«Методические рекомендации по организации профессионального самоопределения молодежи в области аэрокосмического образования»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Детская академия творчества «Солнечный город» Минпросвещения КБР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации профессионального самоопределения молодежи
в области аэрокосмического образования
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Науянис Э. З.
Нальчик
2024
Аннотация
Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, научным руководителям проектов обучающихся и призваны помочь в организации проектной и исследовательской деятельности в области аэрокосмического образования молодежи.
На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Каждый обучающийся должен осуществить выбор профессии, быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления.
Исходя из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации была поставлена задача довести до обучающихся сведения о существующих профессиональных ориентирах, необходимых для самореализации в передовых отраслях науки и техники, в т.ч. транспортных и космических систем, робототехники, систем безопасности, энергоэффективности, энергосбережения и др.
Цель: профессиональная ориентация на инженерные специальности в области аэрокосмического образования через приобщение к занятиям научно-техническим творчеством, исследовательской и конструкторской работе, изобретательской деятельности.
Задачи:
выявление и поддержка детей, имеющих склонность к изобретательской и конструкторской деятельности;
формирование готовности к саморазвитию, самоопределению;
формирование базовых компетенций, необходимых для успешной учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности;
построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося на длительное время, распределенного по этапам (первый, второй и последующие).
Основные принципы, на которых строится работа педагога:
постоянное самосовершенствование, саморазвитие: развиваемся мы, развиваются наши дети!
индивидуальный подход к каждому ребенку
активный творческий подход к делу в своей педагогической деятельности
Содержание
Пояснительная записка
Глава 1. Аэрокосмическое образование как аспект профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Методические рекомендации по работе с обучающимися склонными к исследовательской и конструкторской работе в системе аэрокосмического образования
1. Приемы, методы, образовательные технологии
2. Формирование образовательной среды в процессе обучения в системе аэрокосмического образования
3. Темник исследовательских проектов
4. Перечень дополнительных образовательных программ для обучения в системе аэрокосмического образования
5. Дневник исследовательской работы
6. Проведение открытых занятий как средство по организации профессионального самоопределения молодежи
в области аэрокосмического образования
Список рекомендуемой литературы
Приложения
Дневник исследовательской работы
Сценарный план авторского занятия «Учись! Действуй! Изобретай!» Роль проектной и исследовательской деятельности в выборе жизненно важных ориентиров.
Пояснительная записка
На современном этапе развития учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД) акцент переносится на подготовку обучающихся, способных ориентироваться в условиях быстро меняющихся профессиональных технологий, творчески подходить к устранению различных проблем, принимать взвешенные решения в нетипичных ситуациях. Поэтому в системе УДОД важным показателем сформированности общих компетенций, готовности обучающегося к практической деятельности, является овладение навыками проектной и исследовательской деятельности в области аэрокосмического образования. В профессиональных компетенциях педагога появилось требование обязательной организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Современный педагог должен знать:
а) методологию, теоретические основы и технологию научно-исследовательской и проектной деятельности,
б) научно-методические основы организации проектной и исследовательской деятельности;
в) требования к оформлению проектных и исследовательских работ;
г) электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации исследовательской, проектной деятельности обучающихся;
уметь:
а) формулировать примерные темы проектных, исследовательских работ обучающихся с учетом необходимости обеспечения их практикоориентированности;
б) консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских работ;
в) отслеживать периодически промежуточный результат освоения образовательных программ аэрокосмического образования.
Глава 1. Аэрокосмическое образование как аспект профессионального самоопределения молодежи
Цель образования сегодня - это создание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения.
Педагогическая наука в России открывает новые направления и горизонты для системы образования и педагогической практики. Одним из эффективных направлений в педагогике является аэрокосмическое образование, имеющее большие возможности для развития личности.
Аэрокосмическое образование является выражением важнейших тенденций в развитии человечества: планетарного и экологического мышления.
Аэрокосмическое образование, создавая грандиозную картину строения и эволюции Вселенной, позволяет человеку осознать свое место в окружающем мире.
Необходимо с ранних лет приобщать ребенка к космическому мышлению, осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что они живут на уникальной планете, природу которой необходимо сохранить на многие века и тысячелетия.
