Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
Е. А. Валибаева,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 20 «Новая Эра»
г. Тулун
Сопровождение профессионального самоопределения – значимая составная часть общего процесса сопровождения самоопределения. Она должна рассматриваться как равноправный элемент в системе «общее образование – сопровождение профессионального самоопределения – профессиональное образование».
Это требует особого научного, организационного, методического и ресурсного обеспечения. Все три обозначенных процесса – воспитание, обучение и сопровождение самоопределения – одинаково важны в профориентационной работе. Наша школа -Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 20 «Новая Эра», является региональной пилоткой площадкой, и мы работаем по теме: "Формирование профессионального самоопределения старшеклассников в условиях техносферной среды современной школы".
Мы с педагогами определили, какие профессии требуют компетенций в предметной области. Были просмотрены разделы программ и темы, запланировали два раза в четверть включать в календарно тематическое планирование, знакомство с профессиями; по параллелям, чтобы получилась система. Составили тезаурус новых профессий по каждому предмету, которые также планируется в планировании. Провели анализ оборудования, которое имеется в кабинетах, мастерских. Проанализировали практико – ориентированные ресурсы, провели анализ цифровых платформ и их применение. Запланировали мероприятия, которые проводим и включаем в планирование уроков и внеурочной деятельности: банк проектных задач, методические недели, мастер – классы, профессиональная ориентация, работа ребят в разных возрастных группах, итоговые индивидуальные проекты 9 классы, 11 классы.
Профессиональное сопровождение выпускников в наше время более, чем актуально, а задача помочь выпускнику со своей будущей профессией – одна из главных современной школы.
Начиная с 7–8 класса, ребята проходят обучение в Тулунском Аграрном техникуме, так можно назвать профессиональные пробы и по окончанию 9 класса могут получить аттестаты предлагаемых профессий.
Проблемой является выбор экзамена по выбору, проанализировав ситуацию, оказалось, что учащиеся не готовы, испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства. Проанализировав ситуацию, пришли к выводу о важности осуществлять профессиональное сопровождение в системе, комплексно. Это модель профессионального сопровождения обучающихся с 1 по 11 класс, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Для успешного самоопределения выпускников необходима целенаправленная педагогическая работа по выбору профиля обучения, как совместная деятельность семьи, школы, социума.
Наша система включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, профессиональную диагностику, социально – профессиональную адаптацию.
Профессиональное сопровождение осуществляется на уроках и обязательно в системе внеклассных общешкольных мероприятиях.
В организации системы профильного сопровождения определены направления: 1–4 классы - «Профессии моих родителей», «Мир профессий» - формируется у ребят представление о мире профессий, о понимании труда в жизни человека, через участие в различных видах деятельности; 5–7 классы - «Кем я должен стать, чтобы стать профессионалом в выбранной области» - развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии; 8 – 9 классы – «самоопределение в области человек – труда -профессия» - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; 10 – 11 классы – формирование ценностно – системной стороны самоопределения, определение профессиональных планов и мероприятий учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов, профильное обучение.
Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Профильное просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Особенно востребованы формы работы: экскурсии на предприятия, встречи с преподавателями ВУЗов и ССУЗов, посещение «день открытых дверей» профессиональных учреждений. А также не мало важную роль играет развитие интересов и склонностей обучающихся в разных видах профессиональной деятельности. Они складываются из важных элементов: формирование и воспитание профессиональных интересов, уважение к данной профессии, любовь к труду, психологической готовности к работе. Эту работы в нашей школе координирует педагог – психолог.
Формированием профессионального самоопределения является предмет: «Технология», с 5 по 9 класс учащиеся изучают разные разделы предмета, итогом в конце года является проект. Помимо урока организована внеурочная деятельности: «Школа юного кулинара» для ребят с 5 по 8 класс, в школе ребята знакомятся с национальными кухнями мира. Итогом в конце года является «Фестиваль творчества», приготовление блюда по выбранному рецепту или по собственному рецепту из любой кухни мира.
Родители являются участниками образовательного процесса, принимают участие в профессиональной грамотности учеников, рассказывая об интересных профессиях из своего жизненного опыта на классных часах и совместных собраниях.
Конечно же такая работа требует серьезной подготовки педагогического коллектива, повышение квалификации, внесение определенных изменений в организацию всего учебного процесса. Ни мало важную роль играет в этом процессе функция классного руководителя, обеспечение посещения всеми обучающимися профориентационных мероприятий проводимых школой и вузами.
Именно на уроке технология учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.
Готовность к профессиональному самоопределению у старших школьников происходит наиболее эффективно в процессе целенаправленной деятельности образовательного учреждения как неотъемлемой составной части целостного учебно - воспитательного процесса.
Литература:
1. Попович А. Э. Педагогическое руководство профессиональной организацией выпускников школы. /Среднее профессиональное образование/.-№12 - 2010 г. - с.46 - 49.
2. Попович А.Э. Роль профессионального обучения в профессиональном сопровождении старшеклассников. /Среднее профессиональное образование/.-№120101г. - с.3 - 6.
3. Попович А.Э. К вопросу о профессиональном самоопределению выпускников общеобразовательных школ. /Социально гуманитарные знания / - №3-2011 г. - с.169-177.
4. Попович А.Э. Учет индивидуальных особенностей выпускников школ. /Социально - гуманитарные знания/. - №5. - 2011 г. - с.5.