Пояснительная записка
Автор: Исламова Людмила Викторовна, учитель начальных классов МБОУ "Карагайская СОШ № 2"
Ресурс: Методические рекомендации "Наблюдения за шмелями".
Цель: ознакомление учащихся с рекомендациями по наблюдению за шмелями, развитие кругозора, пополнение знаний о полезных насекомых.
Аудитория: 2-4 класс.
Возможное использование: уроки окружающего мира, внеурочная работа, летние задания.
Работа с карточкой
Карточка выдаётся учащимся, которым захотелось понаблюдать за шмелями, даются разъяснения по правилам ведения "Дневника наблюдений".
Наблюдения за шмелямиDOCX / 73.39 Кб
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Наблюдения за шмелями
Летнее задание для учащихся 3 класса
Исламова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Карагай - 2023
Наблюдения за шмелями
Шмели – это насекомые из отряда Перепончатокрылые. Их можно заметить в природе с ранней весны и до поздней осени. Перелетая с цветка на цветок, шмели собирают нектар, опыляя при этом множество цветущих растений.
В саду, на огороде или на лугу найдите растения с яркой окраской. Шмелей можно часто встретить на цветущих яблонях, бархатцах, клевере.
1. Наблюдения проводите в солнечную погоду, один-два раза в неделю. Отметьте, как часто прилетают шмели на выбранное вами растение, время между прилетами засеките и запишите в Дневник наблюдений.
2. Пронаблюдайте, как извлекают шмели нектар из цветков клевера.
3. Выясните, почему шмелю легко удаётся проникнуть хоботком в глубь цветка, где находится нектар.
4. При наблюдении за шмелём на цветке рассмотрите отделы тела, покровы тела, окраску. ротовой аппарат, строение конечностей и крыльев. Постарайтесь сделать фотографии шмеля на разных растениях и в разных ракурсах. По возможности проведите видеосъёмку в разное время и на разных растениях (весна, лето, осень). Из разных видеофрагментов с помощью родителей, старших брата или сестры смонтируйте видеоролик о жизни шмелей. Его можно использовать для отчета по летним наблюдениям.
5. При обнаружении места обитания шмелей сделайте описание норы, где она расположена. Иногда можно увидеть несколько норок шмелей, это колония. Наблюдение проводите после того, как шмель отлетит от норки. В отличие от пчел и ос шмели жалят в редких случаях, только когда им угрожает непосредственная опасность.
6. В книгах или Интернете найдите информацию о размножении и развитии шмелей. Какой у них цикл развития: с полным или неполным превращением? Сделайте краткую запись в Дневнике наблюдений.
7. С помощью дополнительных источников (книги, интернет) найдите сведения, какие виды шмелей охраняются в вашей местности, занесены в Красную книгу.
8. С помощью определителей в бумажном или электронном формате постарайтесь определить виды шмелей, используя фотографии и видео.
9. Оформите листовку о пользе и охране шмелей, расскажите об этом одноклассникам.
Краткая информация к определению шмелей.
Первым отличительным признаком всегда является кончик брюшка насекомых. У садовых, земляных и древесных шмелей он светлый, у луговых и каменных шмелей — красновато-коричневый, у полевых шмелей — в основном коричневый. Далее смотрим на спину. Здесь количество и цвет полосок являются важным отличительным признаком. Таким образом, у земляного шмеля всего две полоски, а у садового шмеля — три жёлтые полоски.
Шмели, как и пчелы, очень полезные насекомые. Не разоряйте гнезда шмелей!
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Земляной_шмель
https://givnost.ru/shmel-nasekomoe-opisanie-osobennosti-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-shmelya/
https://animalzoom.ru/zemlyanoy-shmel
https://itsyourshop.ru/eyelashes/shmel-zemlyanoi-opisanie-i-foto-zemlyanogo-shmelya-kratkaya.html