Педагогическая система аэрокосмического образования направлена, в первую очередь, на формирование нового научного мировоззрения, опирающегося на богатые традиции русского космизма и русской культуры, на новые достижения экологической науки и глобального образования. Данная педагогическая система нашла свое воплощение в условиях дополнительного образования, что позволило по-новому решить его основные задачи.
Аэрокосмическое образование наиболее целесообразно развивать в условиях региона, так как оно будет ориентировано на социально-экономические задачи развития данного региона и значительно обогатит его образовательное пространство. Оно позволяет установить новые эффективные связи в педагогической деятельности с ВУЗами и научно-исследовательскими учреждениями.
Исходя из модели аэрокосмического образования была выстроена педагогическая система организации научно-ориентированной познавательной деятельности направленная на личностное развитие и профессиональное самоопределение учащейся молодежи.
Глава 2. Методические рекомендации по работе с обучающимися склонными к исследовательской и конструкторской работе в системе аэрокосмического образования
1. Приемы, методы, образовательные технологии в аэрокосмическом образовании
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесные методы (рассказ, беседа, лекция);
наглядные методы (демонстрация);
практические методы (лабораторно-практические действия);
методы проблемного обучения (диалогическое проблемное изложение, исследовательский метод);
метод анализа результатов деятельности (анкетирование).
Методы обучения являются существенным инструментом в руках педагога дополнительного образования по управлению учебным процессом. Любой из методов в практике преподавания реализуется через приемы:
методические приемы,
организационные приемы,
логические приемы,
технические приемы,
классификация,
систематизация,
установления причин и выяснения взаимосвязей.
Характеризуя приемы нельзя не отметить их сочетание. В практике преподавания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические приемы требуют и определенной организации учащихся, и, нередко, применения технических средств.
Образовательные технологии:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации;
технология обучения как учебного исследования;
технология коллективной мыслительной деятельности (КМД);
обучение в сотрудничестве.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности:
проблемное обучение;
технология творческих мастерских.
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
технология коллективного способа обучения (КСО);
компьютерные (новые информационные) технологии.
2. Формирование образовательной среды в процессе обучения в системе аэрокосмического образования
В процессе обучения наблюдаются различные варианты функционирования образовательной среды - развивающая, гуманистическая образовательная среда.
Учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся, рекомендуется использовать разные средства обучения: традиционные и современные для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающихся, работа строится на сотворчестве педагога и обучающегося, соблюдаются правила безопасности в использовании средств обучения.
Средства и инструменты обучения:
Наглядные
Печатные
Учебные приборы
Учебная техника
Мультимедийная техника
Построение педагогом дифференцированного обучения требует применения межсубъектных технологий обучения и воспитания, главные принципы которых:
«Деловое общение». Данная уровневая модель восприятия и общения предполагает, что занятия - это не односторонний процесс передачи информации от субъекта к объекту, а процесс совместной деятельности.
«Духовное общение». Включает в себя все особенности делового общения, но если на предыдущем уровне ученик и учитель - это деловые партнёры, которые относятся друг к другу с уважением, стремятся к более высокому результату совместной деятельности, то в дальнейшем субъекты общения и восприятия, стремятся друг к другу не только на деловой, но и личностной основе, тем самым обогащая деловое общение.
3. Темник исследовательских проектов
Тематика научно-исследовательских работ:
Биологический потенциал фотосинтетической продуктивности тетраплоидной кукурузы в условиях длительных космических полетов
Разработка элементов технологии выращивания растений в автоматическом режиме для космических оранжерей
Разработка и исследование управляемого мехатронного омни-колеса с переменным углом скрещивания
Разработка и исследование моделей различных манипуляторов для мобильных роботов
Модель параболического зеркала орбитального отражателя для получения пятна солнечного света с контролируемой освещённостью
Одноосная платформа с электронным управлением остойчивостью
Вывод астероидов малых размеров на стационарную окололунную орбиту с помощью надежного космического аппарата.
Создание неокомпозитов с использованием наноразмерных компонентов.
