Методические рекомендации по использованию лэпбука «Тигрята учатся ррр-ычать»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» с.Поддорье
Методические рекомендации
по использованию дидактического пособия
ЛЭПБУК «Тигрята учатся ррр-ычать»
Составила Козлова М.В.
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании педагогического
Совета МАДОУ д/с «Колобок» с.Поддорье
_________________________________
РАССМОТРЕНО:
на заседании районного МО
_______________________________
2021 г
Аннотация
Данные рекомендации адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений с целью распространения сведений, подлежащих трансляции, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педагогических технологий в работе с родителями.
Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта, изложенного в педагогических изданиях.
Сведения об авторе:
Козлова Марина Викторовна – учитель-логопед МАДОУ д/с «Колобок» с. Поддорье, первая квалификационная категория.
Актуальность
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Логопедическая работа с такими детьми, усложняется отсутствием у них мотивации к обучению, снижением познавательной активности. Это заставляет постоянно искать новые подходы, идеи, формы и методы в коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Всем известно, что запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Автоматизация звуков довольно нудный и настолько же нужный этап коррекции звукопроизношения. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольника.
Одним из способов достижения является ЛЭПБУК – эффективная форма овладения речью в игре.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями и позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части)
его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на закрепление поставленного звука Р. Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, систематизацию полученных знаний, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность. Материал в лэпбуке можно менять и добавлять.
Данное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями коррекционных групп и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.
Цель:
Автоматизация звука [Р] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, скороговорках, стихах, предложениях и связной речи. Дифференциация звуков Р и Л.
Задачи:
- способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, фразах, связной речи;
- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
Предполагаемые результаты:
Результатом использования Лэпбука является осмысление ребенком необходимости правильного произношения звуков [Р] в собственной речи. Необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, чтобы поиграть, а также повторить пройденный материал. Проведенная работа с лэпбуком внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие дошкольников.
Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода, активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.
К. Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.
Пособие также позволит обеспечить взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда, разнообразить материал, поможет создать, систематизировать картотеку стимульного развивающего материала, повысит компетентность воспитателя в области речевой коррекционной работы.
Задание: «Порычим вместе с тигрятами»
Цель: уточнение произношения изолированного звука или его вызывание.
Ребенку предлагается порычать громко-тихо, как тигренок.
Задание: «Помоги тигренку».
Цель: уточнение артикуляционного уклада звука Р.
Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы: где находится язычок при произнесении звука, как произносить звук правильно?
Есть памятка-напоминалка для педагога.
Гимнастика для язычка
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука Р.
Перед началом работы ребенку предлагается вместе с обезъянкой выполнить артикуляционную гимнастику для звука Р («лопатка», «лошадка», «грибок», «дятел», «маляр», «гармошка», «индюк», «иголочка», «варенье»)
Задание: «Заведи мотор»
Цель:Развитие правильного произношения изолированного звука.
Необходимо завести мотор (порычать), чтобы помочь тигренку доехать до домика.
СЛОГОВЫЕ ИГРЫ
Игра: «Порычим вместе с тигрятами».
Ребенку предлагается соединить букву Р с гласными буквами (пропеть).
Игра: «По дорожке пройди - слоги назови!»
Цель: автоматизация звука Р в прямых и обратных слогах, развитие внимания и зрительного сосредоточения.
Ребенок ведет пальчиком по дорожке и читает слоги (или повторяет за педагогом).
Игры:
«Логопедические спиральки»,
«Песенка тигренка»
«Воздушные шарики»
«Грибник»
«Мечтатель».
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука Р в слогах различной слоговой структуры.
Игра: «Логопедические спиральки»
Ребенок ведет пальчиком по спирали, произнося зук Р, когда доходит до середины, соединяет звук с нарисованной буквой
Игры: «Песенка тигренка», «Воздушные шарики», «Грибник»,«Мечтатель»-Прочтение или повторение слогов со звуком Р за педагогом.
головоломки
Игра на липучках: «Где спрятался звук?»
Цель игры: упражнять детей в нахождении места звука Р в слове (в начале, середине, конце). Развивать фонематический слух, тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
Ребенок выбирает и называет картинку, где звук Р находится в начале, середине или конце слова и прикрепляет под соответствующим домиком.
Игра на липучках: «Слоговой поезд»
Цель игры:
-автоматизация звука Р в словах
-совершенствование навыков слогового анализа
-развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
В картинках предлагается посчитать количество слогов и прикрепить в соответствующий вагончик с цифрой.
