Методические рекомендации по выполнению заданий (для дистанционного обучения) по учебной дисциплине ОУД.01 Литература по профессии 23.01.03 Автомеханик (1 курс)

0
0
Материал опубликован 16 June 2020

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Филиал Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Иркутской области

«Иркутский колледж автомобильного транспорта

и дорожного строительства» в поселке Улькан

 

 

Методические рекомендации по выполнению заданий

(для дистанционного обучения)

по учебной дисциплине ОУД.01 Литература

по профессии 23.01.03 Автомеханик ( 1 курс)

 

Составитель:

Кузнецова Л.Г., преподаватель

 

Улькан, 2020

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дистанционное обучение- (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) обучение – форма обучения, при которой все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагога и обучающихся. Дистанционное обучение независимо от способа реализации отличает:

- разъединение в пространстве и/или времени педагогов и обучающихся, обучающихся между собой, а также обучающихся и образовательных ресурсов;

- взаимодействие между педагогом и обучающимся, между обучающимися, а также между обучающимися и образовательными ресурсами посредством различных видов телекоммуникаций.

Применение дистанционного обучения способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

НО…

В связи с введением дистанционного обучения достаточно сложно перестроиться быстро и оперативно на новую систему обучения, возникает много вопросов и трудностей. Переход на дистанционное обучение — это вызов. Вызов не только преподавателям, которым может быть трудно уйти от привычной классно-урочной системы преподавания, но и обучающимся, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли.

Основные трудности, с которыми я столкнулась как преподаватель-словесник на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Обучающиеся не хотят читать художественную литературу, анализировать, сопоставлять. Чаще всего находят готовые ответы в интернете и присылают одну и туже работу несколько человек. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с преподавателем и обучающимися.

 

Средствами дистанционного обучения, которые я использую на данном этапе:

печатный учебник либо электронный вариант учебника;

электронная обучающая среда отражающая и дополняющая учебник аудио-, видеоматериалами, тестовыми заданиями, форумами и пр.,

средства Интернет (аудио- и видеоресурсы, например, Онлайн-гимназия, цифровые образовательные ресурсы и пр.).

Для обратной связи со студентами используются следующие способы:

Дневник.ру ( через личные сообщения и комментарии к выполненным работам);

Социальная сеть ВК (так как основная масса студентов пользуется этим приложением);

Viber (личная переписка, видеозвонки, голосовые сообщения, общение в группах, созданных совместно с родителями и студентами);

электронная почта.

 

Данные рекомендации содержат задания для дистанционного обучения по учебной дисциплине ОУД.01 Литература по профессии 23.01.03 Автомеханик (1 курс). Учебные материалы составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Литература» по профессии 23.01.03 Автомеханик.

 

Методические рекомендации по выполнению заданий

по учебной дисциплине ОУД.01 Литература

по профессии 23.01.03 Автомеханик ( 1 курс)

для дистанционного обучения

 

 

Тема: Практическое занятие Итоговая письменная работа по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». ( 2 часа)

 

Цель: подвести итог изучения романа Ф.М. Достоевского, проверить знание содержания романа.

 

Инструкция по выполнению задания:

Ответить письменно на вопросы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Приветствуется цитирование из текста романа.

При работе использовать текст романа Ф.М. Достоевского (ссылка на текст произведения https://ilibrary.ru/text/69/index.html), онлайн учебник Литература Лебедев 10 класс 2 часть, rabochaya-tetrad-i-uchebnik.co, а также другие интернет-ресурсы

Задания для всех индивидуальны! ( на каждого студента по 2 вопроса индивидуальных и 6 вопросов для всей группы)

 

 

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

(ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА)

Часть 1, гл. 1.

1. Какова атмосфера петербургских улиц?

2. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа?

Часть 1, гл.2.

1. Что считает пороком Мармеладов?

2. В чем выразилось падение Мармеладова?

Часть 1, гл.3.

1. С чем сравнивает автор комнату героя?

2. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «… ты наше всё, вся надежда, упование наше».

3. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых?