Контролируемый синтез углеродных наноструктур в электрических и магнитных полях при лазерном воздействии
Зондирование рельефа поверхности и физических характеристик невидимых участков небесных тел с помощью космических аппаратов
Оптимизация характеристик солнечных батарей для работы в ближнем и дальнем космосе
Статистика солнечной активности
Пылевая материя Солнечной системы и ее роль в деградации космических аппаратов
Создание солнечного привода для наземного транспорта с помощью орбитального отражателя.
Орбитальный лифт с аэростатическим приводом.
Стратосферный стартовый комплекс жесткой конструкции с аэростатической разгрузкой.
Геосинхронная система для освещения локальных участков Земли в ночное время.
Астрофизические методы поиска темной материи во Вселенной.
Создание прототипа автоматического зонда для изучения подледных океанов на спутнике Европа.
Особенности методов оптической астрономии для поиска экзопланет.
Разработка прототипа двигателя с использованием энергии постоянного магнитного поля.
Использование астероидов для радиационной защиты пилотируемых КА при длительных межпланетных перелетах.
Измерение временной зависимости углового диаметра луны с помощью телескопа рефлектора
4. Перечень дополнительных образовательных программ для обучения в системе аэрокосмического образования
Физические закономерности научно-исследовательской деятельности
Автоматизация. Мехатроника. Робототехника
Конструирование и моделирование
Математические структуры
Технический дизайн. Проектирование.
Нанофизика. Наноэлектроника
Психология научно-технического творчества
Введение в основы научно-исследовательской и изобретательской деятельности
Астрофизика. Физика космоса
Перспективные технологии XXI века
Химия. Химические технологии
Инженерная графика
Развития дара и стиля речи (РАДАР)
Химия. Копазиционные и полимерные материалы.
Биофизика
Базовая компьютерная подготовка. Программирование.
Человек. Земля. Вселенная
РТС «СТАРТ» Конструирование. Исследование
5. Дневник исследовательской работы (приложение 1)
Дневник исследовательской работы создан для выполнения творческого проекта технической направленности.
Творческий проект – это самостоятельная, итоговая творческая работа, которая позволит проверить приобретенные знания и умения, увидеть, насколько хорошо обучающиеся сумели усвоить содержание различных разделов программы.
В процессе выполнения творческой работы важно продемонстрировать не только приобретенный опыт, но и проявить личностные качества: целеустремленность, решительность, критичность, любознательность, стремление довести свою работу до конца при поддержке руководителя.
Дневник для выполнения проекта соответствует этапам проектирования, выполняемым под руководством педагога, руководителя и с использованием дополнительной литературы. В нем даны готовые бланки, которые помогут сэкономить время и качественно выполнить творческий проект. В Дневнике при выполнении каждого этапа проектирования необходимо найти соответствующий ему бланк, прочитать рекомендации или пояснения и произвести необходимую работу.
6. Проведение открытых занятий как средство по организации профессионального самоопределения молодежи в области аэрокосмического образования (приложение 2)
Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы.
На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.
Для открытого занятия может использоваться любой вид занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента детей группы. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога.
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных. Однако необходимость достижения цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение цели.
Открытое занятие имеет цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим.
Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий.
Предъявляется ряд требований:
Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической и профессиональной подготовки. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих.
Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Отметим, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для воспитанников, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.
Список рекомендуемой литературы:
Боков П.Ю., Галкина Т.А., Королёв Д.Ю., Петрова Е.Б., Сперантов В.В., Шаронова Н.В. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся по физике в гимназии //Физика в школе, №8, 2011
Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - №3, 2003 г.
Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Донина О. И. Концептуальные основы аэрокосмического образования. Учебник/УлГУ, 2000. – 200с.
Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3, 2000г.
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Порус, Изабэла Юдимовна. Аэрокосмическое образование как новое направление развивающего обучения (аспект профессионального самоопределения): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Чебоксары, 1998.- 22 с.: ил.
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008
Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 301 с. : ил. - (Педагогическая мастерская).
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
Самигуллин Г.Х. К.биол. н. доцент, Ректор Института непрерывного педагогического образования. Педагогические требования к открытым урокам// Методист № 6 2007.
Приложение I
Отдел научно-исследовательской и конструкторской работы
Дневник для выполнения
учебно-исследовательского,
научно-исследовательского проекта
технической направленности.
г. Нальчик
2011г.
Дорогие юные исследователи и конструкторы!
