12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина22
Работаю учителем-логопедом в детском саду 7 лет. Образование высшее, по специальности филолог-преподаватель. В 2014 году прошла профессиональную переподготовку по программе "логопедия". Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Новгородская обл., Поддорье
2

Методические рекомендации по использованию лэпбука «Тигрята учатся ррр-ычать»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колобок» с.Поддорье

 

 

 

 

Методические рекомендации

по использованию дидактического пособия

ЛЭПБУК «Тигрята учатся ррр-ычать»

 

 

 

Составила Козлова М.В.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании педагогического

Совета МАДОУ д/с «Колобок» с.Поддорье

_________________________________

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании районного МО

_______________________________

 

2021 г

 

Аннотация

Данные рекомендации адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений с целью распространения сведений, подлежащих трансляции, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педагогических технологий в работе с родителями.

Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта, изложенного в педагогических изданиях.

 

Сведения об авторе:

Козлова Марина Викторовна – учитель-логопед МАДОУ д/с «Колобок» с. Поддорье, первая квалификационная категория.

Актуальность

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Логопедическая работа с такими детьми, усложняется отсутствием у них мотивации к обучению, снижением познавательной активности. Это заставляет постоянно искать новые подходы, идеи, формы и методы в коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Всем известно, что запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.

Автоматизация звуков довольно нудный и настолько же нужный этап коррекции звукопроизношения. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольника.

Одним из способов достижения является ЛЭПБУК – эффективная форма овладения речью в игре.

Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями и позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части)

 его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на закрепление поставленного звука Р. Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, систематизацию полученных знаний, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность. Материал в лэпбуке можно менять и добавлять.

Данное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями коррекционных групп и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

Цель:

Автоматизация звука [Р] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, скороговорках, стихах, предложениях и связной речи. Дифференциация звуков Р и Л.

Задачи:

- способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, фразах, связной речи;

- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;

- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.

Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

 

Предполагаемые результаты:

Результатом использования Лэпбука является осмысление ребенком необходимости правильного произношения звуков [Р] в собственной речи. Необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, чтобы поиграть, а также повторить пройденный материал. Проведенная работа с лэпбуком внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие дошкольников.

Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода, активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.

К. Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.

Пособие также позволит обеспечить взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда, разнообразить материал, поможет создать, систематизировать картотеку стимульного развивающего материала, повысит компетентность воспитателя в области речевой коррекционной работы.

t1641061255aa.gif

Задание: «Порычим вместе с тигрятами»

Цель: уточнение произношения изолированного звука или его вызывание.

Ребенку предлагается порычать громко-тихо, как тигренок.

t1641061255ab.gif

Задание: «Помоги тигренку».

Цель: уточнение артикуляционного уклада звука Р.

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы: где находится язычок при произнесении звука, как произносить звук правильно?

Есть памятка-напоминалка для педагога.

t1641061255ac.gif

Гимнастика для язычка

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука Р.

Перед началом работы ребенку предлагается вместе с обезъянкой выполнить артикуляционную гимнастику для звука Р («лопатка», «лошадка», «грибок», «дятел», «маляр», «гармошка», «индюк», «иголочка», «варенье»)

Задание: «Заведи мотор»

Цель:Развитие правильного произношения изолированного звука.

Необходимо завести мотор (порычать), чтобы помочь тигренку доехать до домика.

СЛОГОВЫЕ ИГРЫ

t1641061255ad.gif

Игра: «Порычим вместе с тигрятами».

Ребенку предлагается соединить букву Р с гласными буквами (пропеть).

Игра: «По дорожке пройди - слоги назови!»

Цель: автоматизация звука Р в прямых и обратных слогах, развитие внимания и зрительного сосредоточения.

Ребенок ведет пальчиком по дорожке и читает слоги (или повторяет за педагогом).

t1641061255ae.gif

Игры:

«Логопедические спиральки»,

«Песенка тигренка»

«Воздушные шарики»

«Грибник»

«Мечтатель».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука Р в слогах различной слоговой структуры.

Игра: «Логопедические спиральки»

Ребенок ведет пальчиком по спирали, произнося зук Р, когда доходит до середины, соединяет звук с нарисованной буквой

Игры: «Песенка тигренка», «Воздушные шарики», «Грибник»,«Мечтатель»-Прочтение или повторение слогов со звуком Р за педагогом.

головоломки

t1641061255af.gif

Игра на липучках: «Где спрятался звук?»

Цель игры: упражнять детей в нахождении места звука Р в слове (в начале, середине, конце). Развивать фонематический слух, тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Ребенок выбирает и называет картинку, где звук Р находится в начале, середине или конце слова и прикрепляет под соответствующим домиком.

Игра на липучках: «Слоговой поезд»

Цель игры:

-автоматизация звука Р в словах

-совершенствование навыков слогового анализа

-развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

В картинках предлагается посчитать количество слогов и прикрепить в соответствующий вагончик с цифрой.

t1641061255ag.gif

Игра: «Добавлялки»

Цель игры:

- автоматизация звука Р в словах;

- развитие внимания, мышления;

- ознакомление с рифмой, развитие творчества детей, пополнение и активизация словаря, стимулирование интеллектуального развития ребенка.