Часть 1, гл. 4.

1. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?

2. Как относились к Раскольникову товарищи по университету?

Часть 1, гл. 5.

1. С какими словами герой обращается к Богу?

Часть 1, гл.6.

1. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь?

Часть 2, гл. 1.

1. В чем Раскольников видит начало «казни»?

2. По какому поводу героя вызвали в контору?

Часть 2, гл.2.

1. Какое впечатление на героя производит панорама собора?

Часть 2, гл.5.

1. Какова экономическая теория Лужина?

2. Почему Раскольникову приятно слушать звук колокольчика в квартире старухи?

Часть 2, гл. 7.

1. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова?

Часть 3, гл.1.

1. Чего потребовал Раскольников от сестры?

Часть 3, гл.3.

1. Что говорят Раскольников с матерью о квартире?

Часть 3, гл. 4.

1. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно?

2. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку?

Часть 3, гл.5.

1. Чему посвящена статья Раскольникова?

Часть 3, гл. 6.

1. Почему Раскольников в мыслях объединяет Лизавету и Соню?

Часть 4, гл.3.

1. В чем суть проекта Разумихина?

Часть 4, гл.4.

1. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»?

Часть 4, гл. 5.

2. Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу?

Часть 5, гл. 2.

1. Как относится Катерина Ивановна к людям?

Часть 5, гл. 3.

1. Может ли Соня постоять за себя?

Часть 5, гл. 4.

1. На какие цели Раскольников хотел употребить украденное?

2. Почему Соня хочет дать Раскольникову крест?

Часть 6, гл. 2.

1. Как характеризует Порфирий Петрович Раскольникова?

Часть 6, гл. 3.

1. Как Свидригайлов характеризует Петербург?

Часть 6, гл. 5.

1. С точки зрения Свидригайлова, есть ли в Раскольникове совесть?

2. Как относится Свидригайлов к Дуне?

Часть 6, гл. 7.

1. Для чего Раскольников пришел к матери?

Часть 6, гл. 8.

1. Почему Раскольников не произносит на площади слов признания?

2. Как встреча с Соней под лестницей повлияла на решение Раскольникова признаться?

Эпилог. Глава 2.

1. Чего стыдился Раскольников?

2. В чем обвинили Раскольникова каторжники?

3. Каково отношение Раскольникова к религии в финале?

 

Вопросы для всей группы

Итоги 1 части.

Каковы причины преступления Раскольникова?

Итоги 2 части.

По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит?

Итоги 3 части.

Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»?

Итоги 4 части.

С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней?

Порфирием Петровичем?

Итоги 5 части.

С какой целью автор сопоставил образы Катерины Ивановны и Сони с образом Раскольникова?

Итоги 6 части.

Чего ищет Раскольников от встреч со Свидригайловым?

 

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. Лев Николаевич Толстой.

На данную тему в рабочей программе отведено 10 часов ( 8 часов - лекция, 2 часа - практические занятия)

 

Тема: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого ( 1час)

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; выявить художественные особенности его творчества.

 

Инструкция по выполнению задания:

 

Самостоятельно изучить лекционный материал по творчеству Л.Н. Толстого. Выполнить конспект в тетрадь.

 

Лекционный материал

Толстой Лев Николаевич 1828 - 1910

Один из наиболее известных классиков русской литературы, писатель-романист, мыслитель Детство Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел. После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало. В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.

Обучение

В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Чтобы заново не проходить обучение, молодой Лев Толстой перевелся на юридический факультет, где он не без проблем, но все-таки перешел на второй курс. Однако здесь он увлекся французской философской литературой и, не доучившись на втором курсе, покинул университет. Но обучение не прервал – поселившись в доставшейся ему по наследству усадьбе Ясная Поляна, он занялся самообучением. Каждый день он ставил перед собой задачи и пытался их выполнять, анализируя проделанное за день. Кроме того, в распорядок дня Толстого входили работа с крестьянами и налаживание быта в поместье. Чувствуя вину перед крепостными, он в 1849 году открыл школу для крестьянских детей. Но самовоспитание молодого Толстого не задалось, далеко не все науки его интересовали и давались ему. Решить эту проблему он собирался в Москве, готовясь к кандидатским экзаменам, но вместо них увлекся светской жизнью. То же самое повторилось и в Петербурге, куда он уехал в феврале 1849 года. Не досдав экзамены на кандидата прав, он вновь уехал в Ясную Поляну. Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».

Военная служба

В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну. И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник». В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех. Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II. Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.

Творческий путь и признание

В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил. Между этими поездками Лев Николаевич продолжал писать. Результатом этого творчества стали, в частности, рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». Кроме того, он, наконец, закончил повесть «Казаки», которую с перерывами писал почти 10 лет. Однако вскоре популярность Толстого пошла на спад, что было вызвано размолвкой с Тургеневым и отказом от продолжения светской жизни. К этому добавилось общее разочарование писателя, а также смерть старшего брата Николая, которого он считал лучшим другом и который умер буквально у него на руках от туберкулеза. Однако после лечения от депрессии в башкирском хуторе Каралык Толстой вновь возвращается к творчеству, а также определяется с семейной жизнью. В 1862 году он посватался к одной из дочерей своей старой знакомой Любови Александровны Иславиной (в замужестве Берс) – Софье. В ту пору его будущей супруге было 18 лет, а графу – уже 34 года. В браке у Толстых родилось девять мальчиков и четыре девочки, но пятеро детей умерли еще в детстве. Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.

Творческий и философский перелом

Следующим великим произведением автора стал роман «Анна Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году. После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества. Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали. Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп». Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира. Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви. К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой. Вместе с тем Толстой много времени уделяет помощи крестьянам, заботится об их образовании и пропитании. Во время голода в Рязанской губернии Лев Николаевич открывал для нуждающихся столовые, где кормились тысячи крестьян.

Последние дни

28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало. Умер он в доме начальника станции на 83-м году жизни. Льва Николаевича Толстого похоронили в его имении Ясная Поляна в лесу на краю оврага. На похороны приехали несколько тысяч человек. Дань памяти писателю отдали и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом. По случаю траура были отменены некоторые развлекательные мероприятия, приостанавливалась работа заводов и фабрик, люди выходили на уличные демонстрации с портретами Льва Николаевича.

 

Тема: Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы (1час)

Цель: развивать навыки работы с художественным текстом, учебником; умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения.

 

Задание: Выполнить доклад по теме Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы».

План доклада:

История создания

Жанр произведения

Проблематика

Сила духа русского народа в представлении Толстого.

Утверждение духовного начала в человеке.

Особенности поэтики Толстого.

Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

При работе можно использовать онлайн учебник Литература Лебедев 10 класс 2 часть, а также другие интернет-ресурсы rabochaya-tetrad-i-uchebnik.co, дополнительные источники.

 

Дополнительный материал

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

 

Цель и основная тема

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, - боль, кровь, страдания и смерть.

 

Август в Севастополе

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» - один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.

 

Декабрьский Севастополь

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка - «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.

 

«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.

 

Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла - испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

 

Тема: Л.Н. Толстой. История создания романа «Война и мир» (1 час)

 

Цель: самостоятельно познакомиться с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие, обучение конспектированию.

 

Инструкция по выполнению задания:
1. Посмотреть видеоурок

(ссылка https://www.youtube.com/watch?v=XvAI89ndoM4  (Литература 10 класс, урок № 37)
2. На основании материала видеоурока ответить на вопросы ( в тетради):
1. Сколько лет писал Л.Н. Толстой роман «Война и мир»?
2. Где и когда был опубликован роман?
3. Особенности композиции романа-эпопеи « Война и мир».
4. Главный принцип построения романа?
5. Какие «миры» показывает Толстой читателю?
6. Жанр романа «Война и мир»
5. Дать определение Роман-эпопея

 

 

Дополнительный материал

История создания романа.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потре­бовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряже­ния всех духов­ных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день тру­да оставляешь в черниль­нице кусочек себя».

«Во всем мне хочется дойти до самой сути», - этими словами Б. Л. Пастернака можно объяснить возникновение замысла «Войны и мира», потому что именно до са­мой сути хотел добраться Л.Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Тол­стого-писателя всегда было характерно двойственное отноше­ние к жизни. В его твор­честве жизнь дается в единстве то, что объединяет интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».

Вот поэтому, когда в середине 50-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние чело­века, испы­тавшего это невероятное событие – участие в революционном изменении мира. А мы знаем, что и Достоевский, и Л.Н.Толстой были противниками резких изме­нений в жизни государства, и уж точно были против революций и государственных пе­реворотов.

 

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год - начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направ­лением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейст­вом в Россию». Она так и называлась «Декабри­сты», от нее осталось всего три главы.

1825 год - восстание декабристов. «Невольно от настояще­го я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. «Чтобы понять его, мне нужно было пе­ренестись в его молодость, и молодость его совпала со слав­ной для России эпохой 1812 года».

1805 - 1807 годы - заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия рома­на. Пер­воначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, по­тому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публи­ковались в журнале «Русский вестник» под за­главием «1805 год». В 1866 г. возникает но­вый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хо­рошо кончается». И, нако­нец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и фило­софское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими мате­риалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о вой­не 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамиль­ные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечест­венной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внима­тельно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель при­знавался, рассказывая о своей работе над рома­ном: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выду­мывал, а пользовался мате­риалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».

Роман «Война и мир» имел большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 г.» появился в «Русском вестнике» 1865 г.; в 1868 г. вышли три его части, за кото­рыми вскоре последовали остальные две.

Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зре­ния размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением . В романе Толстого представлены все классы общества, от импера­торов и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра. Что еще более возвышает его достоинство как эпоса — это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низ­менные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина).

В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рас­суждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сто­ронами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира», так и позднейшие — нет глубоко пессимистического настроения. И в «Войне и мире» есть ужасы и смерть, но здесь они какие-то, если можно так выразиться, нормальные. Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего. После «Войны и мира» читателю хочется жить, потому что даже обычное, среднее, серенькое существование озарено тем яр­ким, радостным светом, который озарял личное существование автора в эпоху созда­ния великого романа.

Позже Толстой скептически относился к своим романам. В январе 1871 года Тол­стой отправил Фету письмо: «Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».

Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и бла­годарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я придаю значение совсем другим своим книгам».

II. Историческая основа и проблематика романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех эта­пах борьбы Росси с бонапартистской Францией. В 1-ом томе описы­ваются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее терри­тории; во 2-ом томе - 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Прус­сии; 3-ий том - 1812 г., 4-ый том - 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., ко­торую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так дей­ствие в романе охваты­вает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художест­венно пре­творенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, которую русская армия ала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечествен­ной войны 1812 г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородин­ское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свиде­тельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, пода­вившего фран­цузское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное заверше­ние войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдель­ных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художест­венной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дво­рянства в государ­стве, о личности истинного гражданина Родины, об эманси­пации женщин и др. По­этому в романе отражены наиболее значительные яв­ления политической и обществен­ной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятель­ность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изобра­жает великосветские прие­мы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ре­месленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жиз­ни и жизни городских низов.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лы­сые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и России.

Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действую­щих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от француз­ского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского - вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен – затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрокра­тической орды - проблему кри­тики правителей.

 

Таким образом, замысел Толстого требовал создания ново­го жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Джон Голсуорси, английский писатель рубежа веков, писал о «Войне и мире»: «Если бы пона­добилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «ве­личайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

 

 

Смысл названия романа

Какой смысл имеют слова в о й н а и м и р в названии романа?

Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), и общее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни ( жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».

Столь же многозначно и другое ключевое слово романа – война. «Война и мир» - ведь это все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. Это две концепции бытия, два уровня понимания жизни представляет ли она собой столкновение исходящих лишь единичные стремления, слепой произвол случайности – словом, «войну» ( вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, - смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и его жена? И разве любая интрига, вообще интрига как таковая – не военная операция? Или же жизнь представляет собой по своей глубокой, скрытой, потенциальной сущности мир – общую связь людей, единство, согласие, целесообразную связь.(Ю.Бочаров)

 

«Война и мир» как художественное целое.

Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это

Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.

Мир семьи.

Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)

Мир нации.

Мир всех людей, живущих на земле.

Мир природы в ее самостоятельном развитии.

Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).

Композиция

I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.

II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».

III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.

IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.

Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в рома­не. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Алек­сандр 1 ) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную амо­ральность).

 

Жанровое и сюжетное своеобразие

Роман «Война и мир» – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все оттенки чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин сыграют важную роль в жизни Наташи Ростовой, но их отношение к этой наивной и хрупкой девочке различно. Возникшая ситуация позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт продолжается недолго – увидев, что Анатоль тоже ранен, князь Андрей прощает своего соперника прямо на поле боя. По мере развития действия романа мировоззрение героев меняется или постепенно углубляется. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину.

Повествование в романе ведется не от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображения может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков на данное событие; затем показывает сражение глазами непрофессионала в военном деле – Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В своем романе Л.Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение к важным жизненным проблемам, ответить на главный вопрос: «В чем смысл жизни?» И призыв Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: «Надо жить, надо любить, надо верить».

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Мысль семейная в романе « Война и мир» (1 час)

 

Цель: на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть понятие “мысль семейная”: показать идеал семейной жизни, простого человеческого счастья, основанных на здоровых нравственных началах, выявить авторский взгляд на тему семьи; совершенствование у обучающихся навыков сопоставительного анализа с целью выявления авторского отношения к героям; исследовательских навыков анализа, выделения главного, сравнения

 

Инструкция по выполнению задания:

Посмотреть видеоурок № 39 ( ссылка https://www.youtube.com/watch?v=zVWnO53SL-o)

Используя дополнительные источники ( текст романа, учебник, интернет-источники) заполнить таблицу.

Семьи Ростовых и Болконских

 

Ростовы

Болконские

1. Старшее поколение

 

 

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.

 

 

3. Дети, отношения между ними.

 

 

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах.

 

 

5. Отношение к народу.

 

 

6. Патриотизм. Отношение к войне.

 

 

7. Недостатки

 

 

8. Отношение автора к героиням

.

 

9. Отношение автора к семьям.

Автобиографичность.

 

 

 

Дополнительный материал

Мысль семейная» в романе «Война и мир», отражение в ней философской проблематики романа.

Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи.Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.


 

Тема: Тема войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (1 час)

Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.

 

Инструкция по выполнению задания:

Самостоятельно изучить материал видеоурока № 40 «Тема войны в романе "Война и мир»

 https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2505116913938742013&from=tabbar&reqid=1587827465877767-9590020284718011700113-sas1-7192-V&suggest_reqid=791070698158392811671434713875164&text=онлайн+гимназия+литература+10+класс+УРОК+40

 

Тема: Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (1 час)

Цель: Проследить путь нравственных исканий князя Андрея, развивать умение анализировать и интерпретировать художественный текст, умение работать над характеристикой литературного героя

 

Инструкция по выполнению задания:

Посмотреть видеоурок   ( ссылка https://yandex.ru/video/search?text=онлайн%20гимназия%20литература%2010%20класс%20УРОК%2041&from=tabbar)

На основании материала видеоурока и дополнительного материала, составить характеристику Андрея Болконского по плану:

Общая характеристика

Внешность (цитаты из романа)

Черты характера

Образ мыслей до войны

Душевный переворот во время войны

Отношения с женщинами ( Лиза Мейн, Наташа Ростова)

Примирение с Богом

 

При работе над характеристикой используйте текст романа «Война и мир», дополнительные интернет-источники.

 

Дополнительный материал

 

Портрет Андрея Болконского

Мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».

В образе Болконского в романе «Война и мир» Толстой показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Андрей очень любил свою семью, уважал отца – старого князя Болконского, называл его «Вы, батюшка…» Как пишет Толстой «…весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимой радостью вызывал отца на разговор и слушал его».

Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется нам таким.

Герои романа об Андрее Болконском

Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»

Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.

Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.

Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.

Князь Болконский и война

В разговоре с Пьером Безуховым Болконский высказал мысль: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».

Но сильна была тяга Андрея к славе, к величайшему предназначению, он шел к «своему Тулону» – вот он, герой романа Толстого. «…мы офицеры, которые служим своему царю и отечеству…», – с истинным патриотизмом говорил Болконский.

По просьбе своего отца, Андрей попал в штаб Кутузова. В армии Андрей имел две репутации, очень не схожие между собой. Одни «слушали его, восхищались им и подражали ему», другие «считали его надутым, холодным и неприятным человеком». Но он заставил их любить и уважать себя, некоторые его даже боялись.

Болконский считал Наполеона Бонапарта «великим полководцем». Он признавал его гениальность и восхищался его талантом вести военные действия. Когда Болконскому поручили миссию доложить австрийскому императору Францу об удачном сражении под Кремсом, Болконский был горд и рад, что едет именно он. Он чувствовал себя героем. Но приехав в Брюнне, он узнал, что Вена занята французами, что есть «Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта…» и о своей славе уже не думал. Он думал о том, как спасти русскую армию.

В Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» находится на пике своей славы. Сам того не ожидая, он схватил брошенное знамя и с криком «Ребята, вперед!» побежал на врага, за ним побежал весь батальон. Андрей был ранен и упал на поле, над ним было только небо: «…ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» Судьба Андрея после Аустрелицкой битвы была неизвестна. Кутузов писал отцу Болконского: «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества…до сих пор неизвестно, – жив ли он или нет». Но вскоре Андрей вернулся домой и решил более не участвовать в каких-нибудь военных действиях. Жизнь его приобрела видимое спокойствие и равнодушие. Встреча с Наташей Ростовой перевернула его жизнь: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»

Болконский и любовь

В самом начале романа в разговоре с Пьером Безуховым Болконский сказал фразу: «Никогда, никогда не женись, мой друг!» Андрей, казалось, любил свою жену Лизу, но его суждения о женщинах говорят о его высокомерии: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!» Когда он первый раз увидел Ростову, она показалась ему радостной, взбалмошной девчонкой, которая только и умеет, что бегать, петь, танцевать и веселиться. Но постепенно к нему пришло чувство любви. Наташа дарила ему легкость, радость, ощущение жизни, то, Болконским было давно забыто. Нет больше тоски, презрения к жизни, разочарования, он чувствовал совсем другую, новую жизнь. Андрей рассказал о своей любви Пьеру и утвердился в мысли жениться на Ростовой.

Князь Болконский и Наташа Ростова были посватаны. Расстаться на целый год для Наташи было мучением, а для Андрея проверкой чувств. Увлекшись Анатолем Курагиным, Ростова не сдержала слова, данного Болконскому. Но волею судьбы Анатоль и Андрей оказались вместе на одре смерти. Болконский простил его и Наташу. После ранения на Бородинском поле Андрей умирает. Его последние дни жизни проводит с ним Наташа. Она ухаживает за ним очень заботливо, глазами понимая и угадывая, что именно хочет Болконский.

Андрей Болконский и смерть

Болконский не боялся умереть. Это чувство он испытывал уже дважды. Лежа под Аустерлицким небом он думал, что смерть пришла к нему. И теперь рядом с Наташей он был совершенно уверен в том, что прожил эту жизнь не зря. Последние мысли князя Андрея были о любви, о жизни. Он умер в полном спокойствии, потому что знал и понимал, что есть любовь, и что он любит: «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…»

Но все же в романе «Война и мир» Андрей Болконский заслуживает особого внимания. Именно поэтому, прочитав роман Толстого, я решил написать сочинение на тему «Андрей Болконский – герой романа «Война и мир». Хотя достойных героев в этом произведении достаточно, и Пьер, и Наташа, и Марья.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации