Методические рекомендации к урокам русской литературы XX века: «Поэзия шестидесятников: "Поэт в России больше, чем поэт"» (обзорная лекция)

4
0
Материал опубликован 5 August 2021

Поэты второй половины 20 века
PPTX / 7.11 Мб

Кривоносова Татьяна Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Павловского филиала Воронежской области

«Губернский педагогический колледж»

 

Методические рекомендации к урокам русской литературы XX века

 

Тема: «Поэзия шестидесятников: «поэт в России больше, чем поэт» (обзорная лекция)

 

Цели: познакомить с новаторством поэтов периода «оттепели»; особенности языка, стихосложения молодых поэтов–шестидесятников; авторская песня, ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Что вы знаете о периоде «оттепели» в истории России?

Литература всегда была отражением жизни. Понаблюдаем, какие изменения происходят в литературе второй половины ХХ века.

В 1956 году вышел в свет первый альманах «День поэзии». В его заглавии – название поэтического праздника, ставшего ежегодным: в этот день по всей стране читали стихи, поэты выходили на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаической серой повседневности не существует, что ежедневный мир прекрасен, если в него всмотреться с доверием и полюбить.

Поэтическое эхо раскатилось по стране. Искренность стала девизом и призывом того поэтического момента. После глухих сталинских десятилетий поэзия отражала обновление исторического порядка как возвращение к законам природы, прозрачным и ясным.

II. Тематика поэзии периода «оттепели».

1. Люди искренно верили в лучшие перемены в жизни.

Вместе с другими реабилитированными возвращается Ярослав Смеляков (1913–1972). Его стихотворение «Если я заболею, к врачам обращаться не стану…» (1940, публ. 1945) по всей стране поется под гитару и прокладывает дорогу авторской песне. «С возвращением Смелякова в поэзии стало как-то прочнее, надежнее», – скажет Е. Евтушенко. Смеляков одним из первых тогда заставил почувствовать поэзию и значительность неприхотливой, почти скудной жизни:

Люблю рабочие столовки,

Весь их бесхитростный уют,

Где руки сильные неловко

Из пиджака или спецовки

Рубли и трешки достают.

«Столовая на окраине», 1958

Поэтический стиль Смелякова, по-разговорному неожиданный, зоркий к деталям, и его позиция мужественного аскетизма оказались близки многим, в том числе молодым поэтам, прошедшим войну.

2. Судьба искусства после второй мировой войны нередко оценивается в свете фразы, сказанной немецким философом Адорно: «Как сочинять музыку после Освенцима?» Возможно ли после газовых печей и гибели миллионов в концентрационных лагерях писать стихи? Своим нравственным долгом поэты военного поколения считали не замолчать после Освенцима и Бухенвальда, после Ленинградской блокады и Сталинградской битвы, а сказать то, о чем раньше вслух и нельзя было говорить, чего власти не хотели слышать.

«Никто не забыт, и ничто не забыто» – слова Ольги Берггольц (1910–1975) звучали в устах поэтов «военного поколения» клятвой: сказать не только о тех, кто умирал, но и о тех, кто бездарно посылал на смерть. И они говорили об этом:

Мы под Колпино скопом стоим,

Артиллерия бьет по своим.

Это наша разведка, наверно,

Ориентир указала неверно.

Недолет. Перелет. Недолет.

По своим артиллерия бьет…

Нас комбаты утешить хотят,

Нас Великая Родина любит…

По своим артиллерия лупит, –

Лес не рубят, а щепки летят…

Каков смысл перефразированной пословицы в данном контексте?

Слышится жаргон официальных лозунгов о Великой Родине, которыми оправдывали любые жертвы, поскольку великое дело не обходится без жертв. У Межирова именно об этом речь – о праве одного человека превращать другого в жертву собственной преступной нерадивости, глупости, жестокости. Такие стихи о войне могли появиться, да и быть написаны лишь после «оттепели». Нелюбовь к высокопарному пафосу и эпической затянутости – черта поэзии всего «военного поколения» и поэтического стиля, утвердившегося в 50-х годах. На нем выросло и от него оттолкнулось следующее поколение, связанное с необычайным подъемом поэтической популярности, с так называемым поэтическим бумом.

3. Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский (он завоевал известность как автор песен «Я, ты, он, она, / Вместе – целая страна», лирико-патриотических текстов к фильму «Семнадцать мгновений весны» и др.)

Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на сегодняшнюю речь и насущные запросы: она учила не приспосабливаться, а быть самим собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать от пути обновления жизни.

В момент, когда тело Сталина было вынесено из Мавзолея, Евгений Евтушенко предупреждал со страниц газеты «Правда», что этим расчеты с недавним прошлым не закончены:

Нет, Сталин не умер,

Считает он смерть поправимостью.

Мы вынесли

Из Мавзолея Его,

Но как из наследников Сталина

Сталина вынести?

«Наследники Сталина», 1962

4. Другая поэзия у Андрея Вознесенского. Поэт в начале 60-х ошарашивал читателя немыслимой вязью метафор, сплетенных из самых современных на тот день технических терминов:

Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот –

Аэропорт!

Брезжат дюралевые витражи,

Точно рентгеновский снимок души.

Как это страшно, когда в тебе небо стоит

В тлеющих трассах

Необыкновенных столиц!