Этот дневник создан для выполнения творческого проекта технической направленности.
Творческий проект – это ваша самостоятельная, итоговая творческая работа, которая позволит проверить приобретенные знания и умения, увидеть, насколько хорошо вы сумели усвоить содержание различных разделов программы.
Вам при выполнении проектов предстоит реализовать навыки, приобретенные на занятиях по математике, изобразительному искусству, истории, развитию творческих способностей и другим предметам.
В процессе выполнения творческой работы важно продемонстрировать не только приобретенный опыт, но и проявить личностные качества: целеустремленность, решительность, критичность, любознательность, стремление довести свою работу до конца при поддержке руководителя.
Дневник для выполнения проекта соответствует этапам проектирования, выполняемым вами под руководством педагога, руководителя и с использованием дополнительной литературы. В нем даны готовые бланки, которые помогут сэкономить время и качественно выполнить творческий проект. В дневнике при выполнении каждого этапа проектирования вам необходимо найти соответствующий ему бланк, прочитать рекомендации или пояснения и произвести необходимую работу.
Желаем вам успехов в творчестве и реализации задуманных идей!
Содержание.
Подготовительный этап.
Пояснительная записка.
Историческая справка.
Конструкторский этап.
Эскизное конструирование.
Выполнение конструкторской документации.
Технологический этап.
Техническая справка.
Составление технологической справки.
Этап изготовления изделия.
План изготовления изделия.
Изготовление деталей и сборка изделия.
Испытания и эксперименты.
Заключительный этап.
Обоснование эффективного использования.
Выводы по итогам работы.
Защита творческого проекта.
Список литературы.
Проект
Тема:________________________________________
Выполнил:
Обучающийся___группы
Творческое объединение:________________
______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
(Ф.И.О.)
Педагог (руководитель):___________________
_______________________________________________
____________20___ г.
Каждый проект является уникальным и неповторимым. Это может выражаться в любой форме и на любом этапе проектирования.
Вам предлагается выполнить творческий проект, опираясь на следующие этапы:
подготовительный;
конструкторский;
технологический;
этап изготовления изделия;
заключительный.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает в себя вашу работу над выбором и обоснованием проекта.
Нужно определить тему будущего проекта. Тему может предложить руководитель, а можно выбрать самому.
Подумайте, что вас не устраивает, что бы вы хотели изменить в давно знакомых предметах. Реально оцените свои силы и возможности. Обо всех своих идеях сообщите руководителю.
При выборе темы проекта следует учитывать, что:
суть предстоящей работы должна быть понятной;
работа должна быть интересной;
вы должны быть готовы самостоятельно выполнить работу по изготовлению изделия;
должна быть соответствующей материально-техническая база.
В дневнике для выполнения проекта объясните письменно, почему выбран именно этот объект, и обоснуйте причину выбора (потребность в данном изделии).
Пояснительная записка.
(обоснование темы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Историческая справка
Следующий шаг, который вы проходите в творческой работе, - небольшой экскурс в историю объекта проектирования.
Работая над литературой, вы выясняете, когда появились (примерно) подобные объекты, как они изменялись, как выглядят сейчас.
В проектном дневнике в разделе «Историческая справка» вы описываете:
время и место возникновения объекта проектирования;
историю его развития и применения;
традиции и применение в современных условиях.
Историческая справка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Техническая справка
В технической справке указываются:
объект проектирования, его свойства и возможности;
инструменты и материалы, необходимые для изготовления этого объекта;
особенности формы, цвета, размеров и т.д.;
традиции (в рисунках композиции, технических приемах и т.д.);
краткое описание приемов (условные обозначения, иллюстрации и т.д.);
виды и способы отделки изделий.
Техническая справка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторский этап
Этот этап включает в себя разработку конструкторской документации: эскиз, рисунок, модель или схема, шаблон необходимый для его изготовления.
В дневнике для проекта вы выражаете идею конструкции изделия графически, опираясь на знания и умения, приобретенные на занятиях по начальному техническому моделированию, изобразительного искусства и инженерной графики.
Эскиз (модель).
Технологический этап
Перед началом выполнения изделия необходимо установить последовательность действий по его изготовлению, т.е. составить план работы.
