Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе базового уровня первого года обучения по спортивному туризму
Методические рекомендации по организации учебного процесса
в группе базового уровня первого года обучения
по спортивному туризму
Тренировки с начинающими туристами считаются одни из самых ключевых и важных, так как в первый год закладывается база знаний и физической подготовки маленьких спортсменов.
Первые тренировки должны показать, в чем заключается суть спортивного туризма как вида спорта, а также уделить внимание на соблюдение техники безопасности на протяжении каждой тренировки.
Планы первых тренировок
для группы базового уровня по спортивному туризму:
Занятие 1. Знакомство.
- Представление.
Тренер представляется, знакомится с детьми, давая возможность каждому по очереди самостоятельно рассказать о себе.
- Контакты.
Записать номера телефонов родителей, чтобы связаться с ними в любой момент.
- Спортивный туризм – это…
Рассказать, о виде спорта, в чем он заключается, что спортсмены будут делать на тренировках. Это делается для того, чтобы у воспитанников выстроилась картина, чему они будут обучаться на тренировках.
- Многогранность данного вида спорта.
Виды спортивного туризма: водный, пешеходный, горный, вело, лыжный, парусный.
- Веревочные узлы – основа каждого туриста.
Показываем, как завязать узел «контрольный». Его назначение. При успешном освоении данного узла переходим к следующему: узел «прямой».
Далее дети работают в команде в эстафете: первый человек вяжет узел «контрольный» (остальные по команде становятся в планку), и передает эстафету следующему, а сам возвращается в планку, и так все стоят в планке, пока крайний участник эстафеты не завяжет узел.
Занятие 2.
- Повторение пройденного материала.
Дети повторяют узлы, которые научились вязать на первом занятии. Задача усложняется, когда туристам нужно будет завязать узел «контрольный» и «прямой» с завязанными глазами.
- Разминка.
Маленькие спортсмены прыгают на скакалке: по 10 раз на левой/правой/двух ногах по очереди. Далее следует перерыв, чтобы дети смогли отдохнуть и выполняют упражнения под названием «Спортивный зоопарк»:
Кенгуру (прыжки на двух ногах 20 метров)
Тараканы (опираясь на руки и ноги лицом к потолку, пробежать как таракан 20 метров)
Крабик (двигаться приставными шагами)
- Карабин.
Показать, как действует механизм карабина, как он открывается, и для чего он необходим туристу.
- Эстафета с карабинами.
На двух нитках висит по 5 карабинов, задача участников эстафеты перевесить все свои карабины со своей нитки на нитку товарища.
Занятие 3.
- Игра «Спортивные забавы»
Каждому спортсмену выдается карточка с различными заданиями, например, такими как:
Прыгнуть на скакалке 10 раз, простоять в планке 30 секунд, решить ребус, завязать узел, нарисовать туриста, отжаться 5 раз и т.п. Ребята, которые смогут выполнить все задания, побеждают.
- Эстафета с карабинами (см. занятие №2)
- Скалодром.
Задача детей: пролезть по нижним зацепам скалодрома, и коснуться на финише самого крайнего зацепа. Засекается время, и каждое занятие спортсмены стремятся улучшить свой личный рекорд.
Занятие 4.
Повторить вязание узлов «Прямой», «Контрольный», учимся вязать новый узел «Восьмерка проводник».
- Эстафета с карабинами (см. занятие №2)
- Скалодром. (см. занятие №3)
- Комплекс ОФП.
Занятие 5.
- Знакомство со страховочной системой.
Рассказать как надевается страховочная система, для чего предназначена каждая деталь на ней.
- Усы самостраховки – это…
- Эстафета в обвязках.
Туристы делятся на две команды и по очереди бегут эстафету, цель которой, прибежать к тренеру (который находится в центре спортивного зала), взять у тренера карабин, прищелкнуть его на свою страховочную систему, и убежать, передав эстафету следующему спортсмену своей команды.
- Скалодром. (см. занятие №3)
Занятие 6.
- Постараться самостоятельно надеть обвязки.
Тренер помогает туристам затянуть стропы, чтобы страховочная система была удобно расположена на спортсмене.
- Эстафета с узлами и карабинами.
Задача каждого спортсмена в эстафете: прибежать в центр спортивного зала, завязать узел восьмерка, прищелкнуть узел карабином на свою страховочную систему, убежать к команде и передать эстафету.
- Эстафета «Маятник».
На вертикальных перилах висит жумар, задача маленьких спортсменов: прищелкнуть ус самостраховки к жумару, взявшись руками за него, перелететь спортивный мат, отщелкнуть на целевой стороне жумар и отдать перила своим товарищам по команде.
- Знакомство со спусковым устройством «восьмерка».
Рассказать и показать детям, как заряжать спусковое устройство восьмерка, как двигаться во время спуска, и как правильно и безопасно удерживать перила при спуске.
Горбункова Ольга Ивановна