Игра: «Добавлялки»
Цель игры:
- автоматизация звука Р в словах;
- развитие внимания, мышления;
- ознакомление с рифмой, развитие творчества детей, пополнение и активизация словаря, стимулирование интеллектуального развития ребенка.
Ребенок отгадывает загадки, поднимает картинку с текстом, под ним картинка с отгадкой.
Игра «Один-много»
Цель игры: Автоматизация звука Р в словах, развитие грамматического строя речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).
Ребенок вытаскивает из кармашка картинки со звуком Р и называет. На одной стороне карточки изображена картинка в единственном числе, на другой – во множественном.
Игры со словами
Игра: «Найди тень»
Цель игры:
- автоматизация звука Р в словах в разных позициях.
- развитие умения детей находить заданные силуэты путем наложения.
-развитие у детей зрительного восприятия, внимания, мышления. ...
-развитие приемов зрительного наложения,
Маркером соединяем тень с картинкой и называем картинки со звуком Р.
(Файл заламинирован, маркер стирается и можно использовать повторно).
Игра на липучках: «Посчитай-ка»
Цель игры:
- автоматизация звука "Р" в словах в разных позициях;
- развитие грамматического строя речи;
- закрепление умения согласовывать существительные с числительными; расширение и активизация словаря.
Ребенку предлагается посчитать предметы со звуком Р в разных позициях.
Игра «Улитки»
Цель игры:
- автоматизация звука в в начале, середине и конце слова;
Ребенок называет картинки со звуком Р, которые нарисованы на улитках. Улитки на липучках. Есть дополнительный материал. Можно заменять улитки.
В перерыве предлагается сделать гимнастику для глаз.
Игра: «Пройди лабиринт»
Цель:
-автоматизация звука Р в словах в начале, середине и конце слова.
-развитие мелкой моторики.
Предлагается пройти лабиринт, называя слова со звуком Р.
(Лабиринты на липучках, заменяются с постепенным усложнением материала).
Игра: «Собери пазл:
Цель:
-автоматизация звука Р в словах в начале, середине и конце слова.
-развитие мелкой моторики, внимания, воображения, памяти.
- развитие навыка соединять части предметов одно целое.
Собирая пазл, ребенок называет предметы со звуком Р.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Игра на липучках: «Что у зебры в корзине?»
Цель:
-автоматизация звука Р в предложениях,
-дифференциация понятий овощи и фрукты.
-развитие мелкой моторики.
Ребенок произносит предложение : «У зебры в корзине….приклеивая картинки со звуком Р.
Затем можно спросить ребенка, где в корзине овощи, а где фрукты.
Игра на липучках: «Кто живет в жарких странах?»
Цель:
-автоматизация звука Р в предложениях,
- знакомство с животными жарких стран
-развитие мелкой моторики.
Ребенок произносит предложение : «В жарких странах живет….приклеивая и называя животных, в названии которых есть звук Р.
Игра «Составь предложение»
Цель:
-автоматизация звука Р в предложениях
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ;
Предлагается составить и произнести предложение со звуком Р. Картинки на липучках меняются по мере усложнения материала.
Игра: «Чистоговорки»
Цель: автоматизация звука Р во фразовой речи.
Предлагается повторить чистоговорки со звуком Р за педагогом.
Игра: «Помоги черепахе добраться до ключика» (найди все буквы Р)
Цель: запоминание зрительного образа буквы Р, развитие внимания, памяти, мышления.
Предлагается найти и провести маркером дорожку к ключику, отыскав все буквы Р.
Игра: «Обведи только те картинки, где есть звук Р»
Цель: автоматизация звука Р в словах. Развитие фонематического слуха, умения находить звук Р в словах.
(лист заламинирован, маркер стирается и можно использовать повторно)
Задание: «Перескажи рассказ»
Цель: автоматизация звука Р в связной речи.
Стихи: автоматизация звука [Р] в стихах;
Цель: развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Скороговорки:
Цель: автоматизация звука [Р] в скороговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Дифференциация звука Р-Л
Игра: «Кнопочки-переключалки»
Цель: дифференциация звука Р-Л
Предлагается назвать картинки, начинающие на букву Р и Л.
Дополнительный материал в кармашках.
Используемая литература и ресурсы
1.Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.
2. Козырева Л.М. Автоматизация трудных звуков. – Ярославль, 2007
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков у детей. – М., 2006.
4. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков [р] Санкт-Петербург. 2008
5. Спивак Е.Н. Звуки. Р – М., 2007
6. Google
https://vk.com/club103707997
https://vk.com/club117483552
https://www.youtube.com/watch?v=_4lebO4KnBc