План работы по изготовлению изделия содержит следующий перечень действий:
определить по образцу или по графической документации формы и размеры изделия;
особенности технологии изготовления;
выбрать материал для изделия и заготовку с учетом припусков на обработку;
выбрать оборудование, приспособления, инструменты, необходимые во время работы;
продумать последовательность действий для получения готовой детали или изделия.
План изготовления изделия
(название изделия)
Материалы:_______________________________________________________________________________________________________________________ | ||
№ | Последовательность выполнения работы | Оборудование, инструменты и приспособление |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Смета расходов для изготовления изделия
Материалы:_______________________________________________________________________________________________________________________ | ||
№ | Материалы, комплектующие и др. | Стоимость |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| Итого: | |
Этап изготовления изделия.
Для успешного выполнения работ этого этапа необходимо организовать рабочее место и последовательно выполнить все технологические операции, указанные в плане изготовления изделия. По имеющейся конструкторско-технологической документации необходимо изготовить образец проектируемого изделия.
Внешний вид изделия
Фотографии этапов создания моделей и общий внешний вид.
Этап совершенствования и испытания объекта в работе.
Апробирование и эксперименты.
Заключительный этап
На заключительном этапе выполнения творческого проекта необходимо:
разработать экологическое обоснование изделия;
обоснование эффективности использования проекта;
сформулировать выводы по итогам работы;
подготовить отчет о проделанной работе (оформить дневник для выполнения проектов);
выполнить защиту проекта.
Экологическое обоснование – это важная часть заключительного этапа выполнения вашего проекта. Вы оцениваете изготовленное изделие с экологической стороны. Влияет ли ваше изделие на природу, человека и его на окружающую среду?
Экологическое и экономическое обоснование
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по итогам работы
Не менее важной частью заключительного этапа является подведение итогов работы. Здесь вы раскрываете его положительные и отрицательные стороны. В выводах следует ответить на ряд поставленных перед собой вопросов.
Какие проблемы были при выполнении работы?
Что нового вы узнали при работе над выбранной темой?
Как оценили вашу творческую работу родственники, педагоги, обучающиеся?
Какие недостатки вы увидели в своем изделии, проекте?
Если в работе были допущены ошибки, то по какой причине?
Что вы хотели бы изменить в проекте, чтобы добиться наилучших результатов?
Выводы по итогам работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
В процессе выполнения творческого проекта вы использовали различную литературу, рекомендованную руководителем (педагогом), родителями и т.д. и найденную самостоятельно. Ваша задача – правильно и полно отразить перечень использованных литературных и других источников. Список литературы представляет собой перечень книг, статей, интернет-сайтов в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям.
Описание книг должно включать:
Ф.И.О. автора (ов);
название книги;
название издательства;
год издания и количество страниц.
Список литературы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочный лист
Группа ______ | Ф.И.О ______________
| Дата начала работы ____________ | Дата защиты ___________ | Тема работы ____________ |
№ п/п | Этапы выполнения проекта | Что оценивать | Оценка | ||
Макс-ная | Самооц-ка | Фактич-кая | |||
Подготовительный этап | Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность | 5 | | | |
Историческая и технологическая справка | 5 | | | ||
Конструкторский этап | Оформление конструкторской документации | 5 | | | |
Технологический этап | Оформление технологической документации | 5 | | | |
Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных, приспособленных и т.д. | 5 | | | ||
Этап изготовления изделия | Соблюдение культуры труда на каждом занятии | 5 | | | |
Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность | 30 | | | ||
Заключительный этап | Экологическое обоснование. Оригинальность | 5 | | | |
Качество доклада (защиты): полнота представления доклада; объем и глубина знаний по теме; ответы на вопросы; личностные качества докладчика. | 15 | | | ||
Качество записки (отчета, реферата); оформление, соответствие стандартам, рубрикация и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензии | 5 | | | ||
Наличие вывода в проделанной работе | 5 | | | ||
Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов | 10 | | |
Критерии выставления оценок | Итого балов | |||
баллы | 80-100 | 60-79 | 59 и менее | 100 |
оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно | Итоговая оценка _______________________ |
Подпись руководителя ___________________________ |
Проектная – комплексная работа выполняется вами постепенно.
