Инновации в современной системе образования детей с задержкой психического развития
Инновации в современной системе образования детей с задержкой психического развития
Наиболее сложно поддающаяся обучению и социализации группа – это дети с интеллектуальными нарушениями и ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития). Так как, по словам Л. Выготского, умственная отсталость – есть только первичное ядерное поражение головного мозга, то на него наслаиваются вторичные признаки, такие как нарушения характера поведения. Детям присущи скудость представлений об окружающем мире, низкий уровень развития коммуникации, неадекватность поведения. У детей с нарушениями в развитии интеллекта часто наблюдаются упрямство, негативизм, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, тревожность, они ведомы и падки на отрицательные примеры, которые также создают трудности их обучения и воспитания.
При обучении особых детей по АООП с учётом требований ФГОС УО большое внимание отводится развитию базовых учебных действий (БУД). Они подразделяются на следующие группы.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением обучением,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
понимание личной ответственности за свои поступки.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
В связи с трудностями в обучении детей с задержкой в психического развития, освоение базовыми учебными действиями часто затруднено, особенно у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Использование игровых ситуаций, проблемно-поисковых заданий делает учебную деятельность более эффективной, интересной для учащихся.
Учитывая, что детям трудно воспринимать любую абстрактную информацию, инновационными видами работ при обучении особых детей считаю использование интерактивных средств, в доступной, адаптированной для их восприятия форме. Также новым в обучении могу назвать симбиоз некоторых технологий, таких как личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровье-сберегающая, системно-деятельностный подход.
Например, на уроке с коррекционно-развивающей направленностью используются следующие принципы: динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция высших психических функций, мотивация к учению. Задания давались по степени нарастающей трудности, со сменой доминантного анализатора; оказывалась дозированная поэтапная помощь, выполнялся перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание; организованны специальные упражнение на развитие высших психических функций; задания с опорой на несколько анализаторов.
В оптимальном сочетании и гармоничном использовании на уроке система такого обучения приносит наилучшие результаты. Мотивация к учению у детей возрастает, учащиеся через непосредственную деятельность учатся находить выходы из сложившихся учебных ситуаций и конечно происходят минимальные потери для здоровья из-за школьных рисков и даже приумножение здоровья.