«Ночной аэропорт в Нью-Йорке», 1962

Метафорическая оригинальность в сближении «далековатых» понятий и предметов была и осталась отличительной чертой стиля Вознесенского.

5. У Беллы Ахмадулиной роль была особой, более камерной, менее публичной. Её круг читателей был уже, но поклонение от этого ещё яростнее. Талант Ахмадулиной интонационный, акцентный.

Это особенно очевидно в авторском исполнении стихов: прежде всего слышатся не слова, а некий музыкально-стилистический тон.

III. Особенности языка, стихосложения молодых поэтов–шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов и др.

Предварительно было дано задание студентам: подготовить сообщения или доклады о творчестве названных поэтов.

IV. Авторская песня

1. «Бард», «менестрель», «актер-певец», «самодеятельная песня» – такие определения давались и даются, в одних случаях возвышая художественную личность, в других принижая. Песенное выявление поэзии законно, имеет свои традиции и многообразие форм.

Каких поэтов-бардов вы знаете? Какие песни бардов привлекли ваше внимание? Почему?

Фольклорные корни авторской песни известны: это лирическая песня и городской романс. Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовой песни отодвинула этот жанр на второй план, но только не в сердцах людей. Песни военных лет – самое яркое тому подтверждение. Первая «авторская песня» Михаила Анчарова появилась в 1941 году: «О моем друге – художнике».

Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и других бардов пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет авторской песни пришелся на 60–70-е годы. Её социальный подтекст был понятен всем.

2. Одним из тех, кто стоял у истоков авторской песни конца 50-х, был Юрий Визбор, овладевший сердцами и вниманием сотен слушателей. Магнитофонные ленты с его записями передавались из дома в дом, а его песни пели (и до сих пор поют!) у костров. Он был изумительно, прирожденно артистичен, многогранно талантлив, полон жизненной энергии. Свою позицию он определял так: «Нытье – вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявить более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо».

Радостный свет, тепло окрашивают каждую песню Ю. Визбора, даже самую грустную. Визбор был и остается поэтом интеллигенции, в первую очередь того поколения, времен «оттепели», которое на всю жизнь сумело сохранить юношескую мечтательность. Вечная молодость, неуспокоенность поэта, стремление в дорогу – близки молодым людям и нашего времени.

В чем обаяние песен Визбора? В особенной задушевности, умении проникнуть в самую суть человеческих переживаний, понять, поддержать.

Спокойно, дружище, спокойно!

У нас еще все впереди.

Пусть шпилем ночной колокольни

Беда ковыряет в груди.

Не путай конец и кончину,

Рассветы, как прежде, трубят.

Кручина твоя не причина,

А только ступень для тебя.

1962

В чувстве товарищества, которое соединяет героев его произведений. Альпинисты, туристы, летчики, моряки, полярники, космонавты… «Вот это для мужчин…» Визбора можно назвать певцом мужской доблести, солидарности, дружбы.

Отыщешь ты в горах

Победу над собой, –

это не только об альпинистах, а о преодолении самых разных испытаний, которые готовит жизнь. За простыми, на первый взгляд незамысловатыми строчками скрыт подтекст, понятный каждому, кому «знакомо щемящее чувство дороги».

Ведь дело мужчин пересилить тревогу,

Надежно держать чуть дрожащий штурвал

И молча глядеть на ночную дорогу,

Чтоб компас души верный путь указал.

1976

Визбор – поэт-романтик, понимавший красоту, умевший увидеть её и на экзотическом «плато Расминчор», и в подмосковном крае, где «над Подлипками льют дожди». Этот замечательный человек, что «бродил по Заполярью», «сердце оставил в Фанских горах» и исколесил сотни других дорог, остается преданным Москве, России и может сказать с полным правом:

И нету оправданья

Не любящим тебя.

Тонким лиризмом окрашены песни о любви, о женщине, о счастье.

Звучит аудиозапись песни «Ты у меня одна…».

«Милая моя, солнышко лесное», – мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.

Песня «Ты у меня одна…» (1964) воплотила мечту о единственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве человеческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.

Юрий Визбор ведет откровенный разговор со слушателем об очень важном, о вопросах, волновавших всех и всегда. Не случайно самые драматичные песни написаны в форме диалога («Телефон», «Поминки») или с включением ответных реплик собеседника («Серега Санин»), обращений «мой друг», «дружище», «милая моя».

Слушающий песни Визбора понимает, что их сочинил человек необыкновенной доброты, в котором за внешней мужественностью, сдержанностью скрываются ранимая душа, чистое сердце большого ребенка.

Творческое наследие Ю. Визбора велико – около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, киноактером, в юности готовился стать летчиком, занимался горными лыжами и альпинизмом, замечательно рисовал. «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» Ады Якушевой – о нем.

Юрий Визбор прожил недолгую жизнь (1934–1984), но оставил прекрасные песни, кинофильмы… К сожалению, уже после его смерти было издано несколько его книг и книг о нем, создан диск «Наполним музыкой сердца», а его песни не перестают петь все новые и новые молодые люди, чьи сердца не могут остаться равнодушными к Музе замечательного человека и поэта.

 

Литература

Дериглазова Р.Х. Поэзия «новой волны». – Новосибирск: НГУ, 1991 г.

Русские писатели 20 века: Библиографический словарь. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 1998 г.

«Строфы века»: Антология русской поэзии. /Сост. Е.Евтушенко. – Минск: Полифакт, 1995 г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.