Думая, размышляя над той или иной технической задачей (например, как соединить детали, облегчить изделие, сделать его удобным в обращении, красивым и др.), вам предстоит записывать свои технические находки, т.е. идеи. Поэтому страницы дневника пол заголовком «Рабочие заметки» могут быть использованы на любом этапе развития проекта.
Рабочие заметки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Защита проекта
Защита проекта проходит по всем этапам проектирования в виде доклада на 5 – 10 мин или презентации. На защите можно пользоваться планом для защиты творческого проекта.
План защиты творческого проекта
сообщение темы творческого проекта и ее обоснование;
изложение целей и задач проекта;
демонстрация готового изделия. Описание изделия и принципа его действия;
краткое сообщение исторической и технической справок;
демонстрация технико-технологической документации;
демонстрация или описание приспособлений, оборудования и инструментов, использованных в ходе работы;
сообщение путей повышения экологической безопасности;
сообщение основных выводов по итогам работы.
Решающее значение в оценке проекта имеют оригинальность, полнота, качество и самостоятельность работы. Педагогом оцениваются ответы на дополнительные вопросы.
Мы надеемся на ваши личностные качества, инициативу, настойчивость в достижении поставленной цели, умение критически оценивать свои неудачи.
Желаем успехов!
Приложение II
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Сценарный план авторского включает в себя:
| |||||||||||||||||||||||||
1. | Тема авторского занятия | ||||||||||||||||||||||||
«Учись! Действуй! Изобретай!» Роль проектной и исследовательской деятельности в выборе жизненно важных ориентиров | |||||||||||||||||||||||||
2. | Место занятия: в системе уроков; в системе профориентационной работы | ||||||||||||||||||||||||
Место занятия в системе уроков - Интегрированный урок (занятие), урок (занятие)-практикум Место занятия в системе профориентационной работы - профессиональное просвещение, профессиональная информация, профессиональные пробы, практико-ориентированная (проектная, исследовательская, конструкторская) деятельность как важное условие формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. | |||||||||||||||||||||||||
3. | Профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития) | ||||||||||||||||||||||||
Исходя из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации была поставлена задача довести до обучающихся сведения о существующих профессиональных ориентирах, необходимых для самореализации в передовых отраслях науки и техники, в т.ч. транспортных и космических систем, робототехники, систем безопасности, энергоэффективности, энергосбережения и др. Направленность на приоритеты рынка труда – предприятия космической отрасли, энергетики, робототехники в промышленном и сельскохозяйственном секторах, в т.ч. специальной робототехники. | |||||||||||||||||||||||||
4. | Цель и задачи авторского зянятия | ||||||||||||||||||||||||
Цель занятия: профессиональная ориентация на инженерные специальности через приобщение к занятиям научно-техническим творчеством, исследовательской и конструкторской работе, изобретательской деятельности. Задачи: выявление и поддержка детей, имеющих склонность к изобретательской и конструкторской деятельности; формирование готовности к саморазвитию, самоопределению; формирование базовых компетенций, необходимых для успешной учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности; построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося на длительное время, распределенного по этапам (первый, второй и последующие) | |||||||||||||||||||||||||
5. | Ключевые тематические акценты авторского урока | ||||||||||||||||||||||||
Занятие имеет модульную структуру, состоит из трёх образовательных модулей. Первый модуль «Учись!», направлен на выявление и поддержку детей, имеющих склонность к проектной и конструкторской деятельности. В рамках первого модуля проведены беседы, лекции с привлечением ученых, инженеров, аспирантов (выпускников нашего отдела) и специалистов. Второй модуль «Действуй!» направлен на формирование готовности к саморазвитию, самоопределению, базовых компетенций, необходимых для успешной учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. Был сделан акцент на профессиональные пробы, практико-ориентированную деятельность как важное условие формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Третий модуль «Изобретай!» направлен на построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося на длительное время, распределенного по этапам. Обучающиеся ознакомились с результатами проектной деятельности своих сверстников. | |||||||||||||||||||||||||
6. | Используемые приемы, методы, образовательные технологии | ||||||||||||||||||||||||
На занятии использованы следующие методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция); наглядные методы (демонстрация); практические методы (лабораторно-практические действия); методы проблемного обучения (диалогическое проблемное изложение, исследовательский метод); метод анализа результатов деятельности (анкетирование). Методы обучения являются существенным инструментом в руках педагога дополнительного образования по управлению учебным процессом. Любой из методов в практике преподавания реализуется через приемы: методические приемы, организационные приемы, логические приемы, технические приемы, классификация, систематизация, установления причин и выяснения взаимосвязей. Характеризуя приемы нельзя не отметить их сочетание. В практике преподавания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические приемы требуют и определенной организации учащихся, и, нередко, применения технических средств. Образовательные технологии: Педагогические технологии на основе личностной ориентации; технология обучения как учебного исследования; технология коллективной мыслительной деятельности (КМД); обучение в сотрудничестве. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: проблемное обучение; технология творческих мастерских. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология коллективного способа обучения (КСО); компьютерные (новые информационные) технологии. | |||||||||||||||||||||||||
7. | Формирование образовательной среды зянятия (средства, инструменты, информационные и методические материалы, инфраструктура, система управления, способы коммуникации) | ||||||||||||||||||||||||
В процессе занятия наблюдаются различные варианты функционирования образовательной среды - развивающая, гуманистическая образовательная среда. На занятии учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся, гармонично использовались разные средства обучения: традиционные и современные для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающихся, работа строилась на сотворчестве педагога и обучающегося, соблюдались правила безопасности в использовании средств обучения. Средства и инструменты обучения: Наглядные (образцы материалов, модели детских проектов, фотографии, видео); Печатные (дневник исследовательской работы, брошюры ведущих технических ВУЗов России) Учебные приборы (паяльная станция) Учебная техника (робототехнические конструкторы, токарный станок, 3D - принтер, компьютер) Мультимедийная техника (экран, проектор) Занятие проходило в трех ключевых лаборатория ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город»: лаборатория «Астрономии, астрофизики, физики космоса», лаборатория робототехники и энергетики, лаборатория общетехнического моделирования и конструирования. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагогу необходимо решать одновременно две проблемы: конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т.е. стиль общения. В процессе занятия использовался демократический стиль общения в процессе совместной творческой деятельности. Регулярно в течении занятия поддерживается обратная связь педагога с аудиторией. Построение педагогом дифференцированного обучения на занятии требует применения межсубъектных технологий обучения и воспитания, главные принципы которых: «Деловое общение». Данная уровневая модель восприятия и общения предполагает, что занятие - это не односторонний процесс передачи информации от субъекта к объекту, а процесс совместной деятельности. «Духовное общение». Включает в себя все особенности делового общения, но если на предыдущем уровне ученик и учитель - это деловые партнёры, которые относятся друг к другу с уважением, стремятся к более высокому результату совместной деятельности, то в дальнейшем субъекты общения и восприятия, стремятся друг к другу не только на деловой, но и личностной основе, тем самым обогащая деловое общение. | |||||||||||||||||||||||||
8. | Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.) | ||||||||||||||||||||||||
Ключевые компетенции обучающихся формируются в опыте собственной деятельности, с использованием исследовательского метода обучения, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Группы ключевых компетенций: 1.Организационные (готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности). 2. Информационные компетенции. (Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача). 4.Учебно-познавательные компетенции. Обучающийся овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включает элементы логической, методологической, учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. | |||||||||||||||||||||||||
9. | Предполагаемые результаты | ||||||||||||||||||||||||
В результате реализации 1 модуля «Учись!»: Выявлены обучающиеся, имеющие склонность к изобретательской и конструкторской деятельности и проектной деятельности; По итогам 2 модуля «Действуй!»: сформирована готовность к саморазвитию, самоопределению; сформированы компетенции, необходимые для успешной учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности; В результате работы 3 модуля «Изобретай!»: построены индивидуальные образовательные маршруты обучающихся на длительное время, сформированы инженерные команды. По итогам проведенного занятия у детей появился устойчивый интерес к занятиям научно-техническим творчеством, участию в конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах, появилось желание участвовать в возрождении престижа инженерных и научных профессий, технологическом прорыве страны! | |||||||||||||||||||||||||
10. | Содержательная часть (подробное описание занятия) | ||||||||||||||||||||||||
|