Ребенок отгадывает загадки, поднимает картинку с текстом, под ним картинка с отгадкой.

Игра «Один-много»

Цель игры: Автоматизация звука Р в словах, развитие грамматического строя речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ребенок вытаскивает из кармашка картинки со звуком Р и называет. На одной стороне карточки изображена картинка в единственном числе, на другой – во множественном.

Игры со словами

t1641061255ah.gif

Игра: «Найди тень»

Цель игры:

- автоматизация звука Р в словах в разных позициях.

- развитие умения детей находить заданные силуэты путем наложения.

-развитие у детей зрительного восприятия, внимания, мышления. ...

-развитие приемов зрительного наложения,

Маркером соединяем тень с картинкой и называем картинки со звуком Р.

(Файл заламинирован, маркер стирается и можно использовать повторно).

Игра на липучках: «Посчитай-ка»

Цель игры:

- автоматизация звука "Р" в словах в разных позициях;

- развитие грамматического строя речи;

- закрепление умения согласовывать существительные с числительными; расширение и активизация словаря.

Ребенку предлагается посчитать предметы со звуком Р в разных позициях.

Игра «Улитки»

Цель игры:t1641061255ai.gif

- автоматизация звука в в начале, середине и конце слова;

Ребенок называет картинки со звуком Р, которые нарисованы на улитках. Улитки на липучках. Есть дополнительный материал. Можно заменять улитки.

В перерыве предлагается сделать гимнастику для глаз.

t1641061255aj.gif

Игра: «Пройди лабиринт»

Цель:

-автоматизация звука Р в словах в начале, середине и конце слова.

-развитие мелкой моторики.

Предлагается пройти лабиринт, называя слова со звуком Р.

(Лабиринты на липучках, заменяются с постепенным усложнением материала).

Игра: «Собери пазл:

Цель:

-автоматизация звука Р в словах в начале, середине и конце слова.

-развитие мелкой моторики, внимания, воображения, памяти.

- развитие навыка соединять части предметов одно целое.

Собирая пазл, ребенок называет предметы со звуком Р.

 

t1641061255ak.gifАВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Игра на липучках: «Что у зебры в корзине?»

Цель:

-автоматизация звука Р в предложениях,

-дифференциация понятий овощи и фрукты.

-развитие мелкой моторики.

Ребенок произносит предложение : «У зебры в корзине….приклеивая картинки со звуком Р.

Затем можно спросить ребенка, где в корзине овощи, а где фрукты.

t1641061255al.gif

Игра на липучках: «Кто живет в жарких странах?»

Цель:

-автоматизация звука Р в предложениях,

- знакомство с животными жарких стран

-развитие мелкой моторики.

Ребенок произносит предложение : «В жарких странах живет….приклеивая и называя животных, в названии которых есть звук Р.

t1641061255am.gif

Игра «Составь предложение»

Цель:

-автоматизация звука Р в предложениях

- развитие связной речи;

- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ;

Предлагается составить и произнести предложение со звуком Р. Картинки на липучках меняются по мере усложнения материала.

Игра: «Чистоговорки»

Цель: автоматизация звука Р во фразовой речи.

Предлагается повторить чистоговорки со звуком Р за педагогом.

Игра: «Помоги черепахе добраться до ключика» (найди все буквы Р)

t1641061255an.gif

Цель: запоминание зрительного образа буквы Р, развитие внимания, памяти, мышления.

Предлагается найти и провести маркером дорожку к ключику, отыскав все буквы Р.

Игра: «Обведи только те картинки, где есть звук Р»

Цель: автоматизация звука Р в словах. Развитие фонематического слуха, умения находить звук Р в словах.

(лист заламинирован, маркер стирается и можно использовать повторно)

t1641061255ao.gif

Задание: «Перескажи рассказ»

Цель: автоматизация звука Р в связной речи.

Стихи: автоматизация звука [Р] в стихах;

Цель: развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.

Скороговорки:

Цель: автоматизация звука [Р] в скороговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.

Дифференциация звука Р-Л

t1641061255ap.gif
Игра: «Кнопочки-переключалки»

Цель: дифференциация звука Р-Л

Предлагается назвать картинки, начинающие на букву Р и Л.


t1641061255aq.gift1641061255ar.gif
Дополнительный материал в кармашках.


 

Используемая литература и ресурсы

1.Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.
2. Козырева Л.М. Автоматизация трудных звуков. – Ярославль, 2007
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков у детей. – М., 2006.
4. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков [р] Санкт-Петербург. 2008
5. Спивак Е.Н. Звуки. Р – М., 2007
6. Google

https://vk.com/club103707997

https://vk.com/club117483552

https://www.youtube.com/watch ?v=_4lebO4KnBc

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.