12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Жукова Лариса Геннадиевна121 Россия, Волгоградская обл., Михайловка Материал размещён в группе «Педагог-организатор» |
Доклад «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»
Доклад
«Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»
(слайд) Свое выступление хочу начать словами Яна Амоса Каменского « Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека»
(слайд) Тема моего доклада «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»
(слайд) Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня я хочу остановиться на особенностях создания специальных условий для детей с задержкой психического развития
(слайд) Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.
Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Биологические факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и
Презентация к докладу
PPT / 1.87 Мб
деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые
Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что, однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
(слайд) Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой).
Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения.
(сайд) В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.
(слайд) Особыми образовательными потребностями обучающихся с задержкой психического развития являются:
побуждение познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
(слайд) совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),
формирование, развитие у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
(слайд) развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
усиление регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных
(слайд) Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как социальный педагог, логопед, психолог.
(слайд)1. Психолого-педагогическое сопровождение
(слайд) Психолого-педагогическая диагностика заключается в
- наблюдении;
-изучении документации;
-обследовании дефектолога, логопеда, психолога
(слайд) 2. Консультирование родителей.
(слайд) 3. Консультирование педагогов
(слайд) 4. Коррекционно-развивающая работа
(слайд) Основные задачи коррекционной работы
- Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире
- Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения
- Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
(слайд) 5. Психологическое просвещение и образование педагогов
(слайд)Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
Индивидуальный подход
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
Использование многократных указаний, упражнений
Проявление большого такта со стороны учителя
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
(слайд) 6. Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся
7. Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
(слайд) Формула успеха при работе с детьми с задержкой психического развития.
- общая коррекционная направленность процесса обучения,
- увеличение срока обучения,
- малая наполняемость класса,
- щадящий режим,
- соответствующий учебный план,
- увеличение количества часов на трудный раздел программы,
- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
- создание положительной атмосферы на уроке,
- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
- опора на игру,
- целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
(слайд) Система эффективной работы с детьми с ЗПР заключается
- Качественная диагностика
- Переподготовка педагогов
- Охранительный режим при обучении
- Взаимодействие с родителями
И в конце своего выступления обращу ваше внимание на то, что…
(слайд) Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.