Доклад «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»

1
0
Материал опубликован 4 December 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Доклад

«Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»

(слайд) Свое выступление хочу начать словами Яна Амоса Каменского « Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека»

(слайд) Тема моего доклада «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»

(слайд) Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня я хочу остановиться на особенностях создания специальных условий для детей с задержкой психического развития

(слайд) Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

(слайд) Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и 


Презентация к докладу
PPT / 1.87 Мб

деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозырезус-конфликтгипоксия плода и др.), внутриутробные инфекциивнутричерепные родовые травмынедоношенностьядерная желтуха новорожденныхфетальный алкогольный синдром и т. д. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофиягрипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмыэпилепсия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что, однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

(слайд) Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой).

Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения.

(сайд) В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.

(слайд) Особыми образовательными потребностями обучающихся с задержкой психического развития являются:

побуждение познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

(слайд) совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),

формирование, развитие у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;

развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

(слайд) развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

усиление регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных

(слайд) Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как социальный педагог, логопед, психолог.

(слайд)1. Психолого-педагогическое сопровождение

(слайд) Психолого-педагогическая диагностика заключается в

- наблюдении;

-изучении документации;

-обследовании дефектолога, логопеда, психолога

(слайд) 2. Консультирование родителей.

(слайд) 3. Консультирование педагогов

(слайд) 4. Коррекционно-развивающая работа

(слайд) Основные задачи коррекционной работы

- Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире

- Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения

- Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

(слайд) 5. Психологическое просвещение и образование педагогов

(слайд)Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности

Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР

Индивидуальный подход

Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями

Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий

Использование многократных указаний, упражнений

Проявление большого такта со стороны учителя

Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы

Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы

Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

(слайд) 6. Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся

7. Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

(слайд) Формула успеха при работе с детьми с задержкой психического развития.

- общая коррекционная направленность процесса обучения,

- увеличение срока обучения,

- малая наполняемость класса,

- щадящий режим,

- соответствующий учебный план,

- увеличение количества часов на трудный раздел программы,

- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,

- создание положительной атмосферы на уроке,

- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,

- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,

- опора на игру,

- целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

(слайд) Система эффективной работы с детьми с ЗПР заключается

- Качественная диагностика

- Переподготовка педагогов

- Охранительный режим при обучении

- Взаимодействие с родителями

И в конце своего выступления обращу ваше внимание на то, что…

(слайд) Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.


 

http://festival.1september.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.hr-portal.ru/

http://www.genon.ru/

http://www.kdcenter.ru/

Предварительный просмотр презентации

« Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» Ян Амос Каменский

Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения Причины задержки психического развития:

Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой). Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения.

В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.

Особыми образовательными потребностями обучающихся с задержкой психического развития являются: побуждение познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире; формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.), формирование, развитие у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности; развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов; усиление регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий; сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как социальный педагог, логопед, психолог.

Психолого- педагогическая диагностика Наблюдение Изучение документации Обследование дефектолога, логопеда, психолога

Основные задачи коррекционной работы 1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения 3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - общая коррекционная направленность процесса обучения, - увеличение срока обучения, - малая наполняемость класса, - щадящий режим, - соответствующий учебный план, - увеличение количества часов на трудный раздел программы, - использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, - создание положительной атмосферы на уроке, - постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, - создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, - опора на игру, - целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Система работы

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Интернет - ресурсы http://festival.1september.ru/ http://pedsovet.org/ http://www.hr-portal.ru/ http://www.genon.ru/ http://www.kdcenter.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации