Методические рекомендации по обучению письму детей, имеющих НОДА

0
0
Материал опубликован 6 September

Методические рекомендации по обучению письму детей, имеющих НОДА.

Известно, что детский церебральный паралич представляет собой, в первую очередь, общее моторная неловкость. Нарушена работа как крупных мышц, так и мелкая моторика. Помимо ДЦП у обучающихся очень много сопутствующих заболеваний (ТМН) речи, зрения, слуха. При зрительных нарушениях (косоглазие, двоение в глазах, несогласованность в движениях, агнозия и прочие). Слуховые нарушения (тугоухость, фонематические нарушения слуха и т.д.). Речевые нарушения у детей с ДЦП взаимосвязаны с проблемами слуха (как слышим, так и говорим), а также с мышечными нарушениями речевого аппарата.

Большой контингент детей с ДЦП имеют нарушения в интеллектуальной сфере. Но задача педагога приложить все усилия, чтобы научить таких детей письму или печатанию (при невозможности обучению письму)

Обучение письму детей с умственной отсталостью (УО) и НОДА требует особого подхода, учитывающего особенности формирования графических навыков у таких детей.

К аждому обучающему рекомендуется организовать свое рабочее место, рабочую парту. Таким образом дети не мешают друг другу. В течение года дети нужно пересаживать для профилактики зрительных нарушений (но если у ребенка РАС, то пересаживать не рекомендуется). Некоторых детей необходимо фиксировать с помощью ремней, для детей-колясочников подбираются специальная парта и специальный стул, где фиксируется все, даже голова.

t1757147163aa.jpg

t1757147163ab.jpg








t1757147163ac.jpg

Во время урока рекомендуется часто менять вид деятельности, проводить физминутки.

Процесс обучения письму у детей с УО включает постепенное наращивание трудностей. Письмо – это передача информации, путём перешифровки звуков речи в их графическое обозначение – буквы. Для успешного овладения письменной речью у детей должны сложиться связи между слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как в письменной речи принимают участие четыре анализатора: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный

Этапы обучения письму детей с НОДА

1. Знакомство с рукописным начертанием буквы.

Дети анализируют букву, выделяют её элементы, соотносят с печатной. В нашей школе есть комплект букв по методу Монтессори, который представляет собой набор строчных и прописных букв алфавита. Каждая буква обозначена шероховатостью на гладком деревянном фоне. Согласные на синем основании, гласные – на красном. Также можно предложить учащимся нарисовать контур букв на песке, на манке, выложить из мозаики, камушков, крупной крупы, украсить букву с помощью аппликации, раскрасить ее, поставить заплатки и т.д…Таким образом ребенок соотносит тактильный образ буквы со зрительным. Педагог предлагает ребенку познакомится с буквой, потрогать её, обвести по контору, а сам в это время называет соответствующий звук.



t1757147163ad.png







t1757147163ae.jpg






t1757147163ag.jpg












t1757147163af.jpg

2. Упражнения в записи слогов, а затем слов.

Дети используют звукобуквенный анализ с предварительной условно-графической записью, применением разрезной азбуки.

У каждого ребенка есть индивидуальный набор разрезных слогов, сделанных на плотной бумаге, достаточно крупный.

t1757147163ah.jpgt1757147163ai.jpg





3. Списывание с рукописного и печатного текста.

Дети учатся переводить печатные буквы в печатные, постепенно заменяя их на письменные. Не все дети осваивают перенос печатных букв в письменные, многие так и остаются на печатном варианте с заменой только некоторых букв на письменные. Для фиксации тетрадей, бумаги мы используем метод широкой резинки, когда лист бумаги фиксируется обычной фитнес-резинкой, также можно тетрадь закрепить на парте с помощью малярного скотча.

t1757147163aj.jpg










t1757147163ak.jpg

Многие дети, имеющие тремор и пространственные нарушения, теряют ориентир в тетради во время письма. В таком случае рекомендуется использовать метод вырубки строки на картоне. Некоторым обучающимся необходима разлиновка строки на альбомном листе либо использование тетради в крупную линию и клетку (тетради для слабовидящих). Ребенок может не иметь зрительных нарушений, но из-за своих физических и графомоторных особенностей ему удобнее работать в таких тетрадях.



t1757147163al.jpg

t1757147163am.jpg

t1757147163an.jpg



Для снижения тремора у обучающихся рекомендовано использование тяжелых ручек, ручек с насадками (для правильной постановки пальцев). Для облегчения симптома гиперкинеза рекомендуется надеть на руки утяжелители (их можно сделать самостоятельно, или приобрести в спортивном магазине.



t1757147163ao.jpg

t1757147163ap.jpg

4. Упражнение в дополнении пропущенного слога или буквы.

Ученики должны установить последовательность звуков и букв в слове, определить недостающую единицу речи и написать её целиком. Для речевых детей с УО это практически невыполнимое задание, многие дети остаются в своем личном развитии на этапе копирования.

t1757147163aq.jpg







5. Письмо по слуху и самостоятельная записать слова 

Детям предлагается записать слова под диктовку с предварительным звукобуквенным анализом.

Некоторые методы и приёмы при обучении письму у детей с УО:

Игровые методы. Например, ролевые игры, сюжетные игры, которые активизируют интерес детей и стимулируют познавательную деятельность. На урок приходит герой-игрушка, письмо от сказочного персонажа. Овсянникова Ю.А. разработала ассоциативный алфавит.

t1757147163ar.jpg

















Данный алфавит позволяет обучить детей с легкой и тяжелой умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата навыкам письма печатных букв. В нем существуют такие элементы, как «палочка», «перекладина», «козырек», «голова», «животик», «ручки», хвостик» и пр. На первом этапе мы знакомим детей с данными элементами букв.

Пример: при изучении буквы «Б» необходимо писать или брать карточку обычной печатной буквы «Б» и проводить параллель с ассоциативной буквой «Б» (смотреть, на что похожи элементы печатной буквы «Б» - на палочку, затем на животик и на козырек, как у кепки).

t1757147163as.png

рис. 1 – Буква «Бб»



t1757147163as.png

рис. 2 – элемент «Палочка»





t1757147163as.png

Рис.3 –элемент «Животик»


t1757147163as.png

рис. 4 – элемент «Козырек»




Использование наглядных материалов. Карточки с изображениями, плакаты с буквами, словами, короткими предложениями с яркими иллюстрациями помогают детям лучше воспринимать информацию. У современных детей наглядно-образное мышление доминирует, и всю информацию они лучше воспринимают на зрительном уровне, чем на слуховом. Поэтому на уроках часто используются презентации, видеоролики.

Множественные представления информации. Предоставление материала в различных формах: аудио- и видеоматериалы, кинестетические элементы (например, написание букв на воздухе).

Индивидуализация обучения. Важно адаптировать материалы и методы под конкретные потребности учащихся, проводить индивидуальные занятия. Также элементы индивидуального обучения можно осуществлять на уроке с помощью тьюторского сопровождения.

Важно помнить, что обучение письму у детей с УО и НОДА требует особого подхода и требует работы педагога, который учитывает особенности ребёнка и разрабатывает специальные программы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации