабль (уныло).

Учитель: - Ребята, а давайте пиратам на память оставим волшебную картину подводного мира, которая выразит настроение нашего урока. Сейчас каждый из вас подумает, какое настроение у него было на уроке, понравился ли ему урок и выберет рыбку соответствующего цвета.


VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж.Слайд 25

Учитель: - Домашнее задание – творческое по выбору:

1. Составить «Энциклопедию одного слова» - словарного, по вашему выбору.

2. Составить словарь «Архаизмов» или «Устаревших слов».

3. Проект «Этимология одного слова»

4. Составить словарь «Фразеологизмы в нашей речи»

Учитель:- Спасибо за урок!!!! Мы не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук, ведь не стыдно не знать, а стыдно не учиться! И закончить наш урок мне бы хотелось словами И. С. Тургенева: «Берегите русский язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно, с этим могущественным орудием».Слайд 26




Список использованной литературы

«Конкурс грамотеев»; Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку, М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995.

Толковый словарь живого великорусского языка; Даль В.И. в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

Учебник «Русский родной язык» О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова.

Толковый словарь русского языка; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. -М.6 Азбуковник, 1999. - 944 с.

Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Ушакова, -М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. -752 с.

Этимологический словарь русского языка: в 4 томах / Макс Фасмер; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. - 4-е изд., стер. - Москва:Астрель : АСТ, 2007-. - 22 см.; ISBN 5-17-013347-2 (АСТ)

Источник: Статья Фразеологизмы с «корабль» с https://burido.ru/razvitie-i-obuchenie/606-frazeologizmy-s-korabl 

Приложение:

Презентация к уроку для учителя.


Творческие работы учащихся:

Исследовательская работа «Архаизмы».

Исследовательская работа «Этимология одного слова».

Проект «Какие слова называют устаревшими?»

Фразеологический словарь.

Исследовательская работа «Энциклопедия одного слова